+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления

Отличие злоупотребления от превышения должностных полномочий

Отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Отличие злоупотребления от превышения должностных полномочий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Хорошо иллюстрирует коренное различие между злоупотреблением должностными полномочиями и их превышением, а также тонкую грань между превышением и неслужебными преступлениями следующий пример из практики Верховного Суда РФ. Следователь З. избрал С., обвиняемому в незаконном хранении наркотиков, меру пресечения в виде подписки о невыезде.

Данный признак является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления.

Рассматриваемый состав устанавливает ответственность за использование должностным лицом своих служебных полномочий: а) вопреки интересам службы; б) из корыстной или иной личной заинтересованности; в) повлекших существенные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

превышение должностных полномочий

К сожалению, данные в отношении количества преступлений, совершаемых на службе, не дают объективной картины реального положения дел. Это явление обусловлено несколькими факторами. Во-первых, публичным характером деятельности должностных лиц, которая оказывает непосредственное влияние на защиту прав и свобод государства, граждан и общества.

Существует множество вопросов в отношении служебных правонарушений, а точнее в отношении основания их криминализации, проблемы квалификации преступлений в этой сфере и дифференциации их ответственности. Данные аспекты всегда интересовали юристов. Основные из них возникают при рассмотрении дел о превышении и злоупотреблении должностных полномочий.

В суд направлено уголовное дело в отношении бывшего главы Свободненского района, экс-мэра Свободного Юрия Романова.

Прокурор Амурской области Руслан Медведев утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего главы Свободненского района. Например, врач является должностным лицом при выдаче листка временной нетрудоспособности, преподаватель — при выставлении оценок на экзамене и т.д.

Ответственность за совершенное и доказанное деяние

Если максимум санкции по основному составу — четыре года лишения свободы при наличии альтернативных видов наказания, то максимум санкции в квалифицированных составах — соответственно семь лет и десять лет.

Квалифицированный вид, предусмотренный ч. 2 ст. 286 УК, аналогичен виду, предусмотренному ч. 2 ст. 285 УК.

Злоупотребление должностными полномочиями, а равно и превышение должностных полномочий — преступления с материальным составом, и вина здесь определяется по отношению лица к общественно опасным последствиям (ст. Умысел при совершении этих деяний может быть как прямым, так и косвенным.

В 1892 году Н. И. Коркунов отметил, что неправомерное поведение частных лиц наносит меньший урон авторитету закона и прочности юридического порядка, в отличие от правонарушений должностных лиц.

Насилие при превышении должностных полномочий может выражаться в нанесении должностным лицом потерпевшему побоев, причинении вреда здоровью любой тяжести, истязании, лишении его жизни, незаконном лишении свободы.

Угроза применения насилия при превышении должностных полномочий – это угроза совершения вышеназванных действий.

Квалифицированный состав – совершение злоупотребления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК).

В отличие от злоупотребления должностными полномочиями, при превышении полномочий совершаемые действия не находятся в рамках компетенции виновного. Об этом свидетельствует указание закона на явный характер их несоответствия должностным полномочиям. Таким образом, здесь речь идет о действиях, которые в данной ситуации или в принципе должностное лицо совершать не могло.

Виновный осознает общественную опасность нецелевого расходования бюджетных средств, предвидит причинение крупного ущерба в результате своих действий и желает этого.

Оружием являются предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой цели, подачи сигналов. В данном случае квалифицирующим признаком является применение оружия в собственном смысле этого слова, а не предметов, используемых в качестве оружия.

Таким образом, должностное злоупотребление — это действия или бездействие, которые входят в служебные полномочия виновного и представляют собой управленческое либо распорядительное решение. Подобное поведение изменяет правоотношения, существующие в сфере компетенции должностного лица, т. е. создает юридические последствия для других.

Понятие, признаки и значение соучастия в преступлении. Виды соучастников, основания и пределы их ответственности.

Таким образом, должностное злоупотребление — это действия или бездействие, которые входят в служебные полномочия виновного и представляют собой управленческое либо распорядительное решение. Подобное поведение изменяет правоотношения, существующие в сфере компетенции должностного лица, т. е. создает юридические последствия для других.

Также возникают споры о понятии должностного лица, о наличии или отсутствии мотива в преступлениях, предусмотренных статьей 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) и другие.

Выпуски бюллетеня «Судебная практика по трудовым спорам»

Действительная стоимость имущества детского оздоровительного лагеря составляла 7,3 млн. рублей, что установлено комиссионной оценочной судебной экспертизы.

Кроме того, по результатам проверки Свободненский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципального образования Свободненский район направил в суд заявление о признании вышеуказанного договора купли-продажи имущества недействительным в силу ничтожности, применении последствия недействительности сделки.

Уголовно-правовые нормы активно подвергались многочисленным изменениям и дополнениям, начиная с 2008 года, именно в части рассмотрения служебных преступлений. В связи с этим возникли многочисленные вопросы, которые влияют на теорию и практику судопроизводства в этой сфере.

A distinction thus exists between acts performed in excess of jurisdiction and those done in the absence of jurisdiction. — Таким образом, существует различие между действиями, осуществленными с превышением полномочий, и действиями, осуществленными при отсутствии полномочий.

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом.

Обязательные признаки суб. стороны злоупотребления — корыстная или иная личная заинтересованность. Преступление м.б. совершено не только с прямым, но с косвенным умыслом. Превышение полномочий совершается только при прямом умысле и не требует специальных мотивов.

В примечании к данной статье раскрываются признаки перечисленных субъектов. Например, к занимающим государственные должности Российской Федерации относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Вопрос 7. Модернизация законодательства об адвокатуре в начале XXI в. (после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г.

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Косвенный умысел нехарактерен для данного преступления, поскольку, как указывается в законе, превышение носит явный характер. Следовательно, лицо не может не предвидеть именно неизбежности наступления указанных в законе последствий.

В уголовном праве преступление, связанное со злоупотреблением руководящего положения, считают законченным тогда, когда оно стало причиной следующих нарушений:

  • интересов, а также прав организации;
  • интересов общества и государства;
  • прав граждан.

Например, тяжкий вред здоровью может быть причинен в результате незаконного указания руководителя органа здравоохранения не вписывать в медицинскую документацию действительного диагноза лицам, пострадавшим от радиоактивного заражения местности. Ущерб в особо крупном размере может быть причинен предприятию в результате заведомо незаконного начисления налоговых платежей и штрафов.

З. произвел личный досмотр потерпевших, осмотрел их тела с целью обнаружения следов от уколов, а затем беспричинно избил. Суд отметил, что, совершая преступление, «…

Отдельные виды наказаний, не связанные с лишением или ограничением свободы: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы и исправительные работы.

В конечном итоге специалисты выясняют, какие виды трудовых функций были нарушены, и какую степень ущерба принесли противоправные действия со стороны гражданина, находящегося на рабочем месте.

Это означает, что нарушение конституционных прав граждан, подрыв авторитета органов власти и иные общественно опасные последствия названных преступлений не обязательно являются целью должностного лица, такие последствия могут им не желаться, но лишь допускаться без самонадеянного, однако, расчета на предотвращение этих последствий. Однако отличия этих статей в том, что в нормах закона, то есть в статье 201 УК РФ суть в проведении действий, нарушающих закон, при выполнении руководящих и управленческих обязанностей в организациях и на предприятиях.

Сергей Пархоменко, Мы имеем дело с истерической выходкой властей

Для того чтобы признать преступление должностным, одного статуса субъекта недостаточно.

Виновный должен тем или иным образом использовать именно имеющиеся у него должностные полномочия, а, например, не обязанности опекуна, которые носят гражданско-правовой характер.
Выступая в качестве опекуна проживающих в доме-интернате детей, М.

без предварительного согласия органов опеки и попечительства заключил договор о продаже квартиры одного из воспитанников по цене, значительно ниже рыночной, своему зятю [2.15.С.19].

Квалификационный состав – дача взятки за совершение долж лицом заведомо незаконных действий или неоднократно.

Посредник действует не в своих интересах и не по своей инициативе. Состав получения взятки яв-ся формальным, преступление окончено в момент получения хотя бы части обусловленной взятки.

Если же ущерб возник в результате изъятия чужого имущества, то он определяется как реальный и требует квалификации содеянного как хищения , Пленум тем самым поддерживает точку зрения, согласно которой внесение искажений в официальный документ представляет собой вид использования полномочий вопреки интересам службы.

При осуществлении злоупотребления полномочиями практически во всех случаях ущерб нанесен материальным средствам.

Подозреваемый: процессуальный статус. Уведомление о подозрении в совершении преступления. Задержание подозреваемого: основания, процессуальный порядок, сроки. Особенности осуществления адвокатом защиты подозреваемого.

Источник: https://911avtorazbor.ru/pereplanirovka/1771-otlichie-zloupotrebleniya-ot-prevysheniya-dolzhnostnykh-polnomochiy.html

Злоупотребление и превышение должностных полномочий: понятия и их отличия с примерами. Ответственность по статье 285 УК РФ

Отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления

Лица, наделенные органами государственной или муниципальной власти определенными должностными полномочиями, должны соблюдать установленный устав или регламент выполнения ими своих должностных обязанностей. При его нарушении речь идет о превышении или злоупотреблении должностных полномочий.

Злоупотребление должностными полномочиями: понятие

Для защиты интересов государственной службы, а также прав и законных интересов граждан в уголовное законодательство введена ответственность за злоупотребление должностными полномочиями.

Под ним понимается использование лицом своих полномочий вопреки интересам службы, совершенное из корыстных или личных интересов и которое повлекло нарушение прав и интересов граждан или общества.

Субъектом данного правонарушения является должностное лицо из числа государственных и муниципальных служащих, сотрудники правоохранительных органов всех уровней (сотрудники полиции, Следственного комитета, прокуратуры и пр.). Также ответственность предусмотрена для лиц из числа руководителей коммерческой организации.

Злоупотребление имеет три отличительные черты:

  • лицо использует свои служебные полномочия вопреки интересам госслужбы и наносит вред структуре, в которой он служит;
  • результатом является серьезное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества и государства в целом;
  • между совершенным деянием и последствием имеется причинная связь.

Злоупотребление должностными полномочиями может проявляться в виде конкретных действий или бездействия. Например, сокрытие преступления, использование государственного имущества в личных целях, нарушение финансовой дисциплины и пр.

Наличие последствий в виде нарушения интересов определенного лица или группы лиц является обязательным атрибутом. Только после существенного нарушения в результате злоупотребления преступление считается оконченным. Если последствия отсутствуют, то нет и состава преступления.

В ходе рассмотрения дела судья должен установить:

  • каким образом было нарушено конкретное право или интерес;
  • насколько существенным было это нарушение;
  • количество потерпевших;
  • размер имущественного, морального или фактического вреда;
  • привели ли действия должностного лица к перерыву или остановке работы учреждений;
  • были ли нарушены конституционные права.

Субъективная сторона злоупотребления полномочиями заключается в наличии у виновного прямого или косвенного умысла, а также мотива.

Мотивировать совершение преступления могут корыстные мотивы лица (желание получить материальную выгоду или избежать расходов: например, переоформление в свою собственность служебной квартиры без должных оснований и пр.) или иная личная заинтересованность (например, месть, тщеславие, дружеские мотивы, зависть и пр.).

Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения

Граждане, которые пострадали от работы должностных лиц, обычно не видят особой разницы между превышением и злоупотреблением полномочиями. Вместе с тем, эти два правонарушения отличаются друг от друга.

Приведем несколько примеров злоупотребления должностными полномочиями, которые позволят выявить их важные отличительные черты.

Пример №1. Начальник тюрьмы использовал труд заключенных для строительства собственного дома. Он по роду службы имел право организовывать работу заключенных, но не вправе делать это в личных корыстных целях (чтобы сэкономить на стоимости строительства).

Пример №2. Уполномоченный сотрудник ГИБДД выдал своему знакомому права за 15 тыс.р., хотя тот не сдал экзамен. Он злоупотребил своим полномочиями и действовал с материальными мотивами.

Разница между злоупотреблением и превышением должностными полномочиями состоит в следующем.

Злоупотребление должностными полномочиямиПревышение
Лицо может действовать или бездействоватьРечь может идти только об активных действиях
Субъект действует в рамках своих полномочийСубъект выходит за рамки своих полномочий
Должна быть доказана личная выгода лица в ущерб интересам компанииЦель преступника не имеет значения

Злоупотребление должностными полномочиями и халатность

Злоупотребление следует отличать и от такого понятия, как халатность. Халатность – это недобросовестное или небрежное исполнение возложенных обязанностей. Т.е. если при злоупотреблении речь идет о полномочиях, то при халатности – об обязанностях.

отличительная черта халатности в том, что это преступление совершается по неосторожности. Т.е. лицо, хотя и наносит вред другому гражданину или обществу, но делает это неосознанно и не имея на то личной заинтересованности. Тогда как при злоупотреблении должностным лицом всегда движет определенный личный мотив, т.е. преступление совершается умышленно.

Правовое регулирование

Злоупотребление должностными полномочиями грозит лицу уголовной ответственностью. Данное правонарушение квалифицируется по 285 ст. Уголовного кодекса.

Ответственность за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой компании в своих интересах, при наличии ущерба наступает по ст.201 УК РФ.

В качестве отягчающих факторов злоупотребления должностными полномочиями могут выступать:

  • совершение правонарушения лицом на государственной должности или главой местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК);
  • совершение деяния, имеющего тяжкие последствия: например, крупные аварии, остановку транспорта, смерть, тяжкий вред здоровью и пр. (ч. 3 ст. 285 УК).

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Ответственность по ч.1 ст.285 УК РФ предполагает следующие меры наказания за превышение должностными полномочиями:

  • штраф в размере до 80 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 6 мес.;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
  • принудительные работы на срок до 4 лет;
  • арест на срок 4-6 месяцев;
  • лишение свободы до 4 лет.

Если это деяние было совершено лицом, занимающим госдолжность или главой органа местного самоуправления, то ответственность наступает по 2 части соответствующей статьи, и она является более суровой:

  • штраф в размере 100-300 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 1-2 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без него;
  • лишение свободы до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без него.

Деяния, имеющие тяжкие последствия, по части 3 ст.285 УК РФ могут грозить нарушителю лишением свободы на срок до 10 лет.

Заявление о злоупотреблении должностными полномочиями

В случае совершения должностным лицом преступления в виде злоупотребления должностными полномочиями (например, в виде домогательства) необходимо подать заявление на него в компетентные органы власти. Это может быть прокуратура, Следственный комитет, ФСБ и пр.

Заявление может быть подано лично, либо направлено по почте. В нем необходимо указать:

  • наименование инстанции, в которую оно подается с адресом и индексом;
  • должностное лицо, которому оно направляется;
  • ФИО заявителя;
  • адрес регистрации заявителя, его контактный телефон и электронная почта;
  • наименование документа «Заявление о преступлении»;
  • в тексте должна содержаться просьба о возбуждении уголовного дела по факту злоупотребления полномочиями со ссылкой на 285 ст.УК РФ;
  • обстоятельства преступления: в чем выразилось злоупотребление, какие права истца нарушены, дата совершения деяния, доказательства.

Завершать текст заявления должна фраза следующего содержания: «Об ответственности за заведомо ложный донос по ст.306 УК РФ мне известно», далее ставится дата и подпись.

В качестве приложений к заявлению выступают документы, подтверждающие указанные сведения: ксерокопия паспорта, материалы медицинского освидетельствования, оперативной работы, данные видеосъемки и пр.

Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней, и по нему выносится решение о возбуждении уголовного дела или об отказе. Неправомерный отказ можно обжаловать.

Загрузка…

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/prevyshenie-polnomochij/otvetstvennost-4.html

Злоупотребление и превышение должностных полномочий: определяемся с понятиями

Когда идет речь о должностных правонарушениях и различиях между ними, важно понимать, кто выступает субъектом преступления, в чем выражается объективная и субъективная стороны. Далее мы рассмотрим подробно каждое из данных деяний.

Злоупотребление должностными полномочиями

Согласно Уголовному кодексу (ст. 285) объектом преступления выступает должностное лицо – то есть, государственный служащий, представитель местной или федеральной власти, чиновник, руководитель государственных предприятий и т.д.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в том, что указанное лицо действует против интересов службы в собственных корыстных целях, используя имеющиеся полномочия.

При этом обязательным условиям для трактовки деяния по данной статье должно иметь место существенное ущемление прав и свобод граждан, нарушение интересов компаний, общества или государства.

Субъективная сторона преступления, она же обязательный признак злоупотребления должностными полномочиями – это корыстный мотив, действия в личных целях, в интересах родственников или приближенных лиц.

Если разбирать более подробно, то признаками злоупотребления должностными полномочиями могут считаться действия, которые привели к подрыву авторитета власти на местах, создали препятствия для предпринимательской деятельности, привели к нарушению общественного порядка, помехам в работе государственных органов, были прикрытием для незаконных действий (например, хищений бюджетных средств и т.д.). Для того чтобы оценить, насколько существенным был ущерб от действий должностного лица, учитывается тяжесть последствий для государства, государственной организации, отдельных лиц, подсчитывается суммарный материальный ущерб.

Превышение служебных полномочий

Как и в предыдущем случае, в качестве субъекта преступления, квалифицируемого по ст. 286 УК РФ, может выступать исключительно должностное лицо – представитель власти, руководитель государственной компании, другой госслужащий, наделенный определённым кругом полномочий.

Объективная сторона преступного деяния – совершение действий, которые выходят за рамки полномочий конкретного должностного лица, результатом которых стало нарушение интересов отдельных граждан, организаций или государства.

Примеры таких действий – принятие решений, которые входят в компетенцию другого должностного лица, выполнение единолично действий, которые требуют коллегиального утверждения, нарушение установленного порядка выполнения того или иного действия (например, игнорирование требований по обязательному согласованию решения с вышестоящими органами) и т.д.

Основные отличия превышения от злоупотребления должностными полномочиями

Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:

  1. Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.
  2. Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности. В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия.
  3. Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.

Помощь адвоката по уголовным делам о злоупотреблении и превышении должностных полномочий

Столкнуться с обвинениями в злоупотреблении или превышении служебных полномочий может практически каждый чиновник или руководящее звено государственных компаний – очень большой круг действий, даже вполне безобидных, могут трактовать как нарушение законодательства, потому нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Первое, что рекомендуется – это обратиться за помощью адвоката по уголовным делам. Это нужно сделать сразу же, как только появилась информация о возбуждении уголовного или при выдвижении обвинений. Даже если вы уверены, что не нарушали закон, все равно помощь адвоката по ст. 285 УК РФ будет незаменимой – он сможет быстро доказать вашу невиновность. А в случае, если все-таки правонарушение имело место, приложит все усилия для минимизации наказания – к примеру, добившись условного срока или штрафа вместо реального лишения свободы.

Заключение

Несмотря на некоторое сходство и двоякую трактовку, злоупотребление должностными полномочиями и их превышение – это два совершенно разных правонарушения, за которые предусмотрено различное наказание. Они имеют свои отличительные черты и характерные признак. Но по какой бы статье не было выдвинуто обвинение, грамотный адвокат поможет минимизировать наказание.

Источник: https://advokat-osherov.ru/blog/otlichie-zloupotrebleniya-ot-prevysheniya-dolzhnostnykh-polnomochiy/

Превышение должностных полномочий (ст 286 УК РФ), отличие от злоупотребления должностными полномочиями (ст 285 УК РФ) | Юридические Советы

Отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления

Последнее обновление: 31.01.2020

Люди, наделенные властью, обязаны соблюдать ту грань, за которую эта власть переходить не должна.

В реальности все наоборот: довольно часто подчиненный вынужден терпеть произвол начальства, простые граждане – испытывать несправедливость, граничащую со снобизмом и презренным отношением к «простым смертным» со стороны государственных служащих, в том числе и сотрудников правоохранительных органов. Все это называется превышением должностных полномочий, за что предусмотрена ответственность по ст.286 УК РФ.

Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:

  • сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
  • государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).

Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).

Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.

Пример №1. Куравлев К.А. был принят на работу в администрацию города на должность заместителя начальника отдела по архитектуре приказом главы администрации, с 01.09.2017 года.

Поскольку в документе о приеме на работу не указана дата, до которой на Куравлева К.А.

возлагается исполнение обязанностей в соответствии с должностью, он приобретает полномочиями должностного характера на постоянной основе.

Пример №2. Примером временного исполнения функций представителя власти может быть следующая ситуация. Окончив обучение в Институте прокуратуры по целевому направлению, Пирогова Ю.Л. должна была «отработать» 5 лет в прокуратуре города. С нею был заключен контракт на этот срок, в этой связи Пирогова Ю.Л. стала представителем власти на данный период.

По специальному поручению или отдельно оформленному полномочию представление государственных интересов встречается нечасто. В основном, это разовое исполнение «роли» представителя власти. Так, присяжный заседатель, который путем случайной выборки был избран для участия в суде, на время судебного процесса становится представителем власти, то есть должностным лицом.

Властные полномочия и их границы

Объем прав и обязанностей каждого представителя власти напрямую связан с контрактом, служебной инструкцией, ведомственными приказами и т.д. Обычно для каждого рода государственной деятельности существуют строгие рамки дозволенного, которые отдельный сотрудник обязан соблюдать.

Так, для сотрудников полиции существуют общие требования к служебной деятельности, предусмотренные в Федеральном законе «О полиции».

Более конкретно служебные обязанности раскрыты в ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» и отдельных должностных инструкциях.

Например, все мы знаем, что у полицейского может быть при себе табельное оружие, которое он может применить только в случае необходимости:

  • при задержании вооруженного преступника;
  • в целях предотвращения опасности для третьих лиц;
  • в ходе операции, в соответствии с приказом руководителя и обстановки, позволяющей применить спецсредства и т.д.

Таким образом, полицейский далеко не всегда вправе воспользоваться имеющимся при себе служебным оружием.

Каждая ситуация, в которой это произошло, тщательно анализируется специально созданной комиссией, которая решает, были ли основания считать преступника вооруженным, обстановку – опасной и т.д.

Если нет, то полицейский может нести ответственность, как дисциплинарную, так и по уголовному законодательству – в зависимости от последствий.

Когда полномочия превышены

За превышение должностных полномочий предусмотрена уголовная ответственность (ст. 286 УК РФ) при условии, что:

  1. виновный является должностным лицом, то есть имеется определенный документ, подтверждающий исполнение им определенных служебных обязанностей (закон, инструкция, внутреннее положение и т.д.);
  2. действия явно выходят за границы полномочий. Доказывание такого признака, как явность, порой вызывает трудности в судебной практике, поскольку носит оценочный характер. В основном, явным превышением правовых границ может быть:
    • исполнение обязанностей вышестоящего лица без наличия к тому оснований. Например, специалист отдела составляет и подписывает документы, которые вправе оформлять только начальник отдела;
    • пользование предоставленными полномочиями индивидуально, тогда как в силу определенного порядка должно быть решение комиссии, коллегии или согласование с другими сотрудникам и т.д.;
    • совершение таких действий, которые не могли быть выполнены никем из сотрудников государственной организации. К примеру, если начальник управления по водным ресурсам при администрации города дает разрешение на установку киоска в определенном месте в городе – это разрешение не вправе оформляться сотрудниками этого управления вообще.
  3. наступило существенное нарушение прав посторонних лиц, организаций, государственных или общественных интересов.

В конструкции рассматриваемого преступления наступление таких последствий является обязательным признаком. Что касается граждан, здесь могут быть нарушены любые конституционные права – право на труд, на тайную переписку, на свободу передвижения и т.д.

, может быть причинен вред здоровью. Организациям ущерб может быть выражен в причинении ущерба деловой репутации. По отношению к государству негативные последствия могут быть в виде снижения авторитета правоохранительных органов, причинения ущерба бюджету и т.

д.

Интересно, что мотив, по которому было совершено это должностное преступление, не важен для решения вопроса, есть состав или нет. Мотив может быть учтен при решении вопроса о наказании, но ответственность виновный понесет наравне с другими фигурантами.

Пример №3. Группа чиновников была замешана в незаконном распределении земельных участков за вознаграждение, при этом этим сотрудникам было инкриминировано, среди прочих преступлений, и превышение должностных полномочий. Как выяснилось в ходе следствия, ежемесячный доход преступной группы составлял более двух миллионов рублей. При этом один из задержанных, Кузякин С.В.

, сознался полностью в совершенном и пояснил, что совершал преступления по необходимости: у него тяжело болеет ребенок, требуется дорогостоящая операция. Этот факт был впоследствии учтен при назначении наказания, Кузякину С.В.

назначили на 6 месяцев лишения свободы меньше по сравнению с другими фигурантами, но в целом от уголовной ответственности такое смягчающее обстоятельство осужденного не спасло.

В ст. 286 УК РФ три части, каждая из которых предусматривает наказание применительно к той или иной ситуации, в зависимости от субъекта преступления или его последствий:

  1. В первой части предусмотрен «простой» состав, когда любое лицо, обладающее властными полномочиями, явно их превышает, причиняя тем самым вред гражданам или государству. При этом должности, которые в таких случаях обвиняемые занимают, могут быть любыми, кроме государственных должностей РФ или субъекта РФ, а также кроме глав местного самоуправления.
    За действия, подпадающие под такое описание преступления, может быть назначен штраф до 80000 рублей или лишение свободы до 4 лет. Кроме того, признанному виновным могут назначить запрет занимать определенные должности на срок до 5 лет.
  2. Во второй части отдельно оговаривается наказание для занимающих те самые государственные должности РФ – для них наказание усилено и составляет альтернативно:
    • штраф до 300000 рублей;
    • лишение свободы до 7 лет.

    Одновременно с этими видами наказаний виновному может быть определен запрет занимать должности, аналогичные той, в которой он состоял на момент совершения деяния.

  3. Те же самые преступления (которые указаны в первой или второй частях) могут повлечь более жесткую ответственность, если сопровождались:
    • избиением, угрозой избиения. Телесные повреждения, причиненные пострадавшему, будут основанием для привлечения виновного лица к ответственности еще и за преступления против личности, то есть за причинение ущерба здоровью – ст. 112, 111 УК РФ;
    • применением специальных средств или оружия;
    • причинением тяжких последствий.

    За подобные действия суд может назначить до 10 лет лишения свободы с запретом занимать определенные должности.

Отметим, что ограничение по продолжению трудовой деятельности на службе в госорганах – обоснованное и довольно действенное наказание.

Обычно к моменту рассмотрения уголовного дела в суде обвиняемые уже давно не являются представителями власти (уволены, отстранены от должности – не секрет, что, принимая во внимание масштабы борьбы с коррупцией, организации пытаются сразу избавиться от сотрудников, имеющих проблемы с законом).

Контроль за соблюдением запрета трудоустроиться на должность вновь всегда очень тщательно ведется органами УФСИН, а именно – уголовно-исполнительной инспекцией.

Заявление в прокуратуру

Изучив практику, можно сделать однозначный вывод – больше всего уголовных дел должностного характера в отношении сотрудников полиции, и возбуждены они, в основном, по факту незаконности применения физической силы к задержанным, обвиняемым, подозреваемым.

 По некоторым делам последствия, наступившие для пострадавшего гражданина, могут особенно тяжелыми, а иногда и смертельными.

При таких обстоятельствах ответственность сотрудника полиции не ограничивается привлечением за превышение должностных полномочий, поскольку наступление тяжкого вреда или причинение смерти потерпевшему квалифицируется дополнительно.

Пример №4. Оперуполномоченные полиции Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е. длительное время наблюдали за подозреваемым Шахановым К.А., который был причастен к совершению сбыта наркотических средств несовершеннолетним. При задержании Шаханов К.А. стал требовать адвоката, реализации права на телефонный звонок и т.д.

При этом задержанный отрицал свою вину и не хотел сознаваться в тяжких преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е., зная наверняка о том, что задержанный реально сбывал наркотические средства, в том числе и около школы, где учился сын Орлова Г.Н., избили Шаханова К.А.

, оставив на ночь в камере задержанных. Пришедший наутро следователь обнаружил труп Шаханова К.А., со следами побоев. Орлов Г.Н. и Парамонов К.Е. были приговорены к 12 годам лишения свободы по двум статьям Уголовного Кодекса РФ – за превышение должностных полномочий (ч. 3 ст.

286 УК РФ) и за причинение смерти в результате умышленных тяжких повреждений (ч. 4 ст. 111 УК РФ).

Отметим, что при установлении факта полицейского произвола абсолютно неважно, был ли действительно виновен пострадавший в тех преступлениях, которые ему инкриминировались полицией. Так, в приведенном примере не имеет значения для ответственности Орлова и Парамонова тот факт, что Шаханов действительно занимался сбытом наркотических средств.

Возникает вопрос: куда обращаться, если полицейский явно превышает свои полномочия? Логично, что с заявлением в полицию обращаться не стоит. Помочь могут сотрудники контролирующих органов – Следственного Комитета, прокуратуры, ФСБ.

И все же мы рекомендуем написать жалобу на действия сотрудников полиции именно в прокуратуру, поскольку это основной надзирающий орган, который имеет право полностью проконтролировать процедуру проверки и возбуждения дела, поручить собрать материал именно тому отделу в Следственном Комитете, который правомочен принимать решения исходя из характера преступления, территориальности и т.д.

Можно воспользоваться примерным образцом такой жалобы, пояснения выделены синим цветом:

Прокурору Заводского района г. АрхангельскаИванову И.И.Рябова Р.О., проживающего вкв. 7, д. 8 по ул. Зимняя, г. Архангельск,Тел. 8922000000
(если жалоба пишется от потерпевшего, свидетеля или обвиняемого по уголовному делу, нужно написать данные этого дела – когда возбуждено, по какой статье, в отношении кого и т.д.)

ЖАЛОБА

Прошу поручить провести проверку действий сотрудников полиции отдела № 3 г. Архангельска на предмет превышения должностных полномочий.

23.02.2017 меня задержали на улице в состоянии алкогольного опьянения сотрудники ППС, поскольку расценили мое поведение нарушающим общественный порядок, вследствие чего я должен был быть привлечен к административной ответственности по ст. 20.1 КОАП РФ.

Просидев в камере для административно задержанных при отделе полиции № 3 г.

Архангельска, меня никуда не вывозили, судом вопрос о назначении мне административного наказания не решался, на мои вопросы полицейские отдела ничего не поясняли.

(Если известна фамилия превысивших свои полномочия сотрудников, нужно указать их данные. Но обычно задержанным не известны личности тех, кто нарушил их права.)

Фамилии и имена, звания полицейских, поместивших и не выпускавших меня из камеры, мне не известны.

В результате незаконных действий сотрудников полиции, без какого-либо решения о привлечения меня к ответственности. я незаконно находился в камере административных задержанных более 5 дней.

(Подробнее напишите, какие последствия наступили – напомним, это обязательный признак для возбуждения уголовного дела по ст. 286 УК РФ.)

Вследствие отсутствия еды и питья у меня резко ухудшилось здоровье. Я страдаю диабетом 2-го типа, поэтому после незаконного содержания меня в камере я попал в больницу, где вынужден был находиться более двух недель.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 144-145 УПК РФ,

ПРОШУ:

Источник: http://juresovet.ru/prevyshenie-dolzhnostnyx-polnomochij-i-otlichie-ot-zloupotrebleniya-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

Превышение должностных полномочий

Отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления

Адвокат Антонов А.П.

Данное преступление регулируется ст. 286 УК РФ. Данное преступление является особым видом злоупотребления должностного лица своим служебным положением.

Отличие данного преступления от злоупотребления должностными полномочиями в том, что при злоупотреблении должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему полномочия, а в случае превышения должностных полномочий, лицо совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции.

Для установления признаков данного преступления, необходимо точно установить объем полномочий, предоставленных данному должностному лицу. Эти полномочия определяются положением, уставом, инструкцией или иным нормативным актом.

Превышение должностных полномочий имеет место быть, если действия этого лица были связаны с осуществлением им своих должностных обязанностей.

Действиями, выходящими за пределы полномочий должностного лица, будут считаться:
1) Действия, относящиеся к полномочиям другого лица, должностного лица другого ведомства или коллективного органа;
2) Действия, совершенные этим должностным лицом, но при наличии определенных обстоятельств;
3) Действия, которые никто и не при каких обстоятельств не может совершить ( к примеру: причинение насилия гражданину, пришедшему на приём к данному должностному лицу).

Субъект – только должностное лицо из числа государственных служащих.

Окончание преступления

Преступление будет считаться оконченным с момента наступления последствий, а именно: существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Наступившие последствия должны находиться в причинной связи с действиями должностного лица, явно выходящими за пределы его полномочий.

https://www.youtube.com/watch?v=EoYvkW0Z7Gk

Превышение должностных полномочий влечет ответственность при наличии умышленной вины, когда должностное лицо осознает, что совершенные им действия, явно выходят за пределы предоставленных ему полномочий.
В данном случае мотив значения иметь не будет.

Квалификация

Ч.2 данной статьи содержит следующее квалифицирующее обстоятельство – превышение должностных полномочий лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, или главой органа местного самоуправления.

Ч.3 предусматривает три особо квалифицирующих обстоятельства.
Насилие, может выражаться в нанесении потерпевшему ударов, побоев, легкого и средней тяжести вреда здоровью, а так же в лишении его свободы.

Если насилие выразилось в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью или умышленном убийстве, то такие действия выходят за рамки рассматриваемого состава и требуют квалификации по другим статьям по совокупности (ст.111 или ст.105 УК РФ).

Другим особо отягчающим обстоятельством будет являться применение оружия или специальных средств. К специальным средствам будут относиться такие предметы, как: наручники, резиновые дубинки, слезоточивый газ, водомёт и иные.
И третьим признаком будет являться причинение тяжких последствий.

Такими последствиями могут являться: причинение смерти по неосторожности или причинение особо крупного материального ущерба и иной тяжкий вред.

Ответственность

Ст. 286 УК РФ предусмотрены следующие виды уголовной ответственности за данное преступление:
Ч.1 ст.

286 УК РФ – штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет.
Ч.2 ст.286 УК РФ – штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Ч.3 ст.286 УК РФ – лишение свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

Остались вопросы к адвокату по уголовному делу?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните адвокату в Самаре по телефону +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/prevyshenie-dolzhnostnyx-polnomochij/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.