+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Мошенничество в сфере госзакупок

Мошенничество в госзакупках: как распознать и что делать | Контур.Закупки

Мошенничество в сфере госзакупок

Система закупок создана для того, чтобы сделать расходы бюджетных средств прозрачнее. Однако до идеала ей еще очень далеко. Поэтому нечестные участники закупок — как заказчики, так и исполнители — пытаются использовать ее неэффективности в своих интересах. И зачастую им это удается. Рассмотрим наиболее популярные приемы и расскажем, что делать добросовестному поставщику.

Уловки заказчиков

С целью отдать контракт «правильному» поставщику заказчики нередко прибегают к различным хитростям. Вот наиболее популярные из них.

Невнятное техзадание

Это любимый метод заказчиков для отсеивания лишних конкурентов нужного поставщика. Техническое задание составляется максимально непонятно и запутано в расчете на то, что многие участники закупок не захотят или не смогут в нем разобраться.

В результате часть из них пройдет мимо, а другие попросту не смогут исполнить требования, и их заявки будут отклонены.

В то же время «свой» поставщик в частном порядке получает от заказчика полный инструктаж, подает заявку и в отсутствии конкуренции побеждает.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

В этом случае применяются размытые формулировки, технические характеристики, которые можно понять неоднозначно. Например, указывается размер объекта, но не уточняется, что это конкретно — длина, ширина, высота, а может быть, диаметр.

Умышленные ошибки

Согласитесь, довольно сложно найти объект закупки, если его название написано неверно. Например, отдельные символы заменены на соответствующие буквы латиницы.

Визуально этого не определить, однако при поиске по названию такие закупки в выборку не попадут. На это и рассчитывают недобросовестные заказчики, составляющие подобные техзадания.

Ведь нужный поставщик будет знать о такой хитрости и сможет найти закупку, а вот другие — не факт.

Разброс требований по документам

В соответствии с законом 44-ФЗ, все критерии, которым должен удовлетворять объект закупки, должны быть перечислены в Техническом задании. Это сделано неспроста — участник должен четко видеть все параметры закупки и оценивать свои возможности.

Но порой заказчики раскидывают их по разным документам. В Техническом задании указывается лишь часть параметров, а остальные прописываются, например, в контракте или описании объекта закупки. Это приводит к тому, что в заявках участники попросту не учитывают некоторые требования.

Таким образом, конкуренция существенно сокращается.

Что делать поставщику?

Естественно, перечисленные уловки являются лишь примерами того, как хитрят заказчики. Но в целом действия поставщиков в таких случаях сводятся к одному алгоритму:

  1. При возникновении любых вопросов по конкурсу или аукциону можно подать заказчику запрос на разъяснение.
  2. Он обязан представить такое разъяснение в течение 2 дней с того момента, как получит запрос. Возможно, в итоге неточные формулировки будут пояснены, а явные ошибки — исправлены.
  3. Если разъяснение не удовлетворит, можно обратиться за ним повторно, чтобы дать понять заказчику, что вы настроены серьезно.
  4. Если заказчик не дает пояснений или делает это явно «для галочки», можно жаловаться в ФАС.

Как не пропустить мимо интересную закупку из-за умышленных ошибок, допущенных заказчиком? Для этого есть несколько способов:

  1. Искать в ЕИС более тщательно. Проверять не только по названию объекта, но и по коду ОКПД2, по другим параметрам.
  2. Отслеживать закупки интересующих заказчиков. В идеале мониторить все закупки в вашей сфере и регионе.
  3. Использовать специальные сервисы, например, Контур.Закупки. Он позволит отыскать объект даже в том случае, если его название написано латиницей.

Сговор поставщиков

В закупках нередки ситуация, когда участники сговариваются между собой и делят рынок. Например, на нем есть несколько конкурентов, активно участвующих в торгах.

Они могут договориться между собой и забирать контракты по очереди. Еще чаще встречается другой вариант — в схемах задействован основной поставщик и подставные организации.

В любом случае суть таких схем сводится к созданию мнимой конкуренции, в результате чего побеждает нужный участник.

Рассмотрим взаимодействие заговорщиков на примере схемы «Таран», которая нередко применяется в рамках электронных аукционов. Для реализации требуется основной поставщик, который в итоге возьмет контракт, и пара подставных.

В процессе торгов подставные снижают цену до минимума, соревнуясь друг с другом. При этом на определенном этапе прочие конкуренты из борьбы выбывают, поскольку цена контракта становится для них слишком низкой.

В самом конце аукциона на сцене появляется основной поставщик и подает заявку по приемлемой для себя цене, но чуть ниже предложения последнего честного участника.

В итоге в топе участников аукциона оказываются: на первом и втором местах — те самые подставные фирмы, которые демпинговали, а на третьем месте — основной поставщик. Следом за ним идут предложения других добросовестных участников.

Однако во время проверок вторых частей заявок выясняется что участники, занявшие первое и второе место, не соответствуют каким-то требованиям. Их заявки, умышленно составленные с ошибками во вторых частях, отклоняются.

Победителем же становится бронзовый призер, то есть тот самый основной поставщик.

Как действовать добросовестному участнику?

Допустим, вы распознали реализацию «Тарана», но все же хотите поучаствовать в аукционе.

В этом случае рекомендуется максимально сосредоточиться в конце торгов, чтобы не пропустить тот момент, когда основной поставщик подаст свою «бронзовую» заявку. Можно попытаться ее перебить.

Может статься, что недобросовестный участник либо не успеет на это отреагировать, либо попросту не захочет снижать цену еще сильнее. В итоге победителем станет ваша заявка.

Однако в этом случае важно не допустить слишком сильного снижения цены. Лучше всего заранее рассчитать возможный для себя минимум и ни в коем случае не опускаться ниже этой суммы.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/moshennichestvo-v-goszakupkax-kak-raspoznat-i-chto-delat/

Основные виды мошенничества в сфере госзакупок: 2020 г

Мошенничество в сфере госзакупок

1. Псевдо-торги
2. Псевдо-заказчик
3. Запутанное техническое задание
4. «Ашипки» и «очепятки» в документации заказчика
5. Документальный хаос
6. Демпинг по сговору

          Мошенники – это элита преступного мира, они изобретательны и наглы. Область государственных закупок для мошенников – настоящая «золотая жила». В этой статье мы разберем самые распространенные схемы мошенничества, а также способы противодействия им.

1. Псевдо-торги.

Начало истории такое: компания подает заявку на участие в торгах, извещение о которых опубликовано на официальном сайте zakupki.gov.ru и высылает денежное обеспечение заявки. Приходит время публикации протокола по итогам торгов, но никаких новостей по заявку не поступает.

Участники пытаются связаться с организаторами по указанным телефонам и электронной почте: телефоны молчат, почта заблокирована.

Посылают запрос в техподдержку, и получают такой стандартный ответ: «Госзакупки не несут ответственность за размещаемые данные, проверка заказчиков не осуществляется». Конец связи. Да, это так: на официальном сайте Российской Федерации zakupki.gov.

ru может разместить заявку каждый владелец электронной подписи. Никакой ответственности сайт за эти заявки на себя не берет и проверки добросовестности заказчиков не осуществляет.

Советы: прежде чем руководствоваться стратегией Наполеона «сначала ввяжемся в драку, а потом посмотрим», стоит вспомнить, как он закончил свою трудовую деятельность. Для начала стоит проверить заявочные документы по следующим аспектам:

1) Заказчик как юридическое лицо появился непосредственно перед подачей заявки и не имеет истории предыдущих закупок.

2) В качестве юридического адреса заказчика указана квартира, либо несуществующий фактически адрес.

3) Предприятие-заказчик выставляет в качестве предмета закупки «непрофильные» для этой компании товары.

4) За малое время заказчик опубликовал целый «пакет» заявок на торги.

5) Обеспечение заявки прописано по максимуму (до 30 процентов), а денежные средства предлагается высылать не на счет оператора ЭТП, а непосредственно заказчику.

Если заказчик указывает в заявочных документах в качестве контактов только адрес электронной почты и номер телефона – это уже повод для сомнений. Стоит собрать информацию на предмет предыдущей истории закупок у этого заказчика, она может оказаться весьма любопытной, возможно в отношении него уже возбуждено дело в прокуратуре, или ведется расследование ФАС.

Возникли сложности с заполнением документов?

         Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат

Обратиться к специалистам

2. Псевдо-заказчик

Еще одна популярная история в мире контрактных закупок. Компания выигрывает тендер, высылает партию товара. В ответ – тишина. Телефоны не работают, почта заблокирована.

Как правило, выясняется, что некое лицо, получив возможность скопировать печать реального предприятия и доступ к учредительным документам, под видом уполномоченного должностного лица публикует заявки на торги, заключает контракты на поставку, арендует склад, указывая свои личные данные для переписки с поставщиками. Затем полученные партии товаров исчезают вместе с псевдо-заказчиком.

Совет. Помимо всего перечисленного выше, стоит связаться с руководством компании-заказчика и убедиться, что оно в курсе заключенной сделки.

3. Запутанное техническое задание

В этом случае с компанией все в порядке, торги действительно существуют, только заказчик хочет избавиться от ненужных участников, чтобы предоставить карт-бланш для избранного им поставщика.

Один из способов такой скрытой конкурентной борьбы – неряшливое и путаное оформление ТЗ в расчете на то, что одни поставщики не захотят связываться с такой заявкой, а другие не выполнят все требования, поскольку неожиданно выясняется, что цифры в техническом задании означали не диаметр изделия, а его ширину, или высоту.

Поставщик, «назначенный» заказчиком, напротив, получает ясные и четкие инструкции и в итоге оказывается победителем.

Совет. Если вы попали в подобную ситуацию, не стесняйтесь сделать запрос заказчику с просьбой объяснить «тёмные места» в его технической документации. Если вы не получили внятного ответа на свой вполне законный вопрос, есть смысл писать жалобу в ФАС.

4. «Ашипки» и «очепятки» в документации заказчика

Есть ряд хитростей, благодаря которым заявочные документы, опубликованные в ЕИС не показываются в строке поиска. Например, использование идентичных букв латиницы вместо кириллицы, поставленные символьные коды, скрывающие документ от ненужных глаз и т. п. Расчет опять же делается на то, что нужный поставщик точно знает, где и что искать и оформит свою заявку вовремя.

Совет: чтобы не упустить интересующий вас тендер, используйте следующие виды поиска:

1) Проверять наличие заявок не только по наименованию продукции, но и по её численному коду ОКПД2.

2) Вести постоянный мониторинг интересующих вас закупок в своем регионе.

3) пользоваться поисковыми программами, способными найти объект, даже если он «зашифрован» при помощи указанных выше ухищрений.

 5. Документальный хаос

Законодательство о закупках требует чёткого и ясного описания объекта закупки в Техническом задании. Но есть Заказчики, намеренно нарушающие закон 44-ФЗ, разбрасывая критерии, предъявляемые к объекту закупки по различным сопроводительным документам, с той же целью, что и в предыдущих случаях.

Совет: в этой ситуации используйте тот же алгоритм действий: требование разъяснений, получение их в двухдневный срок, при неполной информации – повторное обращение к заказчику, при отсутствии предоставления необходимых сведений – жалоба в ФАС. Как поётся в одной известной песне: «Мы тоже не будем особо тактичны на нашем нелёгком пути».

6. Демпинг по сговору

Эта схема употребляется для изгнания конкурентов с определенного сектора рынка. Несколько компаний договариваются поделить между собой все контракты по закупкам в данном секторе рынка. Может быть вариант при котором организуются несколько подставных организаций, имитирующих на торгах конкурентную борьбу.

Задача псевдо-конкурентов состоит в максимальном занижении цены, пока остальные участники торгов не окажутся вне игры. В финале этого театрального представления появляется организатор схемы, подав заявку чуть ниже ближайшего к победе честного поставщика.

Затем заявки псевдо-конкурентов отзываются по причине неких технических ошибок, предусмотрительно допущенных в документах, и победителем закупки становится организатор этой демпинговой сделки.

Совет: если вы поняли, что события развиваются по данному сценарию, постарайтесь не упустить момент финала торгов и «вписаться» в нишу, приготовленную для заказного поставщика. Главное, не перешагнуть грань, за которой сделка перестает быть привлекательной, заранее определив для себя минимальную сумму торгов.

Вот основные схемы мошенничества на пыльных тропинках тендеров. Как говорится, предупреждён, значит, вооружён. Удачи вам, дамы и господа!

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/osnovnye-vidy-moshennichestva-v-sfere-goszakupok-/

Мошенничество в сфере государственных закупок по тендерам и аукционам

Мошенничество в сфере госзакупок

Мошенничество в сфере государственных закупок – это лакомый кусок для мошенников, кто наживается, на честных участниках аукционов и тендеров.

Мошенничество в сфере гос закупок: как с этим бороться и какие наказания предусмотрены

Существует несколько разновидностей мошенничества, которые могут предусматривать как уголовную, так и административную ответственность по отношению к мошенникам.

Вот основные мошеннические действия и наказания в сфере государственных закупок, а также в сфере тендеров и аукционов, инициируемых мошенниками. По каждому из ниже перечисленных пунктов можно призвать инициаторов мошенничества к ответственности.

Но для того, чтобы это сделать, рекомендуется воспользоваться помощью адвоката.

Если речь идет о мошенничество при проведении аукционов, а также при проведении гос. закупок и тендеров, необходимо отметить именно этот вид мошенничества – использование денежных средство не по целям их первоначальных целей.

За такие действия предусматривается уголовная ответственность. Данная уголовная ответственность попадает под статью УК России под номером 285.1.

Более того, если речь идет о больших суммах, а именно о сумме выше в 1,5 миллиона рублей, то виновный наказывается лишением свободы на срок до 2 лет. Также наказанием будет лишение права занимаемой виновным должности до 3 лет.

Следует отметить, что 2 года тюремного заключения и 3 года отстранения от должности – это самая крайняя и жесткая мера уголовного наказания согласно соответствующей статье 285.1 УК России.

Если же мошенником была потрачена более крупная сумма, которая выше 7,5 миллионов рублей, то здесь уже идет речь о той же статье – 285.1, но уже по ее второй части.

Согласно этой части, мошенник в случае мошенничества при тендерах, государственных заказах, а также при аукционах, наказывается уголовным сроком на 5 лет.

Что же касается лишения занимаемой должности, то виновное лицо не сможет занимать должность в течение 3 лет.

Еще один вид мошенничества при проведении аукционов – злоупотребление полномочиями

Злоупотребление своими основными первостепенными полномочиями по должности при мошенничестве в сфере гос. закупок, а также в сфере тендеров и аукционов.

Такое поведение, как злоупотребление полномочиями, данными по должности, квалифицируются согласно таким статьям, как 293 и 292, а также еще двум статьям – 285 и 286. Согласно данным статьям кодекса, мошенника в таком случае могут наказать материально, то есть штрафом в размере 80 тысяч рублей в лучшем случае. Что же касается наихудшего варианта, то это 4 года лишения свободы.

В том случае, если эти преступные действия мошенничества привели к каким-либо тяжким последствиям, наказание увеличивается до 10 лет. Также виновному нельзя будет занимать эту или похожие должности в течение 3 лет (согласно части третьей статьи №285 УК России.

Служебный подлог в сфере государственных закупок – еще один распространенный вид мошенничества

В сфере государственных закупок очень сильно распространен и имеет свою популярность такой вид мошенничества, как служебный подлог. Также это может быть мошенничество при тендерах.

При служебных подлогах во все официальные и регламентированные действующим законодательством документы вносятся заведомо неправильные, ложные информационные данные, а также те исправления, которые своим наличием в документах искажают их суть и действительность, а также искажают их содержание.

Мошенничество такого вида регламентируется в статье под номером 292 УК России. Согласно действию данной статьи, данный штраф является минимальными. Самая же максимальная мера наказания на подлог на работе – это 2 года лишения свободы.

Что же касается тех случаев, при которых были затронуты и сильно нарушены законные интересы, а также права граждан, различных организаций или законодательства, то виновные понесут наказание в виде штрафа в размере 500 тысяч рублей, а также в виде лишения свободы на срок до 4 лет. Также виновные в мошенничестве в сфере гос закупок не смогут занимать свои должности или заниматься работами в данной сфере в течение 3 лет.

Халатность при государственных закупках

Одним из нехарактерных для государственных закупок явлений считается халатность. Нехарактерность данного вида мошенничества заключается в том, что нецелевое использование финансовых расходуемых средств – это априори действие, которое направлено на личное пополнение денежных средств и обогащение.

По этой причине такой вид мошенничества, как халатность – это преступление средней тяжести, наказание за которое регламентируется статьей 293 УК России. Максимальный штраф за такое преступление составляет 120 тысяч рублей, а также исправительные работы сроком в 3 месяца или же арест на тот же самый срок.

Помощь юриста по закупкам

Квалифицированная помощь юриста, имеющего опыт работы и практику в области мошенничества в государственных закупках, тендеров или аукционов может стать полезной для всех участников мошенничества – как и для тех, кто виновен, так и для тех, кто пострадал от мошенничества. Только своевременное обращение к квалифицированному юридическому специалисту может стать гарантией возврата денежных средств, а также гарантией компетентного рассмотрения дела в суде.

Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Бесплатная горячая юридическая линия.

мошенничество в сфере государственных закупок по тендерам, аукционам

Источник: https://jur24pro.ru/populyarnye-temy/moshennichestvo/moshennichestvo-v-sfere-gosudarstvennykh-zakupok-po-tenderam-i-auktsionam/

Признаки мошенничества в закупках по 223‑ФЗ

Мошенничество в сфере госзакупок

Когда 223-ФЗ только вступил в силу, поставщики не знали, как и в каких случаях подавать жалобы в ФАС, и закрывали глаза на незаконные действия заказчика. В отличие от ст. 105 Закона № 44-ФЗ, в 223-ФЗ не прописывается, как формулировать жалобу и на что жаловаться. Нужно пользоваться алгоритмом подачи жалобы из антимонопольного Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Полезно изучить уже осуществленные закупки в ЕИС: как проводилась закупка, какая поступила жалоба, какое решение было принято ФАС, было ли арбитражное рассмотрение дела.

Типичные нарушения по 223-ФЗ

  • План закупок не размещается на сайте zakupki.gov или размещается не вовремя

Например, заказчик может в один и тот же день разместить план и провести закупку, и поставщики не успеют с ней ознакомиться.

  • Многочисленны случаи закупки у единственного поставщика с нарушением закона

Многие заказчики в своем положении о закупках разрешили себе проводить огромное количество закупок у единственного поставщика. В особенности это касается отраслевых корпораций, которые проводят закупки на сотни миллионов рублей у единственного поставщика.

  • Не всегда проводится расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК)

В закупках по 44-ФЗ обязательно нужно рассчитывать и обосновывать НМЦК (Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567). 223-ФЗ не обязывает это делать, и некоторые заказчики ставят начальную цену в 2-3 раза выше рыночной.

  • Нарушения комиссии по закупкам при определении победителя, незаконный отказ в допуске к участию и необоснованное отклонение заявок

Комиссия либо допускает заявку, которую требуется отклонить, либо отклоняет верную заявку, которую отклонять не нужно. Это очень распространенное нарушение в рамках 223-ФЗ. Здесь случаются «несостоявшиеся заявки», когда заявки всех участников, кроме одного, отклоняются, он допускается до торгов и с ним по максимальной цене заключается договор.

  • Ограничение конкуренции в конкурсных документах

Могут запрашиваться дополнительные документы и лицензии. ФАС считает это нарушением.

  • Заказчик устанавливает нереалистичные сроки выполнения работ или поставки товара

Заказчик может указать срок в два дня для поставки товара из Европы или попросить выполнить за 20 дней работу, которую возможно выполнить только за 180 дней. Здесь ФАС также часто встает на сторону поставщиков.

  • Ассортимент поставляемых товаров расширяется, и цена договора увеличивается
  • Заказчик не налагает штраф и не расторгает контракт даже в случае необходимости

В закупке указываются нереалистичные сроки с обязательным условием о расторжении контракта, честные компании не участвуют в закупке. Компания-победитель нарушает условия, но заказчик не соблюдает условия договора — не расторгает контракт и не налагает штраф.

Закупка без тендера

Большое количество закупок по 223-ФЗ проводится у единственного поставщика. Для этого в ЕИС в положении о закупках многих заказчиков может использоваться формулировка «приглашение к сотрудничеству».

Прокуратура в арбитражном суде часто признает такую закупку недействительной, а договор ничтожным — деньги возвращаются заказчику, товар — поставщику.

Также заказчик, чтобы уйти от процедуры определения поставщика, может передать свои функции предприятиям, которые не попадают ни под 44-ФЗ, ни под 223-ФЗ.

Например, автономным некоммерческим организациям (АНО) часто функции заказчика и деньги передают муниципалитеты или федеральные заказчики. АНО регулируются только Гражданским кодексом, в котором уточняется, что закупки должны проводиться на конкурсной основе, но не регулируются сроки или протоколы. Именно поэтому АНО могут проводить закупки как захотят.

Закупка у аффилированных лиц

На сайте Генпрокуратуры есть множество примеров того, когда госзаказчик проводит процедуру и заключает договор с учреждением, в котором директор организации заказчика — ближайший родственник заказчика. Это нарушает 135-ФЗ, чаще всего договор признается ничтожным, поставщик возвращает деньги, а заказчик — товар.

Примеры таких нарушений:

  • Межрайонная прокуратора в Ярославской области обнаружила конфликт интересов при определении поставщика и заключении договора между матерью и сыном.
  • Прокурор в Челябинской области обнаружил договор на поставку продуктов питания между двумя братьями и их отцом.

Мошенничество с НМЦК

В 223-ФЗ нет четкого алгоритма установления начальной цены контракта, в отличие от 44-ФЗ (Приказ Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567 указывает, как формировать НМЦК).

Заказчик может указать цену намного ниже рыночной стоимости оборудования, добросовестные поставщики не будут участвовать в закупке, и заказчик сможет подписать контракт с нужным ему поставщиком.

В соответствии с положением о закупке, заказчик может увеличить стоимость договора или количество товара на 30 %. Так поставщик с помощью ухищрений заказчика может получить нужную ему очень низкую или очень высокую цену.

Необоснованное увеличение цены заключенного договора

Заказчик в положении о закупке увеличивает сумму договора на 10-30 %, но не увеличивает количество товара. Либо он может увеличить количество другого товара — не того товара, который был указан в описании закупки.

Это нарушение конкуренции и неравные условия для всех участников закупки, потому что только одна компания владеет нужной информацией. Если бы другой поставщик знал, что с ним заказчик увеличит договор на 30 % и попросит дополнительно поставить другой товар, он бы тоже мог согласиться на эти условия.

Хищение средств при невыполненных работах

Чаще всего деньги похищают, когда оплачиваются товар или услуга, которые не были поставлены/выполнены, хотя должностные лица оформили акты выполненных работ.

На основании подписанной накладной или акта выполненных работ происходит оплата. Поставщик может задержать товар и попросить подписать документы и оплатить его, чтобы не накладывались штрафные санкции. После подписания актов или накладных товар могут вообще не поставить/работы могут не выполняться.

Ремонт несуществующих объектов

Руководитель предприятия закладывает в бюджет ремонт несуществующего объекта. Он есть в документах у заказчика, но на самом деле его снесли или его никогда не существовало.

Например, в одной из республик директор хозяйственно-транспортного комплекса утвердил план ремонтно-строительных работ, заложил в бюджет расходы и заключил контракт на реконструкцию несуществующего гостевого дома на сумму более 13 млн руб. В отношении директора было возбуждено уголовное дело.

Противостояние между заказчиком и поставщиком не должно выходить за рамки Уголовного кодекса. За нарушение 223-ФЗ и 135-ФЗ нарушители могут столкнуться со штрафами.

Пример: заказчик совершил закупку у аффилированного лица и сказал, что не сможет выплатить административный штраф в 50 000 руб., потому что у него низкие доходы и он не знал об этом законе. Но незнание закона не освобождает от ответственности.

Мошенничество на электронных площадках по 223-ФЗ

Подозрительно, когда участник электронного аукциона на ЭТП не может:

  • пройти аккредитацию;
  • подать предложение о цене контракта;
  • войти в закрытую часть ЭТП;
  • подать заявку на участие в электронном аукционе;
  • опубликовать и направить необходимые документы;
  • подать запрос на разъяснение положений документации.

Если в рамках 44-ФЗ закупки ведутся только на восьми площадках и их работа довольно прозрачна, то в рамках 223-ФЗ площадок намного больше, и участники часто сталкиваются с мошенничеством.

Полезно регистрировать все свои действия на электронных площадках, чтобы упростить подачу жалобы и доказать свою правоту. Так ФАС проще рассмотреть дело.

Наиболее частые случаи мошенничества на электронных площадках:

  • площадки за высокую цену выдают ключи к электронной площадке;
  • участник получил ключ, но не может пройти аккредитацию;
  • в тот момент, когда нужно подать предложение, кнопка подачи предложений неактивна;
  • победитель закупки не может войти в личный кабинет и подписать контракт;
  • поставщик не может прикрепить документы и подать заявку;
  • площадка не позволяет запрашивать разъяснение положений документации, когда заказчик вывешивает ТЗ с нечеткими фотографиями/непонятными шрифтами;
  • договор не прикрепляется либо прикрепляется, но позже заказчик говорит, что не получил договор;
  • кнопка входа в личный кабинет неактивна;
  • деньги не поступают на виртуальный счет либо поступают позже и не в том объеме;
  • все документы прикреплены, но позже заказчик говорит, что какого-то документа не хватает;
  • во время электронного аукциона поставщик подает ценовое предложение в 100 руб., а отображается 120 руб.;
  • победителю приходит протокол, но на следующий день он отменяется.

Обучение и экспертная поддержка в сфере закупок. Повышайте квалификацию и получайте ответы экспертов.

Узнать больше

Вызывают вопросы такие признаки, как изменение любых данных, документов и сведений на электронной площадке, а также ситуации, когда заказчики, оператор электронной площадки или участники аукциона не направляют документы и сведения, предусмотренные законом.

Блокирование участников электронных аукционов программно-аппаратными средствами электронной площадки

В том числе не исключено отключение определенного функционала для участника электронного аукциона электронной площадкой. Это означает, что поставщик не может подписать контракт или подать предложение. Например, поставщик победил в аукционе, заказчик отправил договор с неправильной ценой или спецификацией, но поставщик не может подать протокол разногласий.

Некорректное ведение счетов участников электронного аукциона

Здесь возможны в том числе открытие счета, блокировка средств, зачисление средств на счет. В рамках 44-ФЗ деньги поступают на площадку в тот же день или на следующий, на некоторых площадках, работающих по 223-ФЗ, могут не поступить к моменту подачи заявок.

Некорректная информация на электронной площадке

Такие признаки можно распознать в ситуации, когда:

  • происходит некорректное отображение подачи предложения;
  • обозначено несвоевременное начало и окончание электронного аукциона (в документах указано, что он проводится в определенное время, а на самом деле — на час раньше; площадки могут ссылаться на разницу в часовых поясах);
  • опубликован некорректный протокол;
  • представлены документы и сведения с нарушением сроков, предусмотренных законодательством РФ (положение о закупке предполагает, что протокол нужно вывешивать в течение 3-х дней после проведения закупки, но иногда эту «операцию» затягивают на несколько месяцев. На такое поведение можно сразу жаловаться в ФАС).

Участник не может подключиться к электронной площадке

Подозрительно, когда все участники, кроме одного, не могут подключиться к электронной площадке в тот момент, когда начался аукцион. Неудивительно, что тот единственный участник подает ценовое предложение и становится победителем.

В каких случаях можно столкнуться с мошенничеством?

Статус бюджетных компаний проверяют тщательнее. Компании, которые размещают закупки по 44-ФЗ, получают электронную подпись в Федеральном казначействе, регистрируются как заказчики на ЕИС и размещают положение о закупках.

Поставщиков могут обмануть компании, которые организуют коммерческие торги или закупки по 223-ФЗ.

Как действуют мошенники:

  • Регистрируются как заказчик по 223-ФЗ на ЕИС и публикуют положение о закупках.
  • Объявляют одну или несколько закупок на крупные суммы и устанавливают максимально высокое обеспечение заявки.
  • Исчезают, как только поставщики переводят деньги на счет.

Что делать, если вас обманули?

Если заказчик не выходит на связь, нужно обратиться в ФАС. Они рассмотрят жалобу и вынесут решение в течение 7 рабочих дней.

Как вычислить мошенника:

  1. Найти информацию о заказчике в ЕИС.
  2. Проверить жалобы в ФАС от других участников.
  3. Расспросить поставщиков, которые раньше работали с этим мошенником.
  4. Проверить, есть ли арбитражные дела по этой организации.
  5. Проверить все торги, в которых компания участвовала как заказчик и поставщик.
  6. Проверить черный список заказчиков-мошенников.

Все это можно сделать с помощью программы Контур.Фокус. Рассмотрим на примере, какую информацию можно узнать с помощью инструментария программы о фирмах-мошенниках. 

Например, берем компанию «Водоочистные сооружения № 3». Благодаря Контур.Фокусу узнаем, что:

  • организация зарегистрирована 2 августа 2016 года, но уже в ноябре объявила 12 закупок на общую сумму в 13 млн руб.;
  • компания была исключена из ЕГРЮЛ в одностороннем порядке; 
  • у компании стоит отметка налоговой о недостоверности сведений (черная метка ФНС);
  • компания не вернула поставщикам обеспечение заявки в 5 % от НМЦК. 

Источник: https://kontur.ru/articles/5617

Как отличить мошенника от организатора тендера — Право на vc.ru

Мошенничество в сфере госзакупок

Пять признаков, что вас разводят, а не приглашают в конкурентную закупку.

Дмитрий Казанцев, руководитель департамента нормативно-правового регулирования торговой площадки B2B-Center Юлия Мякишева

Руководитель департамента нормативно-правового регулирования торговой площадки B2B-Center Дмитрий Казанцев рассказывает про популярный вид мошенничества на b2b-рынке.

Общая схема мошенничества выглядит так: мнимый представитель крупной госкомпании приглашает предпринимателя по телефону или электронной почте принять участие в подходящем тендере. В процессе он разводит на покупку дорогостоящего сертификата, который необходим для участия в закупке, а затем отменяет торги из-за «политической ситуации и санкций».

Ваш случай может отличаться, поэтому предлагаем 5 признаков, которые точно отличают мошенничество от приглашения в реальный тендер.

Организатор тендера скрывает название

Обычно мошенник скрывает название компании, проводящей тендер, за туманными формулировками: «одна из крупнейших госкомпаний», «одна из структур Газпрома» и т.д.

В реальном тендере — это нонсенс. Если госкомпания проводит конкурентную закупку, то по закону она обязана делать это публично.

У коммерческих заказчиков другая мотивация — бизнес-интересы. Название заказчика помогает привлечь максимальное число поставщиков, чтобы за счет их конкуренции получить наиболее выгодные условия.

Некоторые заказчики имеют право проводить часть закупок в секретном режиме. Участники таких тендеров подписывают соглашение о неразглашении информации, но официальное наименование заказчика в любом случае известно им ещё до начала подготовки коммерческого предложения.

Приглашение пришло с личного e-mail

Крупные заказчики могут персонально приглашать поставщиков поучаствовать в закупке. Но для них это отдельный бизнес-процесс, а не «звонок другу».

Приглашение направляется не по телефону, а в письменной форме с указанием реквизитов организатора торгов. В приглашении, как правило, указывают контакты, по которым поставщик может уточнить факт проведения закупки.

Поэтому обязательно проверяйте e-mail, с которого пришло предложение. Как минимум, после @ должна следовать часть адреса, полностью совпадающая с адресом официального сайта заказчика.

Уже на сайте можно найти телефон и уточнить, действительно ли такой-то сотрудник работает в компании и уполномочен на контакты с поставщиками в рамках такой-то закупки.

Для участия нужен дорогой, но бессмысленный сертификат

Но участие в них за деньги не покупается. Как правило, право на включение в реальные реестры, в том числе реестр аккредитованных поставщиков конкретного заказчика, подтверждается документами. Список таких документов и правила ведения подобных реестров должны быть публичны.

Кроме того, государственный заказчик или государственная компания вообще не имеют права отклонять заявку участники, если он не состоит в негосударственном реестре. Такое решение легко обжаловать в суде или ФАС.

Поэтому если организатор просит купить для участия в его тендере сертификат за 40 тысяч рублей, то это верный признак мошенничества.

Коммерческое предложение можно подать в обход официальной процедуры

Большинство закупок в России давно проходит в электронной форме на торговых площадках. Все участники подают свои предложения только через ту площадку, на которой заказчик объявил торги.

Подать заявку «через Валеру» не получится. Заказчик имеет полное право, а вообще-то и обязанность, такую заявку отклонить. Если этого не сделает организатор, то может любой из участников закупки через суд или антимонопольную службу. Ведь подача заявки в обход официального канала нарушает принцип равноправия всех участников тендера.

На практике некоторые заказчики могут параллельно с приёмом заявок самостоятельно изучать сайты поставщиков. Но они не могут просто так выбрать кого-то со стороны. Сначала им придётся отменить электронную закупку и «с нуля» оформить документы для новой, но уже у единственного поставщика.

Вы не можете найти документы на сайте заказчика или на zakupki.gov.ru

Российские компании, как правило, проводят конкурентные закупки публично. Поэтому извещение о тендере можно найти на корпоративном сайте компании или электронной торговой площадке, а в случае госкомпаний еще и в Единой информационной системе.

Если вы не нашли публичной информации о тендере, в который вас приглашают, то это повод еще раз подумать и проверить потенциального клиента.

Что делать, если вас обманули?

Если вы все-таки стали жертвой обмана и купили сертификат для липового тендера, то постарайтесь сохранить побольше информации о том, кто приглашал вас. Описанную схему можно квалифицировать как мошенничество, поэтому смело обращайтесь в правоохранительные органы.

И, наконец, если ваша компания решила участвовать в тендерах, то заранее изучите правила их проведения и подготовьтесь к работе на электронных торговых площадках. Базовый уровень знаний можно получить бесплатно и самостоятельно. Это потребует гораздо меньше вашего времени и сил, чем общение с подозрительными организаторами тендеров для дочерних структур «Роснефтегазалмаздобычи».

А вас пытались развести на покупку сертификата для тендера?

Показать результаты

Переать

Проать

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Источник: https://vc.ru/legal/71980-kak-otlichit-moshennika-ot-organizatora-tendera

Как «вычислить» махинации заказчиков в госзакупках

Мошенничество в сфере госзакупок

На Гайдаровском форуме в 2016 году в рамках одной из экспертных дискуссий под названием «Контрактная система как инструмент модернизации российской экономики» были озвучены данные, характеризующие состояние дел в госзакупках. По словам директора Департамента развития контрактной системы Максима Чемерисова, в 2015 году объем госзакупок вырос на 10% до 6,598 трлн руб., увеличилось и число контрактов с малыми предприятиями.

Число госконтрактов с малым и средним бизнесом выросло на 41% и составило более 876 000, сумма контрактов увеличилась на 40,6% – до 488 млрд руб.

Статистика по госзакупкам растет, соответственно, увеличиваются и денежные суммы, проходящие через них. Ежедневно государственных заказчиков и поставщиков в госзакупках становится больше. В этой ситуации поставщики начинают задумываться о том, как более эффективно принимать участие в госторгах, как анализировать заказчиков, чтобы избежать рисков.

О чем говорит статистика

Затяжной экономический кризис заставляет бизнесменов и ИП постоянно искать новые точки сбыта для своих товаров и услуг.

И госзакупки могут быть для них очень перспективными с точки зрения увеличения продаж.

Однако перед тем, как начать участвовать в госзакупках, компании следует провести комплексный анализ и определить, в какой сфере она хочет развиваться и какие заказчики ей могут быть интересны.

Анализ заказчиков — важная часть работы любого поставщика, поскольку он позволяет получить статистику, не только сигнализирующую о состоянии какой-либо конкретной ситуации и динамике развития или спада отрасли, но и информирующую о бизнес-процессах, которые происходят сейчас и происходили раньше. Собрать необходимую статистику можно на сайте госзакупок.

До участия в госзакупках поставщик должен:

собрать и проанализировать данные о закупках, контрактах, заказчиках;

выявить типовые нарушения при размещении информации о государственных и муниципальных заказах и исполнении госконтрактов;

сформировать сводную информацию о заказчике, которая включает заказы, контракты и выигрывающих поставщиков. Может оказаться, что анализ контрактов какого-то определенного заказчика приведет вас к одному постоянно выигрывающему поставщику или нескольким поставщикам, которые просто сменяют друг друга от тендера к тендеру.

Отчеты, которые должен составить специалист по закупкам перед участием в госторгах, включают:

— историю закупочной деятельности госзаказчика

Начать стоит с анализа закупок конкретного заказчика. В рамках этого анализа можно посмотреть, кто участвует в его закупках, сколько таких участников, какие цены они предлагают, насколько снижается цена от первоначальной, кто становится победителем торгов.

Второй этап анализа — проверка плана-графика, который является важным инструментом планирования. По нему можно понять, какие закупки проводил заказчик и какие закупки будет проводить. Полученную информацию можно проанализировать и сделать выводы о целесообразности участия в госзакупках.

Стоит также обратить внимание на еще один важный момент —  повторяются ли предметы контрактов из года в год. На основании наблюдений можно понять, будет ли у заказчика потребность в тех или иных товарах.

Также попробуйте сравнить заявленные начальные (минимальные) цены контрактов и цены заключенных контрактов.

Если вы видите, что никакого снижения нет или оно минимальное, то это может свидетельствовать о том, что заказчику конкуренция не нужна, то есть он выстраивает тендеры таким образом, чтобы пришел один поставщик и выиграл без снижения цены контрактов. Из этого следует, что тратить время на такого заказчика не стоит.

Постарайтесь разобрать ход торгов по конкретной тематике, которая вам интересна (какое было снижение цены, кто отклонялся и за что). Эта аналитика тоже позволит сделать правильный вывод о деятельности госзаказчика в закупках.

Поинтересуйтесь, кто из поставщиков участвовал в прошедших торгах и откуда они. Это позволит вам определить круг потенциальных конкурентов.

Получив данные, вы сможете сделать вывод о добросовестности заказчика и участников закупки.

— средний процент снижения начальной (максимальной) цены контракта (по отраслям, по направлениям, по диапазону тендеров, по регионам, по госзаказчику и т.д.)

Средний процент снижения позволяет сделать ряд выводов: столкнетесь ли вы с жестким демпингом, нужно ли готовиться к антидемпинговым мерам (эти меры включаются в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25%), присутствует ли сговор (если процент снижения минимальный, составляет доли процента, то снижение цены для заказчика явно не интересно), насколько завышена начальная (максимальная) цена контракта изначально (если во всех тендерах идет сильное снижение, то это значит, что цена изначально сильно завышена).

— среднее число участников в закупках

Конкуренция в госзакупках, безусловно, растет, и все больше ИП и небольших компаний начинают проявлять к ним интерес.

Растет количество компаний, ощущающих потребность в привлечении специализированных организаций для ведения закупочной деятельности, заметно повышается уровень тендерных специалистов организаций.

Но несмотря на это, в каждой конкурентной нише можно найти «свободные территории», на которых можно развернуться. Такой «территорией» может быть отрасль, регион или что-то другое. Но чтобы ее обнаружить, нужно постоянно мониторить закупки и количество участников в них.

— анализ торгов по конкретной отрасли

Этот анализ необходим для того, чтобы выявить наиболее перспективные с точки зрения денег направления в конкретных отраслях.

Ведь большинство поставщиков заинтересовано не просто в тендерах, а в высокорентабельных контрактах. Анализ отрасли раскрывает потенциал рынка, а статистика выявляет распространенные уловки госзаказчиков.

Следует помнить, что обязательства по исполнению контракта берется не на сумму, а на каждый заключенный контракт.

Чтобы проанализировать торги по конкретной отрасли, следует провести поиск закупок по отрасли и конкретному региону за определенный период и посмотреть, сколько за этот период состоялось закупок в отрасли, какие были поставщики, заказчики и закупки, насколько снизилась цена.

Все перечисленные выше отчеты помогут понять, в каком направлении двигаться и какое стратегически важное решение принять руководству для эффективного участия в госторгах.

Анализ модели нарушений

Чтобы ответить на вопрос, есть ли смысл идти в тот или иной тендер, в ту или иную отрасль, можно провести анализ заказчика по модели нарушений.

Какие признаки вас должны насторожить?

— Информация о закупке заполнена некачественно

Благодаря Единой информационной системе такие «небрежности», как присутствие слов, содержащих одновременно кириллические и латинские символы в названии заказа, а также написание ключевых слов в названиях заказов в виде отдельных букв, разделенных пробелами, уходят в прошлое. Но технические задания или документацию заказчиков можно проанализировать на предмет и других нарушений. В частности, заказчики допускают следующие нарушения:

Не указывают в заголовке заказа ключевое слово, которое определяет содержание заказа. Это делается для того, чтобы ограничить количество участников или отсоединить от закупки какого-то поставщика. Пример: вместо названия закупки «Услуги по заправке картриджей» заказчик указывает название «Обслуживание расходных материалов копировальной техники».

Указывают код ОКДП без достаточной детализации или вносят код ОКПД предмета контракта, который не сопоставляется с единицами измерения (по ОКЕИ) этого предмета контракта. Такие ситуации возникают довольно часто, поскольку в Единой информационной системе существует поиск по ОКПД. Если заказчик указывает его без детализации или с ошибками, то поиск сильно усложняется.

Допускают ошибки в написании кодов ИНН и КПП заказчика.

Не вписывают имя или телефон контактной персоны заказчика.

Не указывают регион поставки товара или вносят «размытое» место поставки. Это приводит к тому, что поставщик не может четко рассчитать логистику и предложить конкурентную цену.

Это нарушение, наряду с другими, тоже может указывать на коррумпированность заказчика.

— Нарушается конкуренция

В техническом задании нарушение конкуренции может отражаться несколькими способами:

указывается неадекватно короткий срок исполнения работ (это делается для того, чтобы выиграл свой поставщик);

выявляется единственный поставщик при высокой стоимости;

выигрывает участник, предложивший не самую низкую цену;

участвуют поставщики, на которых были жалобы в ФАС;

много отмененных закупок (при этом количество участников с каждым разом уменьшается);
закупки постоянно продлеваются. Есть такие закупки, которые тянутся по полгода и больше.

На финишной прямой в таких ситуациях оказывается один поставщик, который ждет своего часа, чтобы получить заказ.

— Завышаются цены

Завышение цен может проявляться в том, что стоимость единицы товара существенно отличается от аналогичных внутри номенклатуры; коды ОКДП контракта не соответствуют кодам ОКДП лотов конкурса; коммерческие предложения для формирования НМЦК «как под копирку»; существуют большие снижения цен в процедурах; контракта постоянно увеличивается после победы на 10%.

Анализ по документации заказчика

О коррумпированности могут сигнализировать излишние требования, к которым относятся следующие требования: к сведениям о паспортных данных, месте жительства для физлиц, номерам контактных телефонов, копиям страниц паспорта (для физлиц). Также заказчик может потребовать предоставить в оригинале документы о полномочиях лица, подписавшего заявку, принести в оригинале все справки со свежей датой, подписывать заявки только определенной ЭЦП и др.

О коррумпированности могут также свидетельствовать такие признаки, как невозможность подать запрос на разъяснение, проведение процедуры за два дня, контактные телефоны, которые не работают, требование получить пропуск на режимное предприятие.

По материалам журнала «Контур»

Источник: https://goszalog.ru/osoboe-mnenie/kak-vyichislit-mahinatsii-zakazchikov-v-goszakupkah/.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.