Газ которым заправляют машины
Памятка водителю автомобиля с ГБО
Напомним основные положения правил эскплуатации автомобилей с газобаллонным оборудованием и некоторые его особенности. Эти сведения помогут обеспечить безопасность и соблюсти закон при эксплуатации оборудования использующего в качестве топлива сжиженный газ, а так же разобраться с особенностями эксплуатации.
Общие положения
1.1. Водитель является ответственным лицом за соблюдение правил техники безопасности всеми находящимися на автомобиле лицами и обязан требовать от них исполнения этих правил.
1.2. Газобаллонная установка должна быть смонтирована на автомобиле на заводе-изготовителе или в специализированной организации. В паспорте на установку должна быть соответствующая отметка об этом и заключение об опрессовке системы рабочим давлением.
1.3.
На баллоне, установленном на автомобиле, должны быть выбиты и видны: — товарный знак завода-изготовителя; — номер баллона (заводской); — фактическая масса порожнего баллона (кг); — дата (месяц, год) изготовления и дата следующего освидетельствования; — рабочее давление (Р), Мпа; — пробное гидравлическое давление (П) Мпа; — вместимость баллона (л) в соответсвии с государственным стандартом или ТУ на их изготовление;
— номер стандарта на их изготовление.
1.4. При эксплуатации автомобиля, оснащенного газобаллонной установкой необходимо предъявлять специализированной организации газовый баллон для технического освидетельствования один раз в два года с отметкой в паспорте баллона.1.5. Основным видом опасности при эксплуатации газобаллонной аппаратуры может быть утечка газа.
С целью возможности хранения автомобиля с газом в закрытом помещении на каждой линии, выходящей из баллона, должно быть предусмотрено не менее трех независимо действующих запорных устройств.
На заправочной линии: вентиль блока арматуры, обратный клапан блока арматуры, заглушка заправочного устройства. На линии, питающей двигатель, — вентиль блока арматуры, скоростной клапан, электромагнитный клапан газовый с фильтром и разгрузочное устройство редуктора.
Опасные свойства сжиженного газа
2.1. В газообразном состоянии в 1,5–2 раза тяжелее воздуха, поэтому при утечке вызывает удушающее действие, что должно предопределять многие приемы безопасной эксплуатации.
При хранении в гараже и обнаружении запаха газа необходимо организовать проветривание, открыв ворота и обеспечив движение воздуха в нижней части помещения. Опасность представляет и скопление газа в смотровых ямах, погребах и т.п. Пропан-бутан также обладает слабым наркотическим действием.
При отравлении газом следует немедленно поместить пострадавшего на свежий воздух и вызвать скорую помощь.
2.2. По сравнению с другими горючими газами низка температура воспламенения (менее 500°С), поэтому сжиженные газы относятся к веществам пожароопасным.
2.3. Низкие пределы взрываемости. Это значит, что газовоздушная смесь содержащая от 1,5 до 10 процентов по объему пропана-бутана является гремучей, т.е.
способной взрываться при нагреве до температуры воспламенения (например от нагретых частей выпускного тракта автомобиля). Тротиловый эквивалент этой смеси равен 0,8.
Почувствовав запах газа, не пытайтесь завести двигатель не устранив утечку.
2.4. Низкая температура кипения (пропан — минус 42°С, бутан — минус 0,5°С). Следовательно, во время внезапного выхода в атмосферу и попадания на незащищенную часть тела человека, может произойти обморожение. Риск получить серьезные обморожения возрастает при проведении несанкционированной заправки в гаражных условиях.
2.5. Высокий коэффициент объемного расширения сжиженного газа в жидкой фазе (к=0,003, что в 16-ть раз больше чем у воды), поэтому заполнение баллонов не должно превышать 90 % их вместимости при разности температур при наполнении и хранении не более 40.Например, при заправке баллона емкостью 50 литров при температуре минус 20 градусов и последующем хранении в теплом помещении при температуре плюм 20 градусов перепад температур составит 40 градусов, что вызовет увеличение объема газа на 5 литров. Т.е. баллон окажется заполненным полностью.
При нагревании полностью заправленного (на 100%) баллона с газом на 1 градус давление в баллоне возрастает на 7 кг/см2.
Например, при заправке баллона при температуре -5 градусов и последующем хранении при +10 перепад составит 15 градусов, что вызовет повышение давления в баллоне на 105 кг/ см2. Баллон же при пробном испытании подвергается давлению только 25 кг/ см2 и поэтому нет никакой гарантии в том, что он выдержит это давление.
При большей разности температур, норма заполнения должна снижаться. Максимальная температура нагрева баллона не должна превышать 45°С.
2.6. Малая вязкость пропана-бутана благоприятствует утечкам при неплотностях в соединениях газовой арматуры.
2.7. Сжиженные газы медленно перемешиваются с воздухом при утечках, особенно без ветра и вентиляции, долгое время создавая угрозу взрыва.
2.8. Охлаждающее действие сжиженных газов может вызвать нарушения в нормальной работе аппаратуры, которые влияют на безопасность использования газа (образование кристаллогидратов и льда внутри, снежного инея снаружи).
2.9. Пропан-бутановая смесь не имеет ни цвета ни запаха, поэтому в её состав вводится специальное вещество с сильным характерным запахом -одорант.
В настоящее время наиболее распространенным одорантом является этилмеркаптан.Запах сжиженного газа ощущается уже при наличии концентрации, составляющей 1/5 нижнего предела взрываемости, что позволяет своевременно отреагировать на возникшую опасность.
Достоинства газового оборудования
3.1. Уменьшение суммарной токсичности выхлопных газов в 1,5-2 раза.
3.2. Перевод автомобиля на газ не требует серьезной переделки двигателя.
3.3. Невысокая стоимость топлива и, следовательно, быстрая окупаемость установки оборудования.
3.4. Износ двигателя уменьшается на 35-45%. Это связано с тем, что газ, в отличие от бензина, не растворяет масляную пленку в цилиндре, что способствует лучшей смазке пары «цилиндр-поршень» при этом срок службы масла увеличивается на 30-40%.
3.5. Работа двигателя на газе становится мягче, потому что газ сгорает немного медленней, но равномернее, чем бензин, и потому нет ударной нагрузки на цилиндропоршневую группу, которая неизбежно появляется при сгорании бензина.
3.6. Более высокое содержание водорода в газе обеспечивает более полное его сгорание) что способствует снижению СО,в камере сгорания не накапливаются смолистые отложении, уменьшается нагарообразование на свечах, а ресурс их увеличивается на 40%.
3.7. Газ — высококачественное топливо с октановым числом около 105. Поэтому ни на одном режиме работы двигателя не возникает детонация.
3.8. При выработке газа двигатель останавливается не сразу, прекращает работу через 2-4 км пробега.
3.9. Комбинированная система питания: газ плюс бензин – это 1000 км пути на одной заправке обеих топливных систем, а значит – можно не возить с собой канистру с бензином.
3.10. Газовые баллоны тороидальной формы умещаются в нише, свободной от запасного колеса, у автомобилей типов хэтчбек и универсал.3.11. Современные газовые топливные системы, выпускаемые в России и за рубежом, компактны и удобны. По форме они столь разнообразны, что автомобиле можно установить даже два баллона, не стеснив при этом водителя и пассажиров.
3.12.
Автомобили с системой впрыска топлива, оборудованные газовой аппаратурой, проще защищать от угона, чем автомобили с бензиновыми двигателями: отсоединив и забрав домой легкосъемный коммутатор, можно надежно заблокировать подачу обоих видов топлива и тем самым воспрепятствовать угону, Такой “блокиратор” трудно распознать, что служит серьёзным препятствием для несанкционированного пуска двигателя,
3.13. Газ не содержит вредных примесей, разрушающих двигатель и каталитический нейтрализатор.
3.14. Двигатель, работающий на газе, требует минимальной регулировки.
3.15. Отсутствие детонации при работе двигателя;
3.16. Уменьшение уровня шума на 2-3Дб.
3.17. Увеличение пробега на одной заправке в 2-3 раза.
Эксплуатация газобаллонных автомобилей
4.1. Перед запуском двигателя следует открыть капот и в течение некоторого времени держать его открытым (для проветривания подкапотного пространства), после чего убедиться в герметичности газовой аппаратуры, трубопроводов и соединений.
4.2. При обнаружении запаха газа провести проверку всех соединений газовой системы на герметичность мыльным раствором.
4.3. Строго соблюдать правила выезда и въезда в гаражное помещение: при выезде из гаража запрещается открывать вентиль расхода газа на баллоне, запускать двигатель на газе.
Необходимо запустить двигатель на бензине, выехать из гаража и затем перейти на работу на сжиженном газе.
При въезде в гаражное помещение необходимо перекрыть вентили подачи газа на баллоне и после того, как двигатель заглохнет, запустить двигатель на бензине и въехать в гаражное помещение.
4.4. Если газовую магистраль необходимо подогреть, то для этого разрешается применять только горячую воду или пар (температура воды не выше +300 С).
4.5. Заправлять автомобили газовым топливом разрешается только на газонаполнительных станциях (АГЗС). Въезд автомобиля на территорию газонаполнительной станции с взрывоопасным грузом, а также с людьми в кабине или кузове запрещается. Подъезжать к заправочной колонке можно только с разрешения газораздатчика.
4.6. Перед заправкой автомобиля проверяется путевой лист с отметкой о проверке баллонов или удостоверение с талоном на право вождения газобаллонного автомобиля.4.7. Не допускается заполнять СУГ, установленные на автомобилях баллоны, у которых: — истек срок периодического освидетельствования — нет установленных надписей и окраски (цвет баллона -красный, надпись “Пропан-бутан. Огнеопасно” – белая.) — не исправны вентили и клапаны — поврежден корпус баллона — ослаблено крепление баллона
— имеются утечки из соединений.
4.8. Во время заправки автомобиля сжиженным газом водителю запрещается: — стоять возле газонаполнительного шланга.
Если во время заправки в газонаполнительном шланге появилась трещина или разрыв, нужно немедленно перекрыть наполнительный вентиль на баллоне автомобиля; — производить ремонтные работы по автомобилю и ударять металлическими предметами во избежание искрообразования и воспламенения газа;
— производить регулировку и ремонт газовой аппаратуры, курить и пользоваться открытым огнем на территории газонаполнительной станции.
4.9. Если при запуске после заправки двигатель дает перебои, его следует немедленно заглушить, а автомобиль откатить на безопасное расстояние (не менее 15 м от газонаполнительной станции).
4.10. На территории газонаполнительной станции нельзя переходить с одного вида топлива на другой.
4.11. При появлении сильной утечки газа из баллона при закрытом вентиле, а также в случае неисправностей, которые не могут быть устранены водителем и представляют опасность для окружающих и автомобиля, необходимо принять срочные меры к перемещению автомобиля в безопасное место, где нет скопления людей, источников огня и жилых строений (не менее 100 метров).
4.12. При появлении запаха газа во время движения водитель должен немедленно остановить автомобиль, выявить неисправность, и принять меры для ее устранения.
4.13. При постановке газобаллонного автомобиля на ночную или длительную дневную стоянку, а также при нахождении в помещении для технического обслуживания необходимо закрыть расходный вентиль на баллоне, выработать весь газ, находящийся в системе питания, проверить герметичность баллона, закрыть магистральный вентиль и выключить зажигание.
4.14. Закрывать и открывать вентили следует плавно, не применяя дополнительных рычагов. Магистральный вентиль при работе на газе следует открывать полностью.4.15. Проверку и ремонт приборов электрооборудования автомобиля можно вести только после проветривания подкапотного пространства.
4.16. При эксплуатации газобаллонных автомобилей запрещается: — снимать с баллона и разбирать блок арматуры; — самостоятельно производить регулировку предохранительных устройств ГБО.
— работать с неисправным газовым оборудованием, при обнаружении внешних механических повреждений или при наличии утечек газа в соединениях; — заправлять баллон газом свыше 90 % по объему; — заправлять баллон при работающем двигателе; — самостоятельно дозаправлять баллон газом; — выпускать газ в помещении, в непосредственной близости от места стоянки других автомобилей или вблизи от источников огня и мест нахождения людей; — запускать двигатель и работать на смеси двух топлив (бензина и газа); — движение автомобиля при обнаружении запаха газа в салоне; — ремонтировать газовую аппаратуру, находящуюся под давлением, а также при работающем двигателе; — проверять наличие искры в системе зажигания путем отсоединения свечей и проводов высокого напряжения при открытом расходном вентиле на баллоне и положении переключателя вида топлива «Газ»; — проверять герметичность соединений открытым пламенем;
— ставить газобаллонный автомобиль в помещении и рядом с другими автомобилями на открытой стоянке при наличии утечек газа.
Противопожарные мероприятия
5.1. Газобаллонный автомобиль должен быть снабжен углекислотным, хладоновым или порошковым огнетушителем объемом не менее 2 литров.
5.2. В случае возникновения пожара на газобаллонном автомобиле следует немедленно закрыть магистральный и баллонный вентили. Если пожар возник при работающем двигателе, то необходимо при закрытых газовых вентилях увеличить частоту вращения коленчатого вала, чтобы быстрее выработать газ из газопроводов и аппаратуры.
5.3. Вспыхнувший газ нужно тушить углекислотным или порошковым огнетушителем, песком, кошмой, струей распыленной воды. Баллон со сжиженным газом следует обильно поливать холодной водой с целью предупреждения чрезмерного повышения в нем давления из-за нагрева.
5.4. Запрещается: — пользоваться для подогрева газовой аппаратуры и газопроводов паяльными лампами или другими средствами подогрева с открытым пламенем; — проверять пламенем герметичность соединений газовой аппаратуры и газопроводов;
— останавливать газобаллонный автомобиль у мест с открытыми источниками огня, подносить к автомобилю огонь для освещения, пайки, сварки и т.п.
Источник: https://www.vervex.ru/about/news/novosti/pamyatka-voditelyu-avtomobilya-s-gbo/
Какой газ лучше заправлять в авто, метан или пропан
Начиная с середины XX века, все большее распространение в двигательных системах тяжелого и легкового транспорта начинают получать установки, работающие на углеводородных газах.
К концу столетия и в начале XXI века такие установки становятся почти повсеместными и начинают активно внедряться на производстве крупными заводами не только для автобусов и грузовых автомобилей, но также и собственных линеек легковых авто, особенно внедорожников и минивенов, а также различных малогабаритных гибридных моделей.
Причина использования природного газа достаточно проста – он более экологичен и более дешев в использовании в сравнении с бензином. Изначально основанием для использования газовых установок была именно защита экологии, с увеличением стоимости нефти и сообразного роста цен на бензин, более остро встал и финансовый фактор использования газовых ГБО.
Выбор газа как такового понятен, но возникает вопрос, что лучше – пропан или метан. Дать однозначный ответ – погрешить против истины, но для осознанного решения необходимо знать полезные характеристики обоих «претендентов».
Пропан
Пропан относится к классу алканов и является органическим веществом, которое выделяется при крекинге (процессе переработки) нефтепродуктов, также он может выделяться из природного газа.
Для целей создания топливной смеси пропан смешивается с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии он помещается в баллоны под давлением в 10-15 атмосфер.
Пропан – углеводородный газ, он тяжелее воздуха и взрывоопасен при содержании в окружающей среде в количестве 2,1 и выше процентов.
Пропан представляет собой, в промышленном отношении продукт разделения нефтяного или «жирного» природного газа – то есть обладает достаточно высоким содержанием примесей, масел, сопутствующих веществ, нуждается в качественной очистке и фильтрации. Кроме того, согласно известным исследованиям при достаточной концентрации пропан может оказывать наркотическое воздействие на человеческий организм. Увидеть пропан в быту можно в обычной газовой зажигалке.
Метан
Метан относится к категории простейших углеводородов, он существенно легче воздуха и почти не растворяется в воде. Метан находится в обширных подземных месторождениях, где добывается фактически в чистом виде, а затем проходит процедуру фильтрации, дополнения одорантами для запаха.
Для использования в качестве топлива метан сжимается до 200-250 атмосфер, содержится в баллоне повышенной прочности и обычно достаточно высокого веса.
Взрывоопасность метана наступает при концентрации выше 4,4 процентов в воздухе, при этом он легко уносится воздушными потоками и может накапливаться только в замкнутых помещениях.
Основное удобство метана – его невысокая цена. Кроме того метан является самым чистым газом из всех, доступных для использования в топливных целях, он почти не содержит примесей и нуждается лишь в самой примитивной очистке.При этом для метана, с учетом специфики его использования, требуется достаточно дорогая установка. Данный газ, как и пропан, обладает наркотическим влиянием на человеческий организм, но незначительным, ввиду разреженного нахождения в воздухе.
Увидеть метан в быту можно при использовании любой бытовой газовой плиты.
Общие преимущества газов в топливе
Оба газа имеют общие преимущества относительно бензина, что позволяет год от года расширять их применение в двигательных установках.
- Более низкая цена относительно бензина;
- Экологическая безопасность, меньшее влияние на здоровье человека;
- Увеличение срока езды без заправки за счет большего объема топлива, которое можно запасти;
- В комплексе замедление износа деталей автомобиля, особенно при использовании изначально приспособленного двигателя.
Общие недостатки газов в топливе
Существует также несколько оснований, по которым бензин все еще сохраняет лидирующее положение как автомобильное топливо.
- Меньшая доступность газов для потребителя (количество заправок, а также центров обслуживания автомобилей с газовыми установками);
- Падение мощности автомобиля при использовании газового топлива;
- Повышенный износ некоторых особо чувствительных участков двигателя (например, клапанов) с учетом специфики «сухого горения» газового топлива.
Основные различия метана и пропана
Метан и пропан существенно отличаются друг от друга как по специфике хранения, так и по специфике использования в качестве топлива, каждый имеет свои преимущества и недостатки.
- По ГБО – дополнение двигателя автомобиля пропановой установкой существенно (до 70%) дешевле, чем установка метанового ГБО;
- По стоимости – в перспективе, после того, как окупится установка ГБО, метан дает высокую экономию средств на топливо относительно пропана;
- Снижение мощности – пропан, относительно бензина, дает незначительное снижение мощности до 3-5% двигателя, и то при развитии скорости выше 140 километров в час. Метан «ослабляет машину» до 20%. Но стоит учитывать, что данное обстоятельство было почти нивелировано в современных специализированных установках;
- Экологическая чистота – пропан имеет примеси и не считается полностью безопасным для человека и экологии. Метан – самое чистое топливо на планете, по своей безопасности превосходящий электрические двигатели и солнечные батареи, находящийся на одном уровне со спиртовыми установками;
- Вес баллонов и объем топлива – пропан, сжимаемый под невысоким давлением вместе со своим резервуаром, весит в несколько раз легче, чем баллон сжатого метана. При этом пропана можно запасти на путь втрое более долгий, чем метана;
- Взрывоопасность – метан вдвое менее взрывоопасен, чем пропан, а с учетом рассеивания считается максимально безопасным относительно почти всех других видов топлива. Стоит также отметить, что баллоны метана при аварии повреждаются и деформируются существенно меньше, чем баллоны пропана. Таким образом, доставка пропана становится в перспективе более опасной;
- Доступность заправок – метановые заправки являются редкостью, их приходится специально искать, заправки с пропаном почти также часты, как бензиновые. При этом оборудование для сжимания, очистки и заправки метана существенно менее сложное, чем пропановое.
Таблица преимуществ и недостатков пропана и метана
Заправка газом может быть удобней, экономичней и функциональней, чем использование бензина, а окончательно определиться в выборе удобного газа можно при помощи следующей таблицы.
Стоимость ГБО | Низкая | Высокая |
Относительно дешевле бензина | 1,8-2 раза | В 3 раза дешевле |
Расход относительно бензина (на 10 литров) | 11-11,5 литров | 8-8,5 кубов |
Вес среднего баллона | 20-30 кг | 60-125 кг |
Запас топлива на средний комплект (километров хода) | 600-1000 км | 250-350 км |
Взрывоопасная концентрация в воздухе | 2,1% | 4,4% |
Вредное влияние на детали двигателя | высокое | низкое |
Сжатие в баллоне | 10-15 атмосфер | 200-250 атмосфер |
Экологическая безопасность | Высокая | Полная |
Падение мощности двигателя относительно бензина | 5% | 20-30% |
Октановое число | 100 | 110 |
Доступность заправок | Почти равно бензиновым | По 1-2 на крупный город |
Вывод
Конечный выбор остается за автомобилистом – метан безопасней и дешевле, но дороже по установке и эксплуатации, пропан более распространен, дешевле по установке, баллоны меньше весят, но он взрывоопасен и более вреден. В любом случае – газовая заправка на АГЗС остается удобной и перспективной альтернативой заправки бензином, при этом она более функциональна, чем езда на электричестве или спирте.
Источник: http://propan24.ru/articles/kakoj-gaz-luchshe-zapravlyat-v-avto-propan-ili-metan
Каким газом заправляют легковые автомобили в России
Автомобили, оснащенные газовыми установками, получили распространение еще в середине прошлого столетия. На сегодняшний день такими системами все чаще оборудуются новые модели грузовиков, автобусов и легковых авто, выпускаемых именитыми мировыми производителями.
Ежегодно повышается и число автолюбителей, переоборудующих свои транспортные средства под газовое топливо.
Тем, кто планирует покупку машины на газе или собирается изменить конструкцию топливной системы на своем автомобиле, рекомендуется разобраться с тем, каким газом заправляют автомобили и каковы преимущества этого вида топлива.
Плюсы и минусы газового топлива
Большое количество автолюбителей переходят на топливо для газобаллонныхавтомобилей. Это преимущественно обусловлено более низкой стоимостью газа по сравнению с бензином и дизтопливом. Хотя подобное переоборудование обходится недешево, потраченные средства, как правило, удается компенсировать уже за первый год использования ГБО.
Еще одна веская причина для многих водителей – экологичность газового топлива: автомобиль на газе выбрасывает в окружающую среду меньше вредных веществ, чем бензиновые или дизельные двигатели.
Несмотря на эти весомые достоинства, газ имеет и недостатки, в числе которых:
- снижение мощности силового агрегата;
- невозможность использовать авто при низких температурах;
- повышение массы транспортного средства.
Природный и пиролизный газ
Газовое топливо для автомобилей может быть природного и искусственного происхождения. Именно природный газ в последнее время становится востребованным.
В нашей стране, как и за рубежом, для заправки автомобилей активно используется такой природный газ, как метан.
Машины на природном газе считаются более экологичными, чем автомобили на пропан-бутане, бензине или дизельном топливе, так как он дает меньше продуктов сгорания.
Кроме того, баллоны с метаном абсолютно безопасно перевозить в багажнике или под автомобилем, ведь это вещество легче воздуха.
Чаще всего для заправки используется компримированный природный газ для автомобилей, который представляет собой метан в сжатом состоянии.
Многие водители наверняка слышали о таком явлении, как пиролизный газ. Его получают методом сжигания древесины, торфа или угольных брикетов. Для такой добычи требуется специальное газогенераторное оборудование.
Впервые машина на пиролизном газе появилась еще в середине XIX столетия. В последующие годы было предпринято немало попыток усовершенствовать подобные установки, чтобы сделать их общедоступными для автомобильной промышленности. Советские инженеры даже выпустили партию газогенераторных грузовиков и тракторов. Однако пиролизный газ не позволяет обеспечить высокую мощность двигателя.
Из-за этого и по ряду других причин подобное топливо крайне редко используется для автомобилей. Модели с газогенераторами не производятся серийно, а изготавливаются только народными умельцами.
Какой газ используют для заправки автомобилей
Какой газ используется в автомобилях в качестве топлива – первый вопрос, который задают себе автовладельцы, решившие переоборудовать топливную систему автомобиля.
На территории нашей страны самыми распространенными видами газового топлива на сегодняшний день остаются метан и пропан (вернее, его смесь с бутаном).
Основная масса автозаправок предоставляет услуги по заправке автомобилей пропановым топливом.
Чтобы определиться, какое топливо выбрать, следует разобраться, на каком газе ездят автомобили в стране, и почему. Это позволит определить, каких заправок больше, и избежать в будущем проблем с заполнением баллонов.Пропан, в отличие от природного метана, представляет собой органическое вещество, выделяемое при переработке нефтепродуктов. В качестве автомобильного топлива пропан в чистом виде не используется: его смешивают с бутаном или этаном.
Газ находится в сжиженном состоянии, в котором и помещается в баллоны.
Метан – элемент из разряда простейших углеродов. Его добывают в чистом виде, фильтруют и сжимают. Именно в сжатом до 200-250 атмосфер виде этот газ используется для заправки автомобилей. Установка на транспортное средство топливной системы на метане – достаточно затратная процедура.
В теме, каким газом заправляют машины, помимо перечисленных видов топлива, есть и альтернативные варианты, однако другие газы не получили широкого распространения и не используются на автозаправках нашей страны.
Сжатый и сжиженный газ
Природный газ, как топливо для автомобилей, представляет собой метан, находящийся в сжатом состоянии. Он обязательно хранится в баллонах с повышенной прочностью, которые, как правило, имеют достаточно большую массу. Такое топливо сохраняет газообразность при нормальных температурах и любом давлении.
Даже при высоком давлении из-за незначительных показаний объемной теплоты сгорания не удается хранить большое количество метана на автомобиле. Поэтому запас хода у транспортных средств на этом топливе относительно небольшой. Качественный сжатый природный газ должен содержать в своем составе не менее чем 90 процентов метана.
Сжиженный газ для автомобилей состоит в основном из смеси пропана и бутана. Он считается полноценным заменителем бензина. Главным преимуществом сжиженного пропан-бутана является то, что его можно хранить в сравнительно легких стальных баллонах с тонкими стенками. Это позволяет перевозить в транспортном средстве достаточно большой объем топлива и увеличить запас хода автомобиля.
Качество сжиженного топлива определяется по его составу, давлению насыщенных паров, количеству вредных примесей. Лучшим считается топливо, в котором содержится не менее 80 процентов пропана и 20 процентов бутана.
Такое соотношение позволяет смеси эффективнее сгорать в цилиндрах двигателя, а также снижает токсичность отработанных газов.
Что выбрать – пропан или метан?
Какие же виды газового топлива для автомобилей предпочтительнее? Выбор между пропаном и метаном озадачивает многих автовладельцев, решивших перейти на газ. Каждый из этих типов топлива имеет свои достоинства и недостатки. Чаще всего водители отдают предпочтение пропану, так как его установка обходится дешевле, а топливо можно перевозить в большем количестве.
Кроме того, пропановые заправки есть практически на каждом шагу, а вот заправиться метаном можно не везде.
Пропан или метан. Что лучше для авто? Основная разница. Просто о сложном:
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c308ef151ac1300abc2a647/5cc1fc90f80b7400af5e36e5
каким газом заправляют автомобили
Главным расходным материалом, без которого не может эксплуатироваться ни один автомобиль несомненно является топливо. Именно по этой причине, многие водители в целях уменьшить затраты на бензин или дизтопливо, переоборудывают свой транспорт на газовое оборудование.
Все большее распространение в легковых автомобилях начинают получать установки, работающие на углеводородных газах. Автомобильный газ стал полноценным конкурентом бензина, количество машин на «газовом топливе» топливе составляет более 30 % в целом по стране.
Чтобы дать ответ на вопрос, каким газом заправляют автомобили, следует разобраться, а на каком виде газа ездят автомобили в нашей стране, и почему.
Каким газом заправляют автомобили
С увеличением роста цен на бензин, более остро встал финансовый фактор использования газовых ГБО, тем более, что природный газ достаточно экологичен и дешев в сравнении с бензином и в последнее время становится востребованным. Газовое топливо для автомобилей может быть природного и искусственного происхождения.
В нашей стране, так и за рубежом, для заправки автомобилей, в основном активно используется сжиженный газ: метан, пропан, бутан и их смеси (так называемые углеводородные газы). В странах Европы маркируется – CNG (пропан-бутан) и LPG (метан).
Есть и альтернативные варианты – пиролизный газ. Для получения такого газа требуется специальное газогенераторное оборудование, получают его методом сжигания древесины, торфа, угольных брикетов. Такой газ не позволяет обеспечить высокую мощность двигателя, поэтому широкого применения не получил.
Первенство использовать газообразное горючее принадлежит Филиппу Лебон 1801 г., и уже в 1860 году французский изобретатель Этьен Ленуар сконструировал первый газовый двигатель внутреннего сгорания.
Сжатый и сжиженный газ
Сжиженный нефтяной газ состоит в основном из смеси пропана и бутана и как топливо для автомобилей, находится в сжатом состоянии (сохраняет газообразность при нормальных температурах и любом давлении). Это позволяет перевозить в транспортном средстве достаточно большой объем топлива и увеличить запас хода автомобиля.
Качество сжиженного топлива определяется по его составу, давлению насыщенных паров, количеству вредных примесей. Лучшим считается топливо, с содержанием 80 процентов пропана и 20 процентов бутана. Такое соотношение, позволяет смеси эффективнее сгорать в цилиндрах двигателя, а также снижает токсичность отработанных газов.
Главным моментом является марка сжиженного газа: ПБА (пропан-бутан автомобильный – очищенный газ, адаптированный под использование в автомобилях) и СПБТ (смесь пропана бутана техническая – предназначенный для бытовых нужд).
Также используется и сжатый (сжимается посредством компрессора), то есть компримированный метан (происходит уменьшение объёма в 200 – 250 раз). Качественный сжатый природный газ должен содержать в своем составе не менее чем 90 процентов.
Установка оборудования производится преимущественно по зарубежной технологии. Среди них можно выделить:
- Итальянские производители: Bedini, Landi Renzo, Lovato, Tomasetto, BRC, Marini, Tartarini, Zavoli.
- Польские: STAG, Valtek, Elpigas.
- Французское оборудование: Guther.
- Нидерланды: Prins.
- Турецкая продукция: Voltran.
- Венгерское оборудование: Kargas, Longas.
Плюсы газового топлива
Большинство автолюбителей переходят на газобаллонное топливо, хотя такое переоборудование обходится недешево. Посмотрим какую выгоду можно получить.
При использовании газового топлива, можно заметно сэкономить (примерно 10-15 % чем у бензина). Это оборудование, окупится после 15-20 тысяч километров.
Расход обоих газов на 100 км пробега различается незначительно:
- Пропан – 10-11 л (ОГБ 5 поколения – 8-9 л).
- Метан – 9 – 10 м куб (10 – 12 литров).
Перерасход по отношению к бензину:
- Пропан – примерно 10% (при использовании современного оборудования – 1:1).
- Метан – в городском режиме 1:1, за городом – на 15-20% ниже, чем на бензине.
В комплексе, замедление износа деталей автомобиля (бесшумная работа двигателя, отсутствует детонация). Происходит потому, что октановое число газа выше, чем у бензина и дизельного топлива и составляет 100 единиц.
Это способствует продлению срока службы силового агрегата, иными словами, можно сэкономить на плановом ремонте движка.
Двигатель работает равномерно, расход масла меньше и как следствие, отсутствие образований от нагара на стенках клапанов и поршней.
При сгорании бензина низкого качества образуется сажа, с газовым топливом такого не будет.
Основным плюсом газа является экологичность (загрязнение воздуха ниже в 2 раза, по сравнению с бензиновым двигателем). Выхлопные газы не содержат опасных соединений свинца (вредных веществ в 5 раз меньше). Меньшее влияние на здоровье человека.
Какая вероятность возгорания от контакта с разогретым двигателем:
- Пары бензина могут загореться при 170-250 градусах.
- Пропан – 365-450.
- Метан – 536-600 градусов.
Вывод: использование газа безопаснее бензина.
Теперь мы знаем каким газом заправляют автомобили и главные его преимущества. Остается определиться: Что выбрать – пропан или метан?
Пропан или метан. Что лучше, какая разница?
Этот вопрос озадачивает многих автовладельцев, решивших перейти на газ. Каждый из этих типов топлива имеет свои достоинства и недостатки, как по специфике хранения, так и по специфике использования в качестве топлива.
Метан
Метан (CH4) относится к категории простейших углеводородов, не имеет цвета, запаха (в него добавляют вещества – одоранты, которые дают ему запах!).
Октановое число равняется 110-120 единиц, прекрасно воспламеняется в цилиндрах двигателя, взрывоопасность наступает при концентрации выше 4,4 процента в воздухе. Главное, чем отличается метан от пропана, он не сжижается.
Кроме того метан почти не содержит примесей и нуждается лишь в самой примитивной очистке.
Подробнее в применении для машины:
Метановая установка сможет действенно функционировать далеко не на всех автомобилях, с учетом специфики его использования. Все потому, что давление огромно и система должна быть достаточно прочной, чтобы все это дело выдерживать.Метан не сжижают, он находится в газообразном виде и в несколько тысяч раз меньше по плотности бензина и несколько сот раз пропана. Для того, чтобы хоть как-то его приспособить для машины, газ сжимается до 200-250 атмосфер.
Это реально очень много, но находится он в них опять же в газообразном виде, запомните это важно! Поэтому баки для метана используются очень тяжелые и прочные (от 65 до 130 кг). Скажем так, обычный бак для пропана тут не «прокатит», его просто разорвет от такого давления.
Для сравнения – баллон емкостью 65 литров, будет весить около 70 кг. Поэтому, при небольшом объеме газа, бак получается просто огромный (ну может не такой огромный, но крупнее чем у оппонента), хотя помещается туда не так много!
Также, мастера которые вам устанавливают это оборудование, должны иметь высокую квалификацию, перепроверить установку несколько раз. ЕЩЕ РАЗ ПОДЧЕРКИВАЮ ДАВЛЕНИЕ ОГРОМНО! Поэтому доверять установку шабашникам нельзя.
Положительные моменты:
- Экологичен. Ведь это на 100% природный газ.
- Основное удобство метана – его невысокая цена, немного дешевле пропана.
- В перспективе, после того, как окупится установка, дает высокую экономию средств относительно пропана.
- Быстро испаряется в воздухе, то есть если происходит утечка, он растворяется очень быстро, если пространство открытое то взрыва возможно и не будет, а вот если закрытое. Думайте сами …
- Вдвое менее взрывоопасен, чем пропан, считается максимально безопасным относительно других видов топлива (баллоны метана при аварии повреждаются и деформируются меньше, чем пропана).
Это все плюсы метана, их очень мало и они реально сомнительные. А вот минусов просто навалом.
Отрицательные стороны:
- Дорогое оборудование, в два (а то и больше) раз дороже оппонента.
- Высокое давление (200 – 270 атмосфер).
- Тяжелый и объемный баллон. Около 65 – 130 килограмм (в зависимости от объема) в который, кстати, заходит не так-то много газа, а вот места он замет весь багажник.
- Заправки среднего баллона хватает всего на 150 – 200 километров, что в городских условиях мало.
- Потеря мощности от метана может достигать около 20%.
- Заправка метаном – процесс довольно длительный (до 40 минут): заправить баллон, выдержать минут 20, дозаправить (без учета очереди).
- Очень мало, просто катастрофически мало заправок, их расположение неудобное.
- Ставят не так много компаний.
- Запас хода у транспортных средств на этом топливе незначительный поэтому не получится сэкономить на эксплуатации своего автомобиля.
Именно поэтому, метан не такое востребованное топливо, очень геморройный вариант – это чисто мое мнение. НУ что же, а как ведет себя оппонент, давайте разбирать.
Пропан
Пропан (С3Н8) – углеводородный газ без запаха и цвета, является органическим веществом, которое выделяется в процессе переработки нефтепродуктов. В сжиженном состоянии помещается в легкие и компактные баллоны (40 – 50 кг) под давлением в 10-15 атмосфер. Газ тяжелее воздуха и взрывоопасен при содержании в окружающей среде в количестве 2,1 и выше процентов. Октановое число – 102-105.
Иногда на заправках мы может видеть такую надпись «пропан – бутан», ПОЧЕМУ?
Бутан (выделяется при схожих условиях) добавляется для получения нужного октанового числа. Причем содержание смеси для разных времен года может быть разное – летом 40:60 (пропана к бутану), зимой – 60:40 (чем больше пропана в газе, тем лучше пусковые качества и работа топливной аппаратуры в зимний период эксплуатации), в межсезонье пропорция 50:50.
НА среднестатистическом оборудовании при полной заправке можно проехать около 650 – 850 километров, что в несколько раз, больше чем у оппонента.
Расход на пропане, примерно 11 – 13 литров на 100 км, я беру среднестатистический автомобиль, двигатель 1,6 литра.
Оборудование стоит намного дешевле, да и поставить могут все и вся, практически 95% газовых контор «заточены» именно на пропан.
Потеря мощности двигателя здесь ниже, около 5 – 10%, все из-за технологичности оборудования! Это очень важно, про это чуть ниже. Сейчас же про плюсы и минусы.
Плюсы:
- Дешевое оборудование.
- Очень много компаний, которые обслуживают и устанавливают.
- Низкое давление.
- Хранится в сжиженном виде.
- Легкое и компактное оборудование, можно установить в гнездо для запаски.
- Установка пропана намного дешевле, чем ГБО на метане, разница в цене может составить до 70%.
- Больший пробег.
- Меньшая потеря мощности около 5 – 10%.
Как видите выигрыш почти по всем параметрам.
Минусы:
- Топливо дороже метанового.
- Более взрывоопасен, чем метан. При повреждении баллона не так быстро испаряется в атмосферу как оппонент. То есть нужно чаще следить за оборудованием.
- Понижает незначительно мощность двигателя – всего на 3-5% (при развитии скорости выше 140 километров в час).
- Имеет примеси и не считается полностью безопасным для человека и экологии.
Что и говорить ребята, пропан это самый выгодный на сегодняшний день вид топлива.
Пусть стоит чуть дороже, но плюсов просто огромное количество, да банально метаться по городу не нужно в поисках заправки! Статистика свидетельствует: более 70 % машин с ГБО работает на пропане, около 30 % – на метане.
Это важно. Запрещается
- Учитывая температурное расширение, запрещено заправлять в бак топлива больше 80-85% его объема!
- Курить или использовать открытые источники огня.
- Заправлять автомобиль с работающим двигателем.
- Проводить заправку неисправного ГБО.
Для многих автолюбителей вопрос перевода автомобиля на газ является решенным.
Почему бы не воспользоваться возможностью сэкономить свои деньги? Конечный выбор остается за автомобилистом.
Источник: http://daewoo-lanos.com/%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC-%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BC-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%8E%D1%82-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8/
Каким газом заправляют автомобили с ГБО
Время чтения: 6 минут
Не все водители, особенно те, которые управляют авто без ГБО, знают, каким газом заправляют автомобили. Несмотря на объединяющий термин «газ», виды топлива для газобаллонных установок автомобилей могут быть разными, существенно различаться по ряду физических свойств, требовать разных условий хранения.
Плюсы и минусы газового топлива
Двигатель внутреннего сгорания, работающий на газе, придумал француз Этьен Ленуар еще в 1860 году. Правда, то газомоторное топливо имело очень отдаленное отношение к тому, каким газом заправляют автомобили сегодня.
Впоследствии для заправки двигателей стали использовать бензин и дизтопливо. В 1940 году в СССР начали производить газогенераторные автомобили и параллельно строить сети газозаправочных станций.
По ряду причин инициатива застопорилась и сошла на нет. Очередной всплеск интереса к альтернативному топливу пришелся на времена, когда газовое топливо для автомобилей стало в несколько раз дешевле бензина.
Для двигателей внутреннего сгорания требуется топливо с определенными параметрами, гарантирующими работу силового агрегата. Главные критерии выбора газового топлива:
- соответствие стандартам качества;
- минимальное количество примесей;
- четкая пропорция составляющих пропан-бутоновой смеси.
Некоторые производители добавляют в моторное газовое топливо специальные присадки, которые способствуют снижению токсичности выхлопного газа и более полному сгоранию газовой смеси в цилиндрах двигателя. Присадки защищают системы впуска и питания, клапаны и другие элементы силового агрегата от пригорания, коррозии и преждевременного износа.
Обсуждая плюсы и минусы газа на авто, стоит упомянуть, что, помимо экономической выгоды, газ, к сожалению, не лишен недостатков. Главный из них – несоответствие стандарту качества, предъявляемому к газовому топливу автомобильного назначения.
В погоне за выгодой недобросовестные продавцы реализуют газ, в котором содержание посторонних примесей повышено или пропано-бутановое соотношение нарушается.
Типичной проблемой владельцев автомобилей с ГБО является то, что водителю сложно проверить точное количество заправленного газа.
Он вынужден верить показаниям счетчика газовой колонки.
Также неприятностью грозит чрезмерная заправка баллона. Согласно правилам техники безопасности в газовом баллоне должно быть не менее 15 % свободного объема. Контролировать это должен специальный клапан-отсекатель. Но в случаях, когда он не срабатывает, в баллон закачивается большее, чем требуется по технике безопасности, количество газа.
Природный и пиролизный газ как топливо для машин
Большинство автомобилей, как серийного выпуска, так и переоборудованных, являются двухтопливными, то есть могут использовать и жидкие, и газообразные источники энергии. Машины на природном газе могут использовать в качестве топлива компримированный (сжатый) и сжиженный природный газ.
В качестве газового моторного топлива в автомобили заправляют пропан-бутановую газовую смесь или метан. Метан может использоваться как компримированный природный газ для автомобилей. Он сжат под давлением около 200 атмосфер. Пропан-бутановая смесь используется в качестве сжиженного газа.
В отличие от бензина и дизельного топлива, природный газ воздействует на детали мотора более бережно, увеличивая его капитальный ресурс. Выхлоп двигателя, работающего на природном газе, содержит меньше соединений свинца, серы и диоксида углерода.
Пиролизный газ
Пиролизный газ – это еще один вид горючего газа, получаемого, когда твердое топливо преобразуется в летучие соединения и твердый или жидкий остаток (процесс пиролиза).
Пиролизный газ, смешиваясь с кислородом, обеспечивает мощный и длительный процесс горения. В нем содержится большое число компонентов, в частности этилен, водород, этан, метан, пропилен и др.
Состав пиролизного газа зависит от качества сырья, температуры, при которой проходит реакция пиролиза, и времени.
Машина на пиролизном газе движется за счет того, что двигатель внутреннего сгорания работает на топливной газово-воздушной смеси, поступающей из газогенераторной установки.
В качестве источника энергии такая установка может использовать древесину и отходы древесного производства, а также торф и уголь. Газогенераторные системы имеют ряд существенных недостатков: маленькую мощность и чрезвычайно быстрый износ металлических деталей.
Для заправки автомобилей такой газ практически не используется, хотя опытные образцы такого оборудования есть.
Какой газ используют для заправки автомобилей
Говоря о том, на каком газе ездят автомобили, подразумевают, как правило, два основных типа: пропан-бутановая смесь и природный газ – метан. Эти газы значительно различаются по составу.
Природный газ – это практически чистый (95–98%) метан. В природе он содержится в пластах подземных месторождений и содержит крайне мало посторонних примесей. Метан легче атмосферного воздуха, может накапливаться в закрытых помещениях и взрывоопасен при концентрации в 4,4 %. Чтобы использовать его в качестве топлива, требуется сжатие силой до 200 атмосфер.
Независимо от того, каким газом заправляют машины, бесспорным преимуществом использования газа перед другими видами автомобильного топлива является доступная цена. Кроме того, газ расходуется силовым агрегатом более экономно, а его экологическая безопасность выше. При экономном расходе дозаправляться потребуется реже.Пропан-бутановая смесь состоит, как видно из названия, из пропана и бутана в определенном соотношении. Пропан – это органическое вещество, побочный продукт нефтепереработки. Чтобы получить топливную смесь с заданными свойствами, пропан смешивают с бутаном и под давлением 10–12 атмосфер помещают в металлические герметичные баллоны.
Пропан тяжелее воздуха, поэтому становится взрывоопасным, если его локальное содержание в атмосфере превышает 2,1 %. Кроме того, пропан-бутановая смесь отличается большим содержанием примесей и требует фильтрации и очистки.
Независимо от того, какой газ используется в автомобилях в качестве топлива, оба состава горючи и сохраняют агрегатное состояние в среднетемпературном диапазоне. Но при понижении температуры эти газовые топливные смеси ведут себя по-разному.
Сжатый и сжиженный газ
Смесь пропана и бутана широко применяется в народном хозяйстве. Это универсальное топливо. Газ, сжиженный для заправки автомобилей, ничем не отличается от того, которым заправляют бытовые баллоны с газом и зажигалки.
Изначальная пропорция бутана и пропана в исходном нефтяном газе может не годиться, чтобы использовать его в качестве топливной смеси. Чтобы использовать сжиженный нефтяной газ как эффективное автомобильное топливо, к бутану добавляют определенное количество пропана, который отличается высокой холодостойкостью.
Сам по себе бутан в чистом виде чрезвычайно калориен, но он трансформируется в жидкое состояние при понижении температуры всего до минус 0,5⁰ C, а вот пропан – при минус 49,09º С. Поэтому эти два газа смешивают, ведь моторное топливо должно сохранять стабильное состояние при низких температурах.
В зависимости от времени года сжиженный газ бывает «летней» или «зимней» концентрации. В первой больше бутана, а во второй – пропана.
Термин «сжиженный газ» означает способность пропан-бутановой смеси переходить в жидкое состояние при понижении давления.
В жидкой форме пропан обладает очень высокой плотностью, что позволяет поместить большое количество моторного газа в относительно небольшой емкости.
Давление в пропановом баллоне остается постоянным в процессе расходования газа, но зависит от температуры. Чем теплее на улице, тем выше давление в баллоне. При температуре +20о С в баллоне создается давление в 3 атмосферы, а на жаре 45–50о С давление внутри баллона может достигать 15 атмосфер.
При достижении предельных температур баллон начинает сбрасывать излишек топливной газовой смеси через предохранительный клапан.
В отличие от пропана, метан в 1,6 раза легче, чем атмосферный воздух, у него низкая плотность и низкая точка кипения. Для того чтобы трансформировать метан из газообразного в жидкое состояние, понадобится охладить его до температуры 164⁰ С ниже нуля.То есть, чтобы хранить метан в жидком состоянии, нужна криогенная камера. Поэтому использовать метан как автомобильное топливо более эффективно, если сжать его при давлении около 200 атмосфер. В связи с этим баллон для метана должен быть очень прочным, гораздо прочнее, чем для пропан-бутановой смеси.
Собственно, как и все газобаллонное оборудование.
Заправляться газовым топливом, с точки зрения экономичности и функциональности, более выгодно, чем бензиновым. Но однозначно ответить на этот вопрос сложно. Каждый из газов имеет свои достоинства и недостатки. К тому же топливные смеси значительно различаются по способу хранения:
- Метан более экономичный в процессе эксплуатации ГБО, чем пропан-бутановая смесь.
- Установка газового оборудования под пропан дешевле, чем метанового.
- И метан, и пропан снижают мощность двигателя по сравнению с бензином. Но снижение это незначительное и наблюдается при высоких скоростях.
- Метан по своим характеристикам является наиболее экологичным газовым топливом, которое даже превосходит использование электродвигателей. Пропан экологичностью похвастаться не может.
- Пропан можно сжать, используя небольшое давление. Вместе с баллоном пропан весит намного меньше, чем баллон со сжатым метаном.
- В баллон одинаковой емкости пропана входит больше, чем метана.
- Пропан является более опасным видом топлива. По сравнению с метаном он взрывоопаснее в два раза. Из-за того что пропан-бутановая смесь тяжелее воздуха, она может скапливаться даже на открытых пространствах, тогда как метан рассеивается в атмосфере.
- Баллоны пропана при сильных механических нагрузках, например, в результате аварии, деформируются сильнее баллонов с метаном.
- Оборудование для заправки метана, его сжатия и очистки значительно более сложное и дорогое, чем пропановое.
- Заправиться пропаном проще, чем метаном. Заправок, которые предлагают пропан-бутановое топливо, в несколько раз больше, чем точек, где можно заправить автомобиль метаном.
Источник: https://1avtoyurist.ru/oformlenie/gbo/kakim-gazom-zapravlyayut-avtomobili.html