+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Позитивизм закон трех стадий развития человеческого духа о конт

Огюст Конт (1798 – 1895) – биография французского философа и основные труды

Позитивизм закон трех стадий развития человеческого духа о конт

Полное имя ученого — Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт. Он родился 19 января 1798 года в южном городе Монпелье во Франции в католической семье. Его отец работал сборщиком податей, о матери и других родственниках информации о биографии не сохранилось.

В лицее Огюст особенно хорошо успевал в математике. Неудивительно, что по окончании он поступил в Политехническую школу — высшую школу для подготовки инженеров, которая выпустила многих известных физиков, химиков и математиков. Многие преподаватели и студенты тогда отмечали выдающиеся умственные способности Конта.

Политехническая школа всегда была тесно связана с историей Франции, в особенности с Революцией и Наполеоном.

Большинство студентов поддерживали Бонапарта и его возвращение в 1815 году, протестовали против Реставрации.

Власти пытались усмирить молодых людей и уволили преподавателя математики Монжа, верного приверженца Наполеона. Это вызвало всплеск недовольства: студенты открыто освистывали правительство и хулиганили в городе.

В 1816 году возмущенные одним из репетиторов Школы молодые люди послали ему требование уйти в отставку. Бумагу написал Огюст Конт. Разозленное правительство закрыло всю Политехническую школу и уволило ряд преподавателей и учеников. В числе последних оказался Конт — его выслали в Монпелье.

Впрочем, уже на следующий год 19-летний Огюст вернулся в Париж, пойдя против воли родителей. Он с трудом добывал деньги, давая уроки математики. Попытки найти более устойчивое и оплачиваемое место окончились неудачно: например, юноша пытался устроиться секретарем к банкиру Казимиру Перье, но почти сразу же поссорился с ним.

Первые труды

Через некоторое время Огюст познакомился с философом и социологом Сен-Симоном. Несколько следующих лет он был учеником и сотрудником философа. В то время Конт написал «Проспект научных работ, необходимых для реорганизации общества» (издан в 1822 году) — первую часть «Катехизиса промышленников» Сен-Симона.

Этот проект выявил значительное разногласие между учителем и учеником:

  • Сен-Симон считал, что Конт принимает во внимание исключительно научную точку зрения (аристотелевскую), а религиозная часть системы остается неохваченной.
  • Для Конта предмет разногласия был иным: он утверждал, что новые религиозные идеи Сен-Симона противоречат убеждениям его, Огюста.

Примечательно, что под конец жизни Конт все же пришел к некоторым религиозным и сентиментальным взглядам, которые во многом были схожи с идеями Сен-Симона и его последователей. С последними философ поддерживал связь и после смерти их учителя в 1825 году, в частности, он размещал их статьи в журнале.

Несмотря на вызванные разногласия между авторами, публика положительно приняла первую публикацию философа: отзывы оставили критик (в дальнейшем министр) Гизо, философ Гегель, математик Карно и многие другие научные деятели. Успех поощрил Огюста Конта продолжить работу.

Проблемы со здоровьем

В 1826 году философ начал читать курс позитивной философии в своей квартире. Его слушателями были зоолог Блэнвиль, математик Пуансо, географ Гумбольдт и врач Бруссе. Но уже после 3 лекции Конт в припадке помешательства бежал из Парижа в Монморанси. Причинами могли стать излишнее умственной напряжение и домашние неприятности.

Философ был помещен в психиатрическую лечебницу, откуда его вскоре выпустили на попечение матери и жены. Домашняя обстановка способствовала быстрому выздоровлению, хотя приступы временами возвращались к нему. Во время одного приступа Конт даже бросился в реку Сену, но его вытащили.

Но все же в августе 1828 года он полностью выздоровел, и через полгода смог возобновить прерванный курс позитивной философии. Через некоторое время курс был повторен для более широкой публики.

В 1830 Огюст отказался вступать в национальную гвардию при короле Луи-Филиппе I из-за своих республиканских убеждений. Это привело к нескольким дням ареста.

В 1832—1833 годах философ пытался добиться учреждения для себя кафедры истории математических и естественных наук. Для этого он неоднократно обращался к Гизо, министру народного просвещения, но встречал лишь отказ. Сам Гизо, несмотря на оставленный положительный отзыв о первой публикации Конта, считал его добросовестным, но ограниченным фанатиком.

Дальнейшая работа

В 1830 году Конт и ряд ученых основали Политехническую ассоциацию, которая должна была просвещать рабочих при помощи бесплатных курсов точных наук. Сам Конт читал курс астрономии. В это же время он давал частные уроки и получил место в Политехнической школе: сперва репетитора, затем — экзаменатора. В Академию наук его так и не приняли.

В 1830—1842 годах Конт издал 6 томов «Курса позитивной философии». Интересный факт: в это время Конт старался не читать газеты или журналы, а также книги, относившиеся к его теме.

Вместо этого он читал в подлиннике латинских, итальянских, английских и испанских поэтов, часто посещал оперу. По определению ученого, такая «мозговая гигиена» должна была помочь мыслить самостоятельно.

После окончания философского труда Огюст Конт сосредоточился на религиозно-политических вопросах. Это привело к созданию «позитивной религии» и притязаниям на достоинство первосвященника.

В это же время он открыто выступил против коллег из Политехнической школы, которые были недовольны размещенной в последнем томе «Курса» бранью знаменитого физика и астронома, члена Академии наук Араго.

Из-за противостояния Конт был вынужден покинуть место в Политехе, что привело к финансовым затруднениям и необходимости воспользоваться частной благотворительностью.

Вторым значимым трудом Конта стала «Система позитивной политики» в 4 томах. Она была написана в 1851—1854 годах. Сам автор считал «Систему» своим главным трудом.

В нем он развивал мысль о том, что преобразования в политике и обществе должны быть тесно связаны с новой религией, первосвященником которой выступал сам Огюст Конт.

Он старался привлечь на свою сторону императора Николая I, визиря Решид-пашу и орден иезуитов, последний особенно тщательно.

Впрочем, его усилия не оправдались: иезуиты отказались иметь дело с политикой и в особенности с человеком, отрицающем Христа. Отказ не остановил философа: тот лишь огорчился отсталости монахов. При этом открытия в точных науках, сделанные при его жизни, были либо чужды ему, либо противоречили мнению.

Последние годы

В 1852 году Конт разошелся со своим учеником Литре. Последний принимал позитивизм Конта, но отказался от мистической составляющей. Это событие ускорило смерть ученого.

В 1855 Конт включил в завещание некоторые пункты, оскорбляющие жену. Литре вступился за женщину, из-за чего отношения между ними обострились еще сильнее.

В мае 1857 Конт сильно заболел. Литре решился вновь обсудить с учителем завещание, но тот отказался менять документ. Из-за расстройства через несколько дней с Огюстом случился удар. 5 сентября наступило некоторое улучшение, но, когда ученого пришли проведать, то нашли без сознания перед «алтарем Клотильды» — креслом покойной любовницы Конта.

Вечером 5 сентября 1857 Огюст Конт скончался.

После смерти его супруга завладела имуществом и жильем мужа, выбросила реликвии и пыталась через суд оспорить завещание, ссылаясь на то, что философ последние годы был сумасшедшим. Суд не согласился с ней и оставил завещание в силе, вычеркнув только пункты, задевающие ее честь.

Учение и этапы в творчестве

Конт посвятил всю жизнь науке: сперва математике, после философии. Он считается основателем позитивизма — направления, желавшего придать философии научную основу. Само слово «позитивизм» означает «наука» — именно на ней должна основываться философия, отказавшись от идеализма и материализма.

Философия, согласно мнению Конта, базировалась на следующих платформах:

  • Знания должны быть точными и достоверными, выделить его можно только научным методом, с опорой на другие науки.
  • Основной способ получения знаний — эмпирическое наблюдение.
  • Необходимо отказаться от оценочного характера исследования и статуса «царицы наук».

Философия Огюста Конта кратко выразилась в законе двойной эволюции — технической и интеллектуальной. Ученый считал, что умственное, социальное и государственное развитие проходит три этапа. Они кратко сформированы в позитивистском «Законе трех стадий».Его иерархия и краткое содержание:

  1. Теологическая: младенчество, потребности людей примитивны и удовлетворяются самым простым способом. Происходящее вокруг объясняется преимущественно богами и сверхъестественными силами и духами. Научные знания отсутствуют, но создается иллюзия постижимости всего мира. В обществе соответствует военному господству.
  2. Метафизическая (абстрактная): отличается стремлением человека к абсолютному знанию о первопричинах. В отличие от теологической стадии на метафизической сверхъестественные силы заменяются на абстрактные, но ученые больше внимания уделяют умозаключениям, чем научным фактам и наблюдениям. Задача стадии: обозначить переход мышления от теологии к науке. Стадия соответствует феодализму.
  3. Позитивная (научная): новая стадия. На первый план выходят научная деятельность, знания и наблюдения за действительностью. Развитие общества связано исключительно с наукой и прогрессом. Соответствует промышленной цивилизации.

Социологию Конт считал универсальной наукой, он же впервые назвал ее. Первоначальное название социологии в работах О. Конта — социальная физика. Это подчеркивало необходимость изучения социологии как точной науки, выявления универсальных для природы и общества законов.

По мнению Огюста, позитивная философия и социология должны изучаться всеми учеными, вне зависимости от специализации, на вводном курсе. Это позволит им понять принцип разделения труда. При этом философ подчеркивал, что формирование позитивизма не завершено. После его смерти течение прошло большую эволюцию: махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и другие.

Личная жизнь

В молодость Огюст Конт не отличался разборчивостью или верностью в любви. В 1818 году в 20 лет он сошелся с дамой, которая была намного старше него, вскоре у них родилась дочь.

В 1821 году Огюст познакомился с Каролиной Массен, девушкой легкого поведения. По замечанию самого Конта, Массен обладала сильным характером и была довольно умна, но ей не хватало нравственности и женственности.

Семейная жизнь с Каролиной оказалось непростой. Некоторые исследователи считают, что одной из причин помешательства Огюста в 1826 году стала его ревность к постоянно кокетничающей женщине. Когда же Каролина приехала за ним, Конт в припадке бросил ее в озеро и едва не утопил. После выписки из лечебницы по настоянию матери Огюст и Каролина обвенчались, но в 1842 году супруги разошлись.

В 1845 году Огюст познакомился с 30-летней Клотильдой де Во, женой лишенного прав преступника. Характеры Клотильды и Каролины сильно различались в пользу первой.

Отношения Конта и де Во носили исключительно платонический, идеальный характер. Когда через год женщина умерла, любовь превратилась в мистический культ, а после стала основой «позитивной религии».

Мысли философа перешли из научной сферы в религиозную.

Французский философ Огюст Конт прожил трудную и необычную жизнь, но в основном запомнился как создатель теории позитивизма и концепции трехступенчатой модели развития науки и общества.

Также ученый внес большой вклад в развитие социологических доктрины и пирамиды.

Среди наиболее известных его трудов: «Курс позитивной философии» и «Трактат по социологии, устанавливающей религию Человечества».

Источник: https://nauka.club/biografii/ogyust-kont.html

Позитивизм в философии: появление понятия, развитие идеи, главные тезисы и история становления

Позитивизм закон трех стадий развития человеческого духа о конт

Впервые понятие «позитивизм» появилось в 30 годах 19 века. Позитивизм в философии – это направление, рассматривающее философское знание, как достоверную информацию, полученную научным (позитивным) методом. Позитивисты стремятся избавить философию от рассматривания сути вещей и сделать ее полноценной наукой, опирающейся на факты.

Этапы развития позитивизма

Позитивизм, как философское направление, был разработан французским мыслителем Огюстом Контом. Развитие позитивизма происходило в 3 этапа:

  1. 1819 – 1828 гг. Конт работает вместе с Сен-Симоном и развивает его идеи. Он формирует собственное мнение о роли науки и ученых для общества. Формирует понятие «позитивной политики», издает программные сочинения «опускулы». Выделяет главные эпохи развития человечества: критическую и органическую.
  2. 1830 – 1842 гг. Конт разрабатывает основы позитивного мировоззрения. Находит подтверждение своей теории о включенности человечества в общую систему мироздания. Конт издает «Курс позитивной психологии» – собрание сочинений, в котором изложил свои взгляды на роль философии, ее дальнейшие пути развития.
  3. 1845 – 1857 гг. Конт рассматривает свою теорию через призму религии. Он полагает, что наука подчинена религиозной морали, а становление общества является результатом человеческой деятельности.

На позднем этапе работы, основной задачей Конт считал примирение науки и религии. Положительная философия с помощью субъективного метода должна была превратить религию в положительную религию, основанную на позитивном (научном) знании.

Огюст Конт – основоположник позитивизма

Огюст Конт родился во французском городе Монпелье, в 1798 г. Его отец был сборщиком податей, поэтому он мог позволить себе дать сыну хорошее образование. Огюст окончил лицей Жоффре и поступил в Политехническую школу.

Он выделялся среди однокурсников талантом к математике, лидерскими качествами и склочным характером. Из-за ссоры с преподавателем Огюста выслали из школы.

Несколько лет он вынужден был выживать за счет редких уроков математики и случайных заработков.

Знакомство с философом Анри Сен-Симоном послужило началом становления Огюста, как будущего основателя позитивизма. Будучи учеником знаменитого мыслителя, Конт совместно с ним написал «Катехизис промышленников».

В этой работе он перечислил основные изменения, необходимые для реорганизации общества. В процессе написания научного труда стало понятно, что у Сен-Симона и Конта разные подходы к философскому знанию.

Конт критиковал религиозные взгляды своего учителя и вскоре ушел от него, чтобы основать собственную школу.

Конт был ярым сторонником научного прогресса. Вместе с единомышленниками он организовал бесплатные курсы точных наук для рабочего населения. Параллельно с этим Он пытался получить место преподавателя в Академии наук, но регулярно получал отказы.

Это отрицательно сказалось на нестабильном душевном здоровье философа. Многие коллеги отмечали, что он склонен к беспричинным припадкам агрессии.

Однажды, Конт в приступе ревности чуть не утопил жену, а спустя несколько лет пытался утопиться сам, но его спасли.

В 1845 г. Огюст влюбился в Клотильду де Во. Их роман был бурным, но очень коротким: спустя год после их знакомства Клотильда умерла.

После ее смерти, мужчина отказался от прежних взглядов, увлекся религией и последние годы жизни провел затворником, рассорившись со своими самыми преданными учениками. Огюст умер 1857 г. Все его имущество по завещанию досталось жене.

Супруга, оскорбленная изменой мужа, выбросила большую часть его имущества и не позволила последователям забрать его письменные работы, хранившиеся дома.

Джонн Стюарт Милль: влияние позитивизма на английское общество

Джонн Милль был одним из учеников Конта и его преданным последователем. Он родился в Англии, в 1806 г.

Милль был одаренным ребенком: к 14 годам он изучил греческий язык, высшую математику, физику, химию, самостоятельно написал 6 работ по истории.

Изначально он был последователем идей Бентама: приверженцем общественного строя, основанного на неограниченной конкуренции и частной собственности.

После знакомства с учениями Конта, Сен-Симона Милль радикально изменил свое мнение и стал выступать за реформацию общества. Он поддерживал свободу слова и отрицал цензуру.

Критиковал буржуазный образ жизни, социальное и экономическое неравенство.

После женитьбы на Гарриет, Тейлор Милль заинтересовался вопросами гендерного неравенства и первым из общественных деятелей стал выступать за женскую эмансипацию и предоставление женщинам избирательного права.

Он горячо поддерживал идеи Конта о необходимости вывести философию в область исключительно научного знания. Милль внес значительный вклад в развитие позитивисткого подхода не только в философии, но и в большинстве гуманитарных наук.

Постулаты классического позитивизма

Основоположники классического позитивизма: О. Конт, Д. Милль и Г. Спенсер. Это течение философии основывается на мнении Конта о бессмысленности спора между идеализмом и материализмом.

Кратко его измышления можно представить 5 тезисами:

  • философское знание должно быть точным и достоверным;
  • философия должна взаимодействовать с другими науками и использовать научный метод познания;
  • эмпирическое наблюдение – основной метод познания;
  • задача философии – исследовать факты, не принимая во внимание антинаучные подходы;
  • философия должна стать полноценной наукой, с развитой базой и арсеналом научным средств.

В рамках позитивизма Кон создал закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической, в каждой из которых было 3 стадии развития.

Стадии интеллектуального развития:

  • теологическая;
  • метафизическая;
  • позитивная.

Стадии технического развития:

  • традиционное общество;
  • доиндустриальное общество;
  • индустриальное общество.

Работы Конта стали основой философии позитивизма. Это направление развивалось его последователями. Милль пытался привнести в философию индуктивную логику – метод, основанный на анализе данных, полученных в результате опыта. Мыслитель полагал, что даже точные науки должны отказаться от аксиом (неоспоримых истин) и развиваться с помощью практических методов.

Еще один представитель раннего позитивизма, Спенсер, рассматривал общество сквозь призму биологии. Он был одним из родоначальников ориентированной социологии – науки, основанной на законе единства человека и природы. Спенсер представлял общество, как единый организм, который развивается как любое животное или растение: постепенно усложняется, изменяясь под влиянием окружающей среды.

Особенности эмпириокритицизма

Эмпириокритицизмом (или махизмом) называют альтернативную версию классического позитивизма. Его создатели: Р. Авенариус, Э. Мах, А. Пуанкаре. идея эмпириокритицизма: основой философии должен быть критический опыт. Человек может изучать окружающий мир только посредством комплекса чувств, поэтому его знание – результат опытного исследования.

Чтобы стать полноценной наукой, философия должна соответствовать основным требованиям:

  • являться интегративной (доступной) для изучения не только академикам, но и любому желающему;
  • стать понятной, избавится от абстрактных терминов в пользу конкретных ощущений и явлений.

Эмпириокритицизм, опирающийся на субъективный опыт, частично противоречил основной идее позитивизма. Это направление не получило широкого распространения и часто подается как отдельное направление в философии.

Становление неопозитивизма

Развитие неопозитивизма в философии пришлось на середину 20 века. Его основные представители: Р. Карнал, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Основной задачей философии они видели логический анализ языка науки. Язык – главное средство восприятия и способ передачи научного знания. Философия неопозитивизма близка к герменевтике, и стремится исследовать семантику (истинное значение) текста.

Еще одна цель неопозитивизма: избавление науки от метафизических проблем. Поскольку такие понятия как Бог, сознание, бытие не могут быть верифицированы (проверены на собственном опыте), они не имеют достоверного научного решения и не должны быть проблемами философии.

Постпозитивизм: будущее науки

Постпозитивизм – новейший вариант позитивизма. Его создатели: К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд. В основу постпозитивизма легли идеи Поппера, автора концепции критического рационализма, которую он противопоставил логическому позитивизму.

К ним относятся:

  1. Теория трех миров. Согласно Попперу, существует три мира: объектов, субъектов и объективного знания.
  2. Принцип фаллибилизма. Любое научное знание – гипотеза, которая может быть опровергнута.
  3. Принцип фальсификации. Научная теория не может быть согласована со всеми фактами и должна опровергать их.
  4. Проблема демаркации. Научное знание должно быть отделено от ненаучного путем критического рассмотрения каждой теории.

цель постпозитивизма – развитие научного знания, а не исследование его структуры. Постпозитивисты не считают необходимым исключить из науки метафизические проблемы, поскольку не все научные знания были получены благодаря практическому опыту.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/pozitivizm.html

Позитивизм закон трех стадий развития человеческого духа о конт

Позитивизм закон трех стадий развития человеческого духа о конт

  • Информация
  • Новости
  • Статьи

Конт пытается создать позитивную версию христианской религии без Христа – религию человечества в целом или великого существа, которому поклоняются в новой религии. В.

Соловьев в конце жизни напишет статью, в которой будет пытаться объяснить, что на самом деле в учении позднего Конта была некая хотя и искаженная, но истинная интуиция относительного того, что соловьев связывал с учением о Софии.

У Конта был аналог Богородицы – Клотильда де Во, в которую он был платоническим образом влюблен в конце жизни, и которая умерла в течение несколько лет после их знакомства.

До сих пор существуют сторонники контовских религиозных идей.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 22 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2019 год.

Происходящие в природном мире события человек связывает с деятельностью особых сверхъестественных существ, во многом подобных людям, но неизмеримо превосходящих их. Согласно Конту теологическая стадия -необходимый этап в развитии человечества. Теологический способ мышления совершенно неизбежен в качестве исходной точки познавательного процесса.

Закон «трех стадий»

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом “трех стадий”, или “трех состояний”, который он считал своим главным открытием.

Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.

1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он “стремится к абсолютному знанию”.

Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития:

фетишизм,

политеизм,

монотеизм.

При фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в

них богов. Политеизм (Др.

Позитивизм закон трех стадий развития человеческого духа о контроле

Базовой ячейкой общества Конт считает семью, которая представляет собой своеобразную » субстанцию » социума.

Учение об изменении социальных систем Конт называет «социальной динамикой».

Представление об общественном прогрессе является ведущим в «социальной динамике» Конта. Развитие и здесь совершается по «закону трех стадий». Теологическая стадия — до 1300 года — делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм.

Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной — здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция).

Позитивизм закон трех стадий развития человеческого духа о контур

Важно

Теологическая стадия — до 1300 года — делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм.

Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной — здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция).

Постепенное рождение «промышленной» («позитивной») стадии в начале 19 века привело к распространению идей альтруизма, социальности и «позитивной» философии.

Третий раздел своей социологии Конт называет «социальной политикой».

Основной ее тезис — это превращение «позитивной философии» в религию всего человечества.

Представления Конта далеки от того, чтобы быть простым описанием фактов. Они не являются «позитивным знанием» в смысле обобщенного описания наблюдательных данных.

Главные труды – два многотомных произведения «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики».

Вскоре после того, как в 1826 г. Огюст Конт начинает читать лекции по позитивной философии для узкого круга людей, он довольно быстро заболевает тяжелым умственным расстройством и его лечат в течение 10-и лет.

По поводу того насколько он был вменяем в последние годы жизни идут споры.
Тем ни менее, часто гениальность с безумием сочетаются достаточно хорошо – Конту удается выразить очень важные и носившиеся в воздухе идеи.

В молодости он активно изучал математику и естествознание, учился в Политехнической школе, а позднее работал там репетитором.

Огюст Конт в своих идеях не везде оригинален, часть его идей позаимствованы у не менее известного человека, создателя утопического социализма – Анри Сен-Симона.

Позитивная (или научная) стадия, по Конту, является «окончательным состоянием человеческого ума».

Основной признак позитивной стадии — «закон постоянного подчинения воображения наблюдению».

Это означает, что отныне вместо исследования неразрешимых вопросов о сущности бытия человек направляет свои усилия на изучение фактов и установление законов, т. е.

тех отношений, которые существуют между наблюдаемыми явлениями. «Истинный позитивный дух состоит преимущественно … в замене слова «почему» словом «как»».

Таков закон трех стадий — ключевое понятие философии Конта. Этот закон подтверждает и развитие человека (каждый из нас — теолог в детстве, метафизик в юности и физик в зрелости).

Внимание

Спенсер) 30-60е года XIX века

· второй позитивизм (Э. Мах, Р. Авенариус) до 10-х годов XX века

· третий позитивизм (М. Шлик, Л. Карнап) 20-30е годы, вплоть до 50-60х годов XX века

Первый позитивизм.

Родоначальник – французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857гг).

Именно он вводит термин «позитивная философия». Его главные произведения:

«Курс позитивной философии» (6 томов, 1830-1842гг),

«Система позитивной политики» (4 тома, 1851-1854гг).

Биография О. Конта поражает безумием этого человека. Вскоре после того, как он начинает читать лекции по позитивной философии для узкого круга слушателей в 1826 году, он быстро заболевает тяжелым умственным расстройством и следующие десять лет проходит серьезное лечение. Затем он поправляется и издает «курс позитивной философии».

Но трудно сказать, был ли он вменяем в последний год своей жизни.

Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире.

Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

Третья стадия, по Конту, — позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е.

ПО

  • IV. ЭВОЛЮЦИОННАЯ И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • Quot;Средние слои» как стабилизирующий фактор общественного развития.
  • V. Основные направления развития международного сотрудничества
  • V. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ СОЦИОЛОГИИ
  • V2: 1.3. Этапы развития денежной системы Российской Федерации

Только в XIX-XX вв. слово «наука» начинает означать специфический вид деятельности отличный от других форм познания, в частности отличный от философского познания. До конца XVIII в. слово «наука» означает просто достоверное знание.

Первая философская школа XIX в. – позитивизм.

Конт стремится построить «позитивную» науку об обществе — социологию (сам этот термин — его удачное изобретение), которая была чем-то вроде «социальной физики». Социология Конта представлена в трех разделах: учение об условиях существования общества, учение

об изменении социальных систем, программа социального действия. Первый раздел своей социологии, которую Конт хочет видеть чем-то вроде «социальной физики», он называет «социальной статикой».

В нем он рассматривает основные, по Конту, социальные институты (семью, государство, церковь).

Базовой ячейкой общества Конт считает семью, которая представляет собой своеобразную » субстанцию » социума.

Учение об изменении социальных систем Конт называет «социальной динамикой». Представление об общественном прогрессе является ведущим в «социальной динамике» Конта. Развитие и здесь совершается по «закону трех стадий».

Источник: http://nds13.ru/pozitivizm-zakon-treh-stadij-razvitiya-chelovecheskogo-duha-o-kont

Позитивизм как обоснование науки

Позитивизм закон трех стадий развития человеческого духа о конт

Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому.

Он противопоставляет духу отрицания и в теории, и в действительности, принесенному Революцией (впрочем, разрушившей то, что было достойно разрушения), созидательный, позитивный дух.

Категория “позитивного” становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому “позитивизм” и другие слова, производные от “позитивного”, становятся основными терминами для обозначения контовского учения.

Что же такое “позитивное” в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова:

  • 1) реальное в противовес химерическому;
  • 2) полезное в противовес негодному;
  • 3) достоверное в противовес сомнительному;
  • 4) точное в противовес смутному;
  • 5) организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом “трех стадий”, или “трех состояний”, который он считал своим главным открытием.

Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.

1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он “стремится к абсолютному знанию”.

Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития:

фетишизм,

политеизм,

монотеизм.

При фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в

них богов. Политеизм (Др. Греция и Рим) наделял жизнью фиктивные существа, вмешательство которых объясняло все происходящее (Зевс, Гера, Юпитер).

Теологическая стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобны предположению о том, что у низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных.

2) Метафизическая стадия (1300 – 1800г.) характеризуется разрушением старых верований – фундамента общественного порядка, реформацией, просвещением.

Великой Французской революцией (триумф метафизиков и правовиков). Это привело к упадку всех авторитетов, власти господствующих классов и религии. Эмансипация личности угнетенных классов, революция на стадии доктрины, которая могла бы объединить умы.

Стремление к революционным изменениям – значит идти против исторического закона, нарушать ее закономерный ход. Философский дух санкционировал философские сомнения, моральную непорочность и политический беспорядок.

Современное общество, погруженное в анархию, испытывает потребность в новой идеологии, которая приедет на смену ложным, фиктивным доктринам и исполнит интегрируемую общественную роль.

На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций.

На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика “вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать”. Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным.

Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.

3) Последняя – позитивная эра. Ее основные признаки: распространение науки, создание позитивной теории, позитивизма. Промышленный строй приходит на смену военному, характерному для теологической эпохи. Гармоничное и равномерное развитие всех элементов жизни гарантирует использование достижений науки на пользу всего человечества.

Позитивная эпоха имеет следующие характерные черты:

  • 1. победа альтруизма над эгоизмом;
  • 2. рост социальных чувств;
  • 3. обеспечение легкой и приятной жизни;
  • 4. быстрое развитие материальной культуры общества;
  • 5. справедливость и мир.

Высшая, позитивная стадия начинается, по Конту в ХIХ в. и связана с утверждением научного, позитивного сознания.

На этой стадии устанавливается социальная гармония, происходит быстрое развитие промышленности и науки, наступает расцвет культуры, достигается победа альтруизма над эгоизмом, полностью уходят в прошлое военный дух и милитаризм.

В центр духовной жизни выдвигаются ученые-позитивисты, а на смену аристократии приходит социократия, основу которой составляют промышленники и специалисты в области управления.

Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению.

На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов.

Иногда Конт высказывается не только против изучения “конечных” причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос “почему” вопросом “как”. Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т.

е. позитивная наука, цель которой – познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов – условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения – ее предназначение.

Огюст Конт считал, что современное ему общество находится на грани перехода к третьей стадии. Для реализации такого перехода обществу необходимо новое знание о самом себе — не критически философское, а позитивно-научное.

Он назвал такую науку «социологией» — аналогично биологии и названиям других естественно-научных дисциплин. Социология должна быть доказательной, отличаться нейтральностью, т.е.

быть свободной от личных предпочтений и антипатий, как всякая наука.

Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность. Эта классификация включает в себя шесть основных наук: математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию.

Характерно, что в этой классификации нет философии и психологии. Отсутствие первой объясняется тем, что Конт не мыслил философию в качестве особой отрасли знания: для него позитивная философия – это та же наука, наблюдающая наиболее общие законы, обобщающая результаты частных наук и обеспечивающая их единство.

Отсутствие психологии объясняется тем, что тогдашняя психология была преимущественно интроспективной, основанной на самонаблюдении, что, по Конту, не позволяло считать ее наукой, тем более, что в период создания своей классификации он придавал главное значение “объективному” методу, основанному на внешнем наблюдении.

Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей.

Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свой собственный, обусловленный спецификой изучаемого объекта.

Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии наук находится социология.

Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они понимали общество как создание человеческого разума (французские философы- просветители), разумной воли индивидов.

Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни.

Новую науку социологию Конт разделил на две части. Первая часть — социальная статика, изучающую естественные, устойчивые условия, социальную структуру общества и т. п. Сюда он относит географическую среду, семью (ячейку общества), общественное разделение и интеграцию (и солидарность) труда, образующие структуру общества, и другие феномены.

Говоря о человеке с социологической точки зрения, Конт выделяет в нем соотношение умственных (интеллектуальных) и эмоциональных качеств. В обществе существует социальная иерархия и субординация, основанные на разделении труда. Правительство играет ведущую роль, находясь на вершине социальной пирамиды и руководствуясь научной социологией.

Вторая часть — социальная динамика, изучающая естественные причины и законы общественного развития. Здесь Конт выступает представителем эволюционного направления в социологии. Социальная динамика изображает историю человечества как последовательную смену состояний человеческого ума (интеллекта).

Развитие идет от военного к индустриальному типу общества, которое базируется на промышленности, проникновении позитивной науки во все сферы экономики и урбанизации населения. Цель общественного прогресса заключается в преодолении эгоистических интересов и ориентации на альтруистические интересы.

Схема1. Позитивистская социология О.Конта

Общественные явления, отличие от биологических, постоянно находятся в состоянии изменения, преобразования и развития но времени. Их сущность – историчность. Поэтому Конт уважительно относится к Кондорсе, который рассматривал общество с исторической точки зрения.

Не отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические идеи, которые управляют миром и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится на мнениях.

Область социологических исследований открылась Контом очень широко. Она впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции других абстрактных наук, включенных в его классификацию.

Основной и главной действительностью, по Конту, из которой должен исходить исследователь социологии, является общество, взятое с его целостности.

Под обществом Конт понимал органическое единство всего человечества, всей человеческой цивилизации или какой-то его большой части, связанным с всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим функционированием его и структурных элементов.

Он включал в предмет социологии не только современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают влияние на современные поколения и складываются с ними в едином общественно – цивилизационном процессе.

Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого, целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода к общественной жизни.

Следует, однако, заметить, что Конт не понимал диалектики социальных элементов и структуры и рассматривал элементы социальной жизни как простые, вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных комбинаций одних и тех же элементов.

Социология как наука о человеческом обществе — самая молодая наука в составленной Контом энциклопедии наук. С ее помощью можно не только объяснять законы общественного устройства и развития, но и поставить на научную основу политику, чтобы она служила прогрессу человека и общества.

Вместе с тем социология — «самая сложная в иерархии позитивных наук и потому должна опираться на все ранее сформировавшиеся позитивные науки». Из них главной и основополагающей Конту кажется математика, исторически самой ранней — астрономия. За астрономией следуют физика, химия и биология.

Для того чтобы заниматься социологией, нужно усвоить эти науки.

Page 3

Конт был убежденным эволюционистом и считал, что изменения в обществе должны носить постепенный, плавный, мирный характер. Он также признавал необходимость частной собственности, полагая, что неважно, кому принадлежат капиталы, лишь бы их использование приносило пользу всему обществу.

Идеалом общественного устройства Конт считал социальный порядок, основанный на солидарности всех слоев и групп общества.

По его мнению, в достижении социальной гармонии большую роль может сыграть социологическая наука, которая призвана найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества.

Заслуга Конта состояла в том, что он обосновал необходимость научного изучения общества, выделил социологию в качестве самостоятельной науки, ввел само понятие «социология», показал важность социологической науки для решения социальных проблем.

При жизни позитивистские теории Конта были мало известны, однако с 60-х годов XIX века его идеи получили широкое распространение, интерес к позитивизму как философской доктрины вырос. Позитивистами объявили себя многие естествоиспытатели (Ипполит Тэн).

Конт синтезировал многие основные идеи обществоведения; он выступил против спекулятивно-умозрительного в общественной жизни и теологических концепций.

Апелляция к положительному знанию, признание закономерности исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и структур общества – все это оказало огромное влияние на развитие общественных наук. позитивистский социологический конт общество

История социологии отмечает творческий ум Конта, его энциклопедичность. Его сравнивают с гением – отцом диалектики.

Конт впервые создал новую науку об обществе на основе синтеза идей своего времени, обрисовав контуры социальной структуры общества, нашел новые социологические методы. Он заложил фундамент социологии как науки.

Page 4

  • 1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Ничепуренко В.Н., Попов А.В. Социология. Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.
  • 2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю. Семенов В.А. Западная теоретическая социология – СПб.,2001
  • 3. Зборовский Г.Е. Общая социология. М., 2004
  • 4. История социологии. ХIX – нач. ХХ века: в 2 ч.: учебное пособие. Ч. 1. Западная социология / А. В. Воронцов, И. А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005.
  • 5. Кравченко А.И. Социология: учебник. М., 2007.
  • 6. Социология. Общий курс.Учебник.М.Инфра.2012.
  • 7. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов М., 2001.
  • 8. Харчева В.Г.Основы социологии. М.: Логос, 2000.
  • 9. Материалы сайта http://sociology2015.ru/

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/575594/sotsiologiya/pozitivizm_obosnovanie_nauki

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.