Технические характеристики продуктов питания для госзакупок
Особенности закупок продовольствия по закону 44-ФЗ | Контур.Закупки
В закупках определенных групп товаров или услуг есть свои особенности. Относится это и к продуктам питания. В этом материале определим основные сложности, с которыми придется столкнуться поставщикам продовольствия.
Действие национального режима
В отношении некоторых групп продовольственных товаров применяются нормы национального режима. Это относится к мясу (говядина, свинина, птица), молочной продукции, рыбе и морепродуктам, сахару, соли и рису.
При закупках указанных товаров или товарных групп действует правило третий лишний. Заказчик должен отклонить заявку с иностранным товаром при выполнении следующих условий:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- На участие в торгах поданы хотя бы 2 заявки с продукцией из России или другой страны ЕАЭС.
- В этих заявках предлагается товар разных поставщиков.
- Эти заявки полностью соответствуют всем требованиям закона и документации.
Поставщик должен подтвердить страну происхождение товара. На этапе подачи заявки для этого достаточно составить декларацию в свободной форме. Также необходимо указать наименование производителя.
При поставке нужно приложить документы, которые подтвердят, что продукция действительно произведена в России (или другом государстве Таможенного союза). Если такого документа нет, заказчик вправе расторгнуть контракт.
Если условия для отклонения иностранной заявки не были соблюдены, то она принимается. Но дальше вступают в силу другие правила национального режима:
- Если заявка с иностранным товаром побеждает в аукционе или запросе котировок, то контракт будет заключаться по цене на 15% ниже заявленной победителем.
- Если проводится конкурс или запрос предложений, то от цен российских заявок отнимается 15%. Именно по этой стоимости происходит оценка. Иначе говоря, у участников, предложивших российский товар, появляется ценовое преимущество. Однако если в итоге побеждает российская заявка, контракт заключается по той цене, которая в ней указана (без 15% преференции).
Строгая приемка
При поставке продуктов питания заказчики тщательно проверяют, чтобы товары соответствовали требованиям документации. Проводится экспертиза — собственными силами заказчика либо с привлечением сторонних организаций. При этом контролируется не только количество, качество товаров и срок их годности, но также другие важные моменты:
- сохранность упаковки;
- соблюдение условий перевозки;
- лица, с которыми контактировали продукты питания.
Все эти моменты должны четко соответствовать тому, что указано в контракте. Иначе у заказчика будет основание отказать в приемке товара.
Специфические требования к объекту закупки
Устанавливая требования к продуктам, заказчики руководствуются действующими стандартами.
Нужно учитывать, что в некоторых из них прописаны довольно конкретные требования к характеристикам и параметрам продукции.
Например, длина корнишона не может быть более 9 см, а толщина сардельки должно быть не более 44 мм. Также в документации встречаются требования к цвету мякиша хлеба, диаметру плодов и другие.
Антидемпинговые меры
В торгах на поставку продуктов питания нередко происходит довольно сильное снижение цены. Так вот, важно помнить, что если поставщик снижает ее более чем на 25% от НМЦК, включаются антидемпинговые меры. Придется доказать, что потенциальный исполнитель контракта действительно сможет осуществить поставку на таких условиях. Для этого участник торгов может представить:
- Гарантийное письмо от производителя или поставщика провизии, содержащее цену и количество предполагаемой к поставке партии.
- Документы, которые подтвердят, что участник торгов имеет в наличии предлагаемый товар.
- Любые иные документы, которые подтвердят, что поставщик в состоянии исполнить взимаемые на себя обязательства.
Дополнительные требования к исполнителю
В рамках госзаказа продукты питания часто закупают образовательные, лечебные или социальные заведения, а также детские оздоровительные учреждения.
В таких закупках заказчики предъявляют дополнительные требования к квалификации поставщика.
То же самое справедливо и в том случае, если закупка проводится в виде конкурса с ограниченным участием, и стоимость контракта превышает полмиллиона рублей.
Дополнительные условия — это требования, чтобы участник торгов имел опыт работы в рамках госзакупок от 3 лет. При этом сумма исполненных им контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.
Например, объявлена закупка детского питания на сумму 1 млн рублей. Поставщик должен доказать документами, что он исполнял госконтракты в течение 3 лет и поставил в общей сложности продуктов (не только детского питания — любых продуктов) как минимум на 200 000 рублей.
В качестве подтверждения можно приложить копии контрактов, которые есть в реестре ЕИС. Подойдут контракты и по закону 44-ФЗ, и по закону 223-ФЗ. Также можно приложить копии актов приемки.
В заключение отметим, что вскоре должен появиться типовой контракт на поставку продовольственной продукции. Проект уже разработан Минсельхозом и сейчас находится на стадии общественного обсуждения. В контракте будет 6 разделов: спецификация, техзадание, шаблон заявки, этапы исполнения, адреса поставки и форма акта приема-передачи.Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/osobennosti-zakupok-prodovolstviya-po-zakonu-44-fz/
Закупка продуктов питания по 44 фз — государственные закупки: строительство и ремонт
Рассказываем, как правильно провести закупку продуктов питания по 44 ФЗ и на что стоит обратить особое внимание при организации таких торгов.
Описываем объект закупки
Заказчик должен прописать в документации технические и качественные свойства продукции (п. 1 ч. 1 ст. 33).
При этом запрещено использовать фирменные наименования, страну происхождения, а также торговые знаки.
Последние уместны только если рядом с ними есть фраза «или эквивалент».
Показатели (минимальные, максимальные и неизменяемые значения), единицы измерения и характеристики товаров и услуг указывают согласно техническим регламентам и стандартам (ГОСТы, СанПиН, гигиенические нормативы и т. д.).
В подобных процедурах в документацию включают спецификацию на продукцию (п. 3 ч. 1 ст. 33), а также устанавливают требования к упаковке товара, подтверждению соответствия, к процессам и методам производства.
Таким образом, товар может быть представлен так: «творог, сыр». А описание организации питания, помимо спецификации, может содержать график оказания услуг, меню, описание процессов: «график, меню, процессы».
Например, такой остаточный период может быть равен не менее 80 %. Тогда молоко, которое хранится 10 дней, должно быть доставлено и принято покупателем не позднее чем на 2-й день после изготовления продукта.
Устанавливаем ограничения Постановление Правительства № 832 от 22.08.2016 утверждает Перечень продуктов, происходящих из иностранных государств, на которые накладывается ряд ограничений.
Так, при проведении конкурентных торгов на приобретение товаров из Перечня заказчик обязан отказать в допуске заявкам, в которых объект закупки имеет иностранное происхождение (п. 2 Постановления).
При этом всего должно быть минимум две заявки, отвечающих требованиям документации, а также двум условиям. Во-первых, предлагаемые товары должны быть произведены в одной из стран-членов ЕАЭС (Россия, Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызская Республика).
Во-вторых, в заявке не должно быть предложения поставки одинаковых по виду продуктов от одного производителя.
Вышеописанные ограничения не действуют для заказчиков, которые работают и проводят торги на территории иностранного государства, а также в случае, когда извещение о закупках продукции из Перечня было размещено до 22.08.2016.
Выбираем способ определения поставщика
Продовольствие можно закупать как путем проведения конкурентных процедур, так и у единственного поставщика (ч. 2.1 ст. 56).
Тем не менее, согласно Постановлению Правительства № 99 от 04.02.2015, только через конкурс с ограниченным участием должны осуществляться торги на приобретение продуктов или услуг по организации питания, НМЦК которых больше 500 000 руб. для организаций: образовательных; медицинских; социального обслуживания; оздоровления и отдыха детей.
Поставщики продуктов питания по 44-ФЗ для участия в такой процедуре должны иметь опыт исполнения контрактов, заключенных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в текущем конкурсе.
Предмет: поставка продуктов или организация питания.
Стоимость должна быть не менее 20 % от НМЦК заключаемого по результатам текущих торгов контракта.
Рассматриваем заявки
Для подтверждения опыта, указанного выше, участник должен приложить к заявке копии исполненных контрактов, информация о которых есть в реестрах контрактов 44-ФЗ или 223-ФЗ, а также копии документов о приемке продукции (п.
6 Приложения 2 ПП № 99 от 04.02.2015). В остальных случаях дополнительных бумаг не требуется.
Также закон № 44 запрещает требовать включение в состав заявки документов, которые предоставляются во время поставки (например, сертификаты соответствия).Если в результате проведения торгов по закупке продовольствия победитель предложил цену, которая на 25 % и более ниже НМЦК, ему необходимо обосновать свое предложение (п. 9 ст. 37 44-ФЗ).
В качестве подтверждающих документов можно использовать:
Гарантийное письмо от производителя с ценой и количеством товара. Бумаги, которые подтверждают наличие у победителя предлагаемой продукции. Иные документы (расчеты), доказывающие возможность поставки по предложенной цене в нужном объеме.
В чем особенности закупок продуктов питания
Рассмотрим в данном материале особенности закупки продуктов питания по 44-ФЗ, в том числе и нововведения постановления № 832. Что ограничивает Постановление № 832 В августе 2016 года в России введены ограничения на госзакупки определенных импортных продовольственных товаров.
Данные ограничения регламентируются постановлением № 832. Согласно постановлению, ограничения распространяются на закупки, осуществляемые государственными и муниципальными учреждениями. То есть поставка продуктов питания в оптово-розничные сети под действия постановления не попадает.
Ограничения коснулись 23 наименований продовольственной продукции, таких как:
Действие ограничений осуществляется согласно правилу «третьего лишнего».
Например, если на участие в конкурсе по 44-ФЗ было подано как минимум 2 заявки от российского производителя или стран Евразийского экономического союза (в который, кроме России, также входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия), то остальные заявки, включающие в себя предложения товаров из ограничительного списка, автоматически отклоняются.
Поданные заявки должны, во-первых, удовлетворять условиям конкурса, а во-вторых: Включать в себя предложения по поставке товаров, включенных в список постановления № 832;
Не включать предложения о поставке одного и того же вида продукции одного и того же производителя;
Иметь подтверждение страны-производителя пищевой продукции в виде указания участником конкурса наименования страны в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.
Согласно постановлению, заказчик при исполнении контракта не имеет право заменить товар, подпадающий под ограничения, на другой, если его страной происхождения не будут страны Евразийского экономического союза.
Отмена приказа 155 Минэкономразвития.
Теперь работаем по 126н
Декларация соответствия участника требованиям 44-ФЗ:
Национальный режим при осуществлении закупок:
Как применять запрет постановления № 1457 Обоснование НМЦК на закупку питания Все возможные комбинации ограничений на закупку импортных продуктов. Шесть вариантов поведения заказчика Поставки продуктов питания в детские учреждения
Согласно официальной позиции Минэкономразвития РФ и ФАС России, заказчики могут закупать продукты питания для общеобразовательных учреждений (в том числе — поставка продуктов питания в детские сады, поставка продуктов в детские учреждения), учреждений социального обслуживания и медицинских организаций, используя все способы, установленные Федеральным законом 44 фз, учитывая при этом все требования и ограничения: закупка продуктов у единственного поставщика (до 100 тыс. рублей); запрос котировок на продукты питания (при начальной (максимальной) цене контракта не выше 500 тыс. рублей); проведение электронного аукциона.
«Как применять ГОСТы при описании объекта закупки?»
Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим.
Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам.
Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением.
Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить.
Необходимо различать одноименность продуктов в целях ограничения размещения ежеквартальных заказов, и технологическую взаимосвязь продукции.
Если продукты внесены в одну группу по причине их одноименности, вовсе не означает, что их нельзя включать в разные лоты.
При формировании лотов гораздо более важную роль играет другой фактор, а именно: создает ли он препятствия конкуренции для участников конкурса или нет.
Техническое задание на закупку услуг по кейтерингу
Во многих субъектах РФ, заказчики должны не только разделить закупки товаров питания по группам (закупка овощей, закупка питьевой воды, закупка мяса и т.д.), но и проводить отдельную закупку согласно непосредственному наименованию продукта (отдельно огурцы, помидоры, картофель).
Основания для данных рекомендаций обоснованы тем, что согласно федеральному законодательству, при объединении в один лот не связанных друг с другом товаров и услуг, создается искусственное ограничение конкуренции.
В результате исполнения данных рекомендаций, в конкурсных процедурах могут участвовать большее количество поставщиков, которые специализируются на поставке определенного вида товаров.
Источник: https://forma-2.ru/zakupka-produktov-pitaniya-po-44-fz/
Поставка продуктов питания по 44-ФЗ — требования и ограничения
Поставка продуктов питания в целях обеспечения федеральных и муниципальных нужд является весьма распространенным направлением в торгах по 44-ФЗ. Но в данной отрасли существуют свои нюансы и требования к поставщикам и заказчикам, установленные законом. Рассмотрим эту сферу госзакупок более подробно.
Ограничение на закупку иностранных пищевых продуктов
В августе 2016 года было введено ограничение на закупку некоторых иностранных продовольственных товаров. Постановление Правительства РФ от 22.08.
2016 г №832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждает перечень продуктов, на которые накладываются ограничения в закупке для обеспечения нужд государственных учреждений.
Перечень продуктов питания, у которых страной производства указано иностранное государство, включаетв себя молочную и мясную продукцию, в частности свинину, говядину, мясо птицы, переработанную рыбную продукцию, соль, сахар и рис.
Согласно п. 2 ПП №832, если в конкурентном виде закупке на приобретение товара из вышеописанного перечня подано как минимум 2 заявки, соответствующих требованиям документации и условиям*, то другие заявки, в которых происхождение объекта закупки является иностранным (за исключением стран из Евразийского экономического союза), должны быть отклонены заказчиком.
*Условия, которым должны соответствовать заявки участников, следующие:
- происхождение указанной выше пищевой продукции должно соответствовать одной из стран Евразийского экономического союза (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия);
- отсутствие в заявке предложения одного и того же вида продукта от одного производителя.
Данное ограничение было введено для поддержки и развития внутреннего российского рынка.
Ограничения закупок продовольственных товаров в форме конкурса с ограниченным участием
В августе 2017 года было принято еще одно нововведение, Постановление Правительства от 4.08.17 №937 внесло изменения в проведение торгов в сфере услуг общепита и продуктов питания по 44-ФЗ в форме конкурса с ограниченным участием.
- Теперь использовать данный вид тендера для закупки продовольственных товаров или услуг общественного питания можно только в том случае, если НМЦК контракта (или лота) превышает 500 000 руб. Это ограничение касается детских, образовательных, социальных и медицинских учреждений.
- Следующее изменение коснулось того, что поставщики должны подтвердить наличие опыта, путем предоставления копии ранее исполненного контракта в этой отрасли.. Срок исполнения “подтверждающего” контракта должен быть не старше 3-х лет, от даты подачи заявки на конкурс с ограниченным участием.
- Помимо срока, устанавливается требование к сумме исполненного контракта. Она должна быть не менее 20% от НМЦК контракта, который требуется подтвердить. Также сведения о нем должны быть в реестре контрактов.
Формы закупки продовольственных товаров
Вообще, проводить закупку продовольственных товаров для обеспечения федеральных или муниципальных нужд, заказчик может в любой форме, которую разрешается использовать в рамках 44-ФЗ: аукционы — закрытый и электронный, запрос котировок или предложений, закупка у единственного поставщика.
При использовании одного из указанных методов ограничения, накладываемые на заказчика в случае проведения конкурса с ограниченным участием, не применяются (п. 2.1 ст. 56 44-ФЗ)
Для участия в торгах на поставку продуктов питания по 44-ФЗ в форме конкурса или аукциона будет необходимо предоставить обеспечения заявки. При отсутствии собственных свободных средств, его можно внести используя тендерный займ.
Многие государственные заказчики зачастую осуществляют закупки до 100 тыс руб (500 тыс. руб.) в рамках 44-ФЗ у единственного поставщика (при соблюдении условий таких закупок). Это распространенная практика и для приобретения продовольственных товаров.
Но стоит помнить о том, что не следует слишком активно использовать данный метод, так слишком частое использование малых закупок может привести к вниманию ФАС. И контролирующие органы могут усмотреть нарушение, а именно искусственного дробления НМЦК для проведения закупки у единственного поставщика с целью избежать конкурентного вида тендера.
©ООО МКК «РусТендер»
Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Закупки малого объема 44-ФЗ
Штрафы по 44-ФЗ
Совместные конкурсы и аукционы по 44-ФЗ
Поделитесь ссылкой на эту статью
Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/44-fz/produkty-pitaniya-44-fz
Что такое объект закупки, и каковы правила описания объекта закупки по требованиям ФЗ-44?
Описание объекта закупки выступает обязательной частью любой закупочной документации. Такое описание приводится в техническом задании и позволяет максимально точно определиться с функциональными и техническими характеристиками товаров, работ и услуг.
Что такое объект закупки, и какими правовыми нормами он регулируется
Положения ст. 21, 23 и 31 ФЗ №44 разграничивают такие понятия, как «объект закупки» и «описание объекта закупки». Под объектом закупки понимается наименование товара, работы, услуги, которые закупаются заказчиком для обеспечения своих потребностей.
Тогда как описание предполагает придание определенных характеристик и показателей объекту закупки по 44-ФЗ, в результате чего появляется возможность установления поставщиками соответствия закупаемого товара, работы, услуги требованиям, прописанных заказчиком.
Заказчик при описании объекта закупки в технической документации перечисляет все технические, эксплуатационные и качественные характеристики закупаемой продукции, которую он хотел бы получить в итоге, а также перечень необходимых смежных услуг по монтажу, обучению работе и пр.
Заказчик обычно приводит описание объекта в техническом задании, хотя составлять такой документ совсем необязательно по 44-ФЗ.Правила составления такого описания регламентированы статьей 33 44-ФЗ. Стоит обратить внимание, что при неправильном описании объекта закупки заказчику грозит штраф в размере 50000 р.
Правила описания объекта закупки
При составлении описания объекта закупки заказчику следует ориентироваться на перечень требований по 44-ФЗ. Необходимую ему информацию о нужных характеристиках товаров заказчик может почерпнуть из актуальных ГОСТов, сведений из ранее подписанных контрактов, общедоступных источников и коммерческих предложений, полученных от производственных предприятий и торговых фирм.
Законодательно прописаны следующие требования, которыми следует руководствоваться заказчику:
- Он должен использовать объективное описание: не должно включать указания на конкретные товарные знаки, производителя продукции или страну производства. То есть не допускается прописывать любые уникальные характеристики товара, работы, услуги, которые могут привести к ограничению числа участников. При необходимости внесения таких сведений заказчик должен сделать оговорку, что допускается поставить эквивалент. Упоминание об эквиваленте не является обязательным в случае несовместимости материальных ценностей товара с объектами иной идентификации либо при закупках расходных материалов к машинам и оборудованию, которое применяется заказчиком по технической документации. В остальных случаях недопущение к поставкам аналогов является противозаконным.
- При формировании объекта закупки можно использовать только общепринятые в соответствии с российским законодательством термины и обозначения.
- Объект закупки допускается дополнять различными чертежами, фотографиями и схемами, которые смогут лучше разобраться в характеристиках товаров и услуг.
- При закупках медикаментов нужно указывать международное непатентованное наименование лекарства. Если такое отсутствует, то нужно прописать группировочное химическое наименование по государственному реестру.
- Заказчик не вправе устанавливать требования к производителю и участнику закупки, его деловой репутации и наличию финансовых и трудовых ресурсов, производственных мощностей, кроме тех случаев, когда возможность установить требования оговорена дополнительно.
Указанные требования могут не выполняться, если не имеется другого способа для описания характеристик объекта закупки или если при выполнении работ и оказании услуг предполагается использовать товары, которые не выступают предметом контракта.
При описании объекта закупки заказчиком могут использоваться следующие характеристики:
- Качественные, которые представляют совокупность свойств и признаков, описывающих объект закупки в соответствии с потребностями заказчика.
- Технические, которые определяют технические свойства предмета торгов, конкретные параметры, исходные величины, порядок действий в процессе поставки, выполнения работы или оказания услуги.
- Эксплуатационные, к которым можно отнести конкретные характеристики по надежности и работоспособности закупаемого объекта: например, параметры прочности, санитарно-гигиенические показатели, эстетические свойства.
- Функциональные, которые заключаются в способности объекта выполнять основную функцию.
Техзадание на закупку должно содержать дополнительное пояснение, что поставляемый товар должен быть поставлен новым или не иметь следов эксплуатации.
В процессе описания объекта закупки нужно учитывать, что, с одной стороны, оно должно быть максимально детальным, а с другой – если к объекту закупки предъявляется слишком много требований, то поставщик может обратиться с жалобой в ФАС на то, что к продукции предъявляются избыточные требования.
Заказчика в последнем случае можно привлечь к ответственности за предпринятую попытку ограничения конкуренции, если он не сможет подтвердить необходимость характеристик.
Например, согласно судебному решению, было признано незаконным требование об установлении ширины наградной продукции в 22 см.
Заказчик имеет право устанавливать такие дополнительные требования к объекту закупки, как гарантийный срок, объем гарантийного сервиса, необходимость пуско-наладочных работ, обучение персонала работе с оборудованием и пр.
, а также иные требования, если это предусмотрено техдокументацией на товар.
Для соблюдения всех законодательных требований заказчику следует грамотно составить описание объекта.
При этом ему следует придерживаться таких рекомендаций:
- Заказчику следует учесть все особенности закупаемой продукции и оказываемых услуг.
- Под составленное заказчиком описание должны подходить минимум две разные модели товара. Слишком детальное описание характеристик объекта закупки может привести к тому, что такой товар не подойдет ни под одно описание производимых изделий.
- Единицы измерения должны быть правильными. Например, не допускается указание “м” вместо “кв.м” или “мм” вместо “м”.
- Прописываются параметры объекта закупки, которые можно проверить без проведения лабораторных исследований или привлечения спецоборудования.
- Если товар отвечает требованиям ГОСТа, то нужно указать в закупочной документации его номер, а не переписывать положения стандарта. В случае указания конкретного ГОСТа нужно следить, чтобы перечисленные в извещении характеристики объекта закупки ему не противоречили.
- Характеристики объекта закупки не должны иметь субъективного характера (например, не допускается использование формулировок «лучше», «хуже»).
- Запрещается указывать торговые знаки без ссылки на то, что допускается поставить аналоги.
- Не стоит копировать информацию о товаре из разных сайтов в интернете, так как информация здесь может быть неактуальной и недостоверной.
Заказчики нередко допускаются ошибки при описании объекта закупки. Но иногда жалобы участников рассматриваются в судебном порядке или в ФАС, так как ситуации являются спорными. Примерами спорных ситуаций и результаты их рассмотрения такие:
- Заказчик указал товарный знак без указания ссылки на возможность поставки эквивалента. В суде он привел доказательства того, что поставка аналога в данном случае недопустима, так как объект закупки будет применяться для работы с конкретным оборудованием, и для работы с эквивалентом оно не совместимо. Суд в данной ситуации принял позицию заказчика.
- Заказчиком не были установлены конкретные характеристики товара, в чем ФАС увидел нарушение положений ст. 33 44-ФЗ, в котором сказано, что в документации необходимо привести конкретные технические, а также качественные характеристики поставляемой продукции.
- Противоречивые требования к товарам было расценено ФАС как прямое нарушение ч. 1 ст. 50 44-ФЗ, а также норм КоАП.
- Излишне предъявляемые требования к товару были усмотрены судом в том, что заказчиком были установлены требования к материалам, из которых должен состоять закупаемый товар.
При оценке правомерности действий заказчика судами и антимонопольной инстанцией принимается во внимание такие условия:
- не указывают ли сведения о товаре по технической документации на единственного поставщика или производителя;
- есть ли сведения о том, что товар производят одновременно несколько компаний;
- обусловлены ли требования к товару закупкой запчастей и расходных материалов для конкретного оборудования;
- приведут ли установленные требования к ограничениям числа участников;
- были ли поданы заявки или запросы от участников закупки.
В случае когда поставщику непонятны требования к закупаемому товару, он может обратиться к заказчику за разъяснениями. Ответ на его запрос должен поступить в двухдневные сроки. Но при обнаружении нарушений поставщик может пожаловаться на заказчика в ФАС.
Для повышения прозрачности закупочной деятельности и снижения коррупционных рисков путем введения единых наименований Правительство в последнее время стандартизирует подходы к описанию предполагаемой к закупке продукции.
Для этого Постановлением Правительства №145 был утвержден порядок формирования и ведения в ЕИС каталога и правил по его использованию.
В 2019 году каталог активно дополнялся новой информацией, и сегодня в него включены сведения о более чем 25000 наименованиях товаров, работ, услуг и описаний их характеристик.
Если указанная в каталоге информация является обязательной, то заказчики должны применять ее. По общим правилам применять сведения при описании закупки заказчики должны по истечении 30 дней после ее добавления.
Можно ли изменять характеристики объекта закупки
По нормам 44-ФЗ заказчик имеет право на заблаговременное изменение закупочной документации.
Согласно положениям ФЗ-44 от 2013 года, при внесении изменений в извещение о закупке и документацию о закупке не допускается изменение закупочного объекта и размера обеспечения заявок на участие в электронных аукционах и конкурсах. Это требования подтверждаются ч. 4 ст. 49, ч. 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65, ч. 4 ст. 71, ч. 6 ст. 74, ч. 7 ст. 87 44-ФЗ.
В законе не содержится указаний относительно того, что не допускается изменять применительно в отношении объекта закупки: наименование, описание или же количество.
С учетом положений 44-ФЗ ряд экспертов полагает, что уточнение технических, функциональных, качественных и эксплуатационных характеристик объекта (в частности, исправление технических ошибок и опечаток) не является нарушением законодательства о контрактной системе.Но, согласно разъясняющим письмам Минэкономразвития (№Д28и-2869 и ОГ-Д28-12765 от 2015 года), заказчику запрещено вносить подобные изменения в закупочную документацию.
Позиция о недопустимости внесения любых изменений обусловлена следующим. Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ-44, в план-график может быть включена информация в отношении каждой закупки, в том числе приводится описание объекта закупки.
Соответственно, если указанные сведения изменяются, то считается, что закупка не соответствует плану-графику и недопустима.
Таким образом, к описанию поставляемого товара или услуги следует подойти максимально ответственно. Грамотно составленное описание служит гарантией того, что заказчик получит нужные ему товары, работы и услуги, и закупка не будет оспорена в суде или ФАС.
Согласно 44-ФЗ, под описанием объекта закупки выступает фиксация его качественных и количественных характеристик, которые позволяют четко идентифицировать объект закупок. Для установления требования к закупаемому объекту заказчику следует сохранять баланс между обеспечением собственных потребностей и требований закона.
Действия заказчика могут иметь определенную свободу, если они имеют под собой обоснования и соответствуют целям закупочной деятельности.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!
+7 (499) 110-86-72
Москва и область
+7 (812) 245-61-57
Санкт-Петербург
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/obekt.html
5 правил в закупке продуктов питания — а вы знаете их все?
Статья актуальна на 15 сентября 2019
Мы запускаем серию статей про отраслевые закупки. В этой расскажем о закупке продуктов питания. Следующие статьи в рубрике — про закупку медикаментов и поставку горюче-смазочных материалов.
В поставке продуктов питания есть пять сложностей, на которые нужно обратить особенное внимание. Это национальный режим, дополнительные требования к квалификации участников, более строгий контроль приема товаров, обоснование цены контракта при демпинге и слишком детальные описания закупки. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Национальный режим
Правительство ограничило закупку ряда товаров из иностранных государств. Муниципальные и государственные учреждения обязаны отдавать предпочтение товарам отечественного производства. В “санкционный” перечень, установленный в постановлении правительства № 832, входят:
- молочная продукция,
- мясная продукция (говядина, свинина, птица),
- морепродукты,
- соль,
- сахар,
- рыба,
- рис.
Заказчик обязан отклонить от участия поставщиков импортного товара, если подано как минимум две заявки, в которых:
- предлагается товар, произведенный в Евразийском экономическом союзе (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия),
- в заявках, с предложением товара из ЕАЭС, указаны товары разных производителей,
- заявки членов ЕАЭС полностью соответствуют требованиям документации о закупке.
На этапе подачи заявки нужно лишь обозначить страну происхождения товара. А вот на этапе поставки уже нужны документы для подтверждения того, что продукция произведена на территории ЕАЭС. Без них заказчик имеет право расторгнуть контракт.
Также важно в любом виде закупки указать наименования производителя. Иначе, заказчик имеет полное право отклонить заявку.
Если иностранных поставщиков не отклонили, то дальше закупка проходит по правилам из приказа № 126н от 04.06.2018, согласно которым поставщики из ЕАЭС получают преференции в отношении цены контракта:
- В аукционах или запросе котировок, если победит участник с товаром иностранного происхождения, от предложенной им цены отнимут 15%. Цена победителя из ЕАЭС не меняется.
- В конкурсе и запросе предложений другая схема. От цены участников ЕАЭС “в уме” вычитают 15%, и его предложение становится теоретически выгоднее. После подведения итогов, если победил участник из ЕАЭС, то с ним заключают контракт по предложенной им цене.
Дополнительные требования к квалификации
К участнику закупки предъявляются дополнительные требования по постановлению правительства № 99, если:
- Закупка проводится в виде конкурса с ограниченным участием и дороже 500 тыс. рублей.
- Продукты закупают в медицинские, образовательные, социальные учреждения или места оздоровления и отдыха детей.
Опыт работы в сфере госзакупок нужно подтвердить минимум одним контрактом, исполненным за последние три года в рамках закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Цена исполненного контракта должна составлять не меньше 20% от НМЦ текущей закупки. Так, чтобы принять участие в конкурсе с ограниченным участием с НМЦ 800 тыс. рублей участник должен иметь опыт исполнения на сумму не меньше 160 тыс. рублей.
В качестве документов участник прикладывает копии исполненных контрактов и актов приемки, данные о которых есть в ЕИС в реестрах контрактов. Можно предоставить документы, подтверждающие поставку любых продуктов питания.
Проводится закупка продуктов детского питания. Участник может предоставить документы, подтверждающие опыт поставки не только детского питания, а любых других продуктов, которые он поставлял ранее в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, например, морепродукты, мясо, молоко.В других видах конкурентных процедур дополнительных квалификаций не требуется (п. 2.1 ст. 56 44-ФЗ).
Четкое соответствие ГОСТам и строгий контроль приема товаров
Прием продуктов питания осуществляется строго по правилам, указанным в контракте. Заказчик может самостоятельно проводить экспертизу либо привлекать внешних экспертов.
Проверяют:
- Сохранность упаковки
- Количество и качество продуктов
- Сроки годности
- Условия перевозки
- Документы работников, контактирующих с товаром
Если какой-то из пунктов не удовлетворил заказчика, то он имеет право не принимать товар, написав мотивированный отказ.
Обоснование цены контракта при демпинге
Если вы снизили стоимость вашего товара на 25% и ниже от НМЦ, вам придется обосновать свое предложение (п. 9 ст. 37 44-ФЗ). В качестве обоснования вы можете предоставить:
- Гарантийное письмо от производителя с ценой и количеством товара
- Бумаги, гарантирующие наличие продукции у вас на руках
- Иные документы, доказывающие, что вы можете поставить нужный товар в нужном объеме
Наличие дополнительных требований в описании закупки
Требования к продукту питания могут быть очень специфическими. Так, например, в практике Центра сопровождения торгов СКБ Контура встречались такие условия:
- Цвет мякиша хлеба может варьироваться от светло-желтого до темно-коричневого, а количество мака в булочке измеряться в процентах.
- Диаметр мандарина должен быть не менее 38 мм. Цвет — от светло-оранжевого до оранжевого.
- Огурцы-корнишоны должны иметь длину не больше 9 см согласно ГОСТ 33932-2016.
- Сарделька должна быть не толще 44 мм согласно ГОСТ 33673-2015.
Минсельхоз разрабатывает типовой проект контракта на поставку продуктов. Независимая антикоррупционная экспертиза документа завершится 20 марта 2019, а общественное обсуждение — 28 марта.
В типовом контракте будет шесть приложений:
- cпецификация,
- техническое задание,
- форма заявки,
- этапы поставки,
- перечень адресов поставки,
- шаблон акта сдачи-приемки товара.
Перед тем как подать заявку на поставку продуктов питания, еще раз убедитесь в двух основных пунктах:
Если вы поставляете продукты из перечня в постановлении правительства № 832, то вы должны отвечать условиям национального режима.
Если вы поставляете продукты на сумму > 500 тыс. руб. в медицинское, социальное, образовательное учреждение, или место оздоровления и отдыха детей, у вас должен быть опыт поставки продуктов в госучреждения за послдение три года.
Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.
Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1240-5-pravil-v-zakupke-productov-pitaniya