Страховая отказывает в выплате по европротоколу
Причины отказа выплаты по европротоколу
Да, непредставление своей копии европротокола виновником упразднили. Но есть ещё ряд условий, при невыполнении которых виновнику может быть выставлен счёт в размере выплаченной потерпевшему суммы:
- если будет доказано, что вред был причинён умышленно при наличии вреда здоровью или смерти потерпевшему (если Вы специально врезались в потерпевшего);
- если в момент ДТП виновник был пьян;
- если виновник не был вписан в полис ОСАГО или не имел права управления автомобилем, которым управлял в момент ДТП;
- виновник отремонтировал или утилизировал автомобиль в течение 15 дней после ДТП, не предоставив его для осмотра страховой;
- если истёк срок диагностической карты — только для легковых такси, автобусов, грузовых авто с числом мест более 8 или автомобилей, оборудованных для перевозки опасных грузов.
Независимо от того, каким образом дорожное происшествие оформлялось страховщик обязан выплатить сумму ущерба потерпевшей стороне в натуральной величине, т.е. осуществить ремонтные работы.
Нужно запомнить, что к подобному виду извещения нужно прибегать только в том случае, если визуально автомобиль серьезному ремонту или утилизации подлежать не будет, т.е. ущерб нанесен незначительный. К таким незначительным повреждениям относятся касательные удары, сколы краски, небольшие вмятины, повреждения бампера и т.д.
Проще говоря, если на первый взгляд ремонт отнимет не более 50-100 тыс. рублей, то уведомление страховщика о ДТП посредством европейского протокола обосновано. В 2019 году, при подаче заявления о выплате компенсации, страхователь вправе получить до 100 000 рублей. Эта сумма была увеличена в 2019 году, а вот жители северной столицы и Москвы могут получить до 400 000 рублей.
Кто может оформить ДТП без вызова сотрудников ГИБДД?
Воспользоваться упрощенной процедурой оформления дорожно-транспортного происшествия (по европротоколу) можно только в том случае, если одновременно соблюдаются пять условий:
- в столкновении участвовали лишь две машины;
- нет пострадавших;
- ущерб нанесен только застрахованному имуществу;
- ответственность каждого водителя застрахован по ОСАГО;
- у участников ДТП нет разногласий в отношении обстоятельств аварии.
Как действовать после оформления европротокола?
Основные действия участников ДТП повторять не нужно, ведь каждый знает, что попав в аварию необходимо не только остановится на месте заглушив мотор, но и включить и выставить аварийные сигналы и знак, чтобы пострадавших в автокатастрофе не стало больше. После оформления Европротокола при ДТП, участники происшествия обязаны обменяться бланками уведомлений, подписанными и заполненными с каждой стороны бланка шариковой ручкой.
Порой происходит так, что инициатор автоаварии забывает отправить в страховую заявление и извещение о произошедшей ситуации. И тогда тот, кто пострадал не знает куда обращаться потерпевшему по Европротоколу, чтобы получить свои деньги.
Предлагаем ознакомиться: Как узнать сумму выплаты по ОСАГО
В данной ситуации не нужно паниковать, ведь независимо от того, отправили после происшествия ДТП извещение страховщику оба участника или только один, выплата все равно положена. Единственное, о чем должен беспокоиться потерпевший, это соблюдение сроков оповещения своей компании.
Если вы отправили после происшествия Европротокол и заявление о прямом возмещении своему страховщику в установленный срок, то независимо от того сделал ли тоже самое виновник, вы получите компенсацию. В этом случае не надо ехать в ГИБДД, главное соблюсти сроки и порядок подачи заявления.
Если Вы виновник и не успели подать европротокол в страховую компанию в течение 5 дней, то шансы оспорить регресс есть, но они очень маленькие, если ДТП произошло до 1.01.2019 г.Дело в том, что любой закон должен основываться на логике и мотивированной части введения того или иного правила.
И, если Вы докажете, что характер повреждений потерпевшего не вызывает сомнений (конечно, такое может быть только если потерпевший сам обратился в страховую в разумные сроки), то суд может учесть это и пересмотреть решение о регрессе.
Но шансы такого исхода дел, если Вы не предоставили европротокол в течение 5 рабочих дней, предельно малы, так как, во-первых, Вам придётся доказывать обратное от того, что чётко прописано в законодательстве, а, во-вторых, такое решение судьи может повлечь отмену самой такой трактовки закона, и не каждый судья возьмёт на себя такую ответственность.
И всё же есть несколько решений судо в судебной практике, когда регресс был выигран.
Одно из таковых основано на том, что ответственность как виновника, так и потерпевшего, была застрахована в одной и той же компании (Ингосстрах), а потому в иске страховщика было отказано на основании того, что в этом случае последний никаких рисков не понёс и ничего бы не изменилось, представь виновник европротокол вовремя.
Предлагаем ознакомиться: Ргс страхование компенсационные выплаты
Если все вышеперечисленные действия выполнены, водители могут покинуть место ДТП. Далее им необходимо в течение пяти рабочих дней предоставить свой экземпляр извещения страховщику. Важно помнить, что к ремонту автомобиля можно приступать по прошествии 15 дней с момента аварии. Сделать это раньше можно только с письменного разрешения страховой компании.
Необходимо добавить, что не следует «на всякий случай» вызывать и дожидаться сотрудника ГИБДД при несущественных авариях, для оформления которых и предназначен европротокол. За это с 1 июля 2015 года действует штраф в размере 1 тыс. рублей.
Какие шаги необходимо предпринять при ДТП?
Разумеется, в первую очередь водителям необходимо предпринять обычные действия, предписанные ПДД, включая выставление знака аварийной остановки.
Затем следует постараться сохранить следы торможения, обломки и прочие предметы на месте аварии, оценить примерный размер ущерба, по возможности зафиксировать обстоятельства происшествия – сфотографировать общий план ДТП, машины со всех сторон с номерами, поврежденные детали, при наличии свидетелей записать их ФИО и контакты.
Следующий шаг – заполнение извещения о ДТП с двух сторон. Заполнить требуется один бланк на двоих: один водитель заполняет колону «А», второй – «В».Сначала заполняются графы лицевой части – указывается дата, время, место ДТП, информация о водителях и их страховых компаниях, свидетелях, описываются обстоятельства происшествия, перечень повреждений, зарисовывается схема ДТП. После этого бланк разделяется на две части и участники ДТП самостоятельно заполняют оборотную сторону своего извещения.
Документы для обращения в СК по Европротоколу
Итак, если после происшествия вы правильно заполнили форму извещения и разделили ее между собой, то следующий шаг — это поход к страховщику.
Документы для Европротокола при ДТП состоят из следующего перечня:
- Бланк европейского извещения (вторая часть бланка, разрезанная на месте происшествия);
- Заявление, согласно которому страховщик выплатит компенсацию;
- Документы, подтверждающие личность страхователя;
- Регистрационные документы на автомобиль.
Если эти документы вы присылали по почте, то доказательство в виде фото- и видеофайлов нужно предоставить лично на съемном носителе.
Причины отказа по извещению
Страховая компания выдает комплект бланков при оформлении ОСАГО. Если водитель их все израсходует, то он может повторно обратиться к страховщику за новыми извещениями.
В Российском союзе автостраховщиков выделяют 4 пункта, при заполнении которых у водителей чаще всего возникают проблемы:
- п.15 «Замечания»;
- п.16 «Обстоятельства ДТП»;
- п.17 «Схема ДТП»;
- п.18 «Подписи водителей, удостоверяющие отсутствие разногласий»;
На лицевой стороне извещения оба водителя должны поставить две подписи – в пунктах 15 и 18. Без них урегулирование страхового случая по европротоколу невозможно.
В пункте 16 самая распространенная ошибка – отсутствие цифры, указывающей на итоговое количество заполненных клеток (чтобы никто из водителей не смог дополнительно ничего дописать после), а также выбор подпунктов, противоречащих друг другу.
Предлагаем ознакомиться: Ошибка в полисе осаго повод для отказа
Пункт 17 подразумевает подробную зарисовку схемы ДТП. Но автомобилисты часто изображают только положение транспортных средств. Страховщику же для объективной оценки необходимо знать расположение дорожных знаков, линий дорожной разметки, название улицы, направление движения машин. Ниже приведены три примера правильно нарисованных схем.
На оборотной стороне бланка обязательно должна стоять подпись водителя, который заполняет эту часть извещения. В пустых графах требуется поставить прочерки либо заглавную букву Z.
Пример 1
Пример 2
Пример 3
Поскольку по европейскому протоколу дорожную аварию должны оформить водители самостоятельно без привлечения инспекторов ГАИ, то часто возникают недоразумения, в связи с чем страховщик отказывается выплачивать компенсацию.
Существует две основные причины, из-за которых в ремонте автотранспорта может быть отказано:
- Потерпевшие и виновные обращаются по Европротоколу несвоевременно. Если нарушить сроки подачи заявления, то страховая компания вправе отказаться от выплат.
- Один из участников осуществил ремонт машины, до того, как его осмотрел агент страховой компании.
В этих случаях страховые организации вправе отказаться от прямого возмещения. Они также вправе дать отказ в случае неправильного или неполного заполнения извещения или отсутствия доказательных сведений с места происшествия.
Ремонт по Европротоколу
Как и в случае стандартного оформления происшествия, страховщики по европейскому протоколу обязаны осуществить ремонт поврежденной машины потерпевшего страхователя. Поскольку ДТП с Европротоколом не регистрируется в органах Госавтоинспекции, то доказательную базу необходимо запечатлеть на фото и видео самостоятельно и указать это в извещении.
После того как заявление будет отправлено в страховую компанию, та обязана произвести осмотр авто в течение 15 дней с момента принятия бумаг от страхователя.
Сам же потерпевший и виновник не вправе осуществлять ремонт, даже если повреждения несущественные и они были запечатлены на фотографии. Только после того как будет проведена оценка повреждений автотранспорта, страховщик направит машину в ремонт.
Источник: https://osago-96.ru/prichiny-otkaza-vyplaty-evroprotokolu/
Как правильно оформить европротокол и избежать отказа в выплате ОСАГО?
Воспользоваться упрощенной процедурой оформления дорожно-транспортного происшествия (по европротоколу) можно только в том случае, если одновременно соблюдаются пять условий:
- в столкновении участвовали лишь две машины;
- нет пострадавших;
- ущерб нанесен только застрахованному имуществу;
- ответственность каждого водителя застрахован по ОСАГО;
- у участников ДТП нет разногласий в отношении обстоятельств аварии.
Автомобиль с прицепом представляет собой два отдельных транспортных средства, поэтому при их участии в ДТП оформить документы по европротоколу нельзя.
Какой установлен лимит выплат по европротоколу?
Размер максимальной выплаты по европротоколу установлен на уровне 50 тыс. рублей. При этом жители Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области находятся в привилегированном положении – они могут рассчитывать на возмещение в пределах 400 тыс.
рублей, но для этого в обязательном порядке необходимо предоставить фото или видеосъемку, а также данные о точном положении машин на месте аварии, зафиксированные либо с помощью навигаторов, использующих «Глонасс» (или «Глонасс» совместно с другими спутниковыми системами), либо с помощью специального мобильного приложения Российского союза автостраховщиков (РСА) «ДТП. Европротокол». Его можно бесплатно скачать в GooglePlay и AppStore.
Приложение фиксирует необходимую информацию: фото, время происшествия и координаты места. После эти данные попадают в автоматизированную информационную систему РСА, где они доступны страховщикам.
Где взять бланк извещения о ДТП?
Страховая компания выдает комплект бланков при оформлении ОСАГО. Если водитель их все израсходует, то он может повторно обратиться к страховщику за новыми извещениями.
На что обратить внимание при заполнении бланка?
В Российском союзе автостраховщиков выделяют 4 пункта, при заполнении которых у водителей чаще всего возникают проблемы:
- п.15 «Замечания»;
- п.16 «Обстоятельства ДТП»;
- п.17 «Схема ДТП»;
- п.18 «Подписи водителей, удостоверяющие отсутствие разногласий»;
На лицевой стороне извещения оба водителя должны поставить две подписи – в пунктах 15 и 18. Без них урегулирование страхового случая по европротоколу невозможно.
В пункте 16 самая распространенная ошибка – отсутствие цифры, указывающей на итоговое количество заполненных клеток (чтобы никто из водителей не смог дополнительно ничего дописать после), а также выбор подпунктов, противоречащих друг другу.
Пункт 17 подразумевает подробную зарисовку схемы ДТП. Но автомобилисты часто изображают только положение транспортных средств. Страховщику же для объективной оценки необходимо знать расположение дорожных знаков, линий дорожной разметки, название улицы, направление движения машин. Ниже приведены три примера правильно нарисованных схем.
Лицевая часть извещения является самокопирующейся, поэтому при заполнении необходимо использовать шариковую ручку – гелевая или карандаш не подойдут.
На оборотной стороне бланка обязательно должна стоять подпись водителя, который заполняет эту часть извещения. В пустых графах требуется поставить прочерки либо заглавную букву Z.
Правильно нарисованные схемы:
Пример 1
Пример 2
Пример 3
Отказ в выплате по европротоколу: порядок действий
Если страховая компания отказала в возмещение по европротоколу при ДТП, прежде всего, следует выяснить основания для отклонения запроса. В зависимости от содержания причин потребуется выполнить ряд действий, направленных на устранение ошибок. После чего подать повторную заявку на выплату страховки.
Что такое европротокол
Европротокол – это документ, позволяющий зафиксировать произошедшее на дороге транспортное происшествие без вызова инспекторов ГИБДД. Готовый бланк извещения вручается водителю в момент заключения договора страхования. Гражданину лишь остается грамотно его заполнить в случае необходимости.
Оформление бумаги допускается в случае легкого ДТП, в результате которого автомобили получили небольшие механические повреждения, тогда как водители, пассажиры и прочие граждане никоим образом не пострадали. Также процедура составления европротокола требует согласия со стороны всех участников случившегося – при отказе кого-либо или уклонения от признания вины, бумага не будет обладать силой.
Подготовка документа основывается на заполнении евроунифицированного бланка и является основанием для получения компенсационной выплаты от страховой компании, но только лишь в том случае, если оба автомобиля находятся на обеспечении ОСАГО, а с 2014 года европротокол могут оформлять и владельцы КАСКО.
Причины отказа в выплате по европротоколу
Многие автовладельцы при предъявлении бланка протокола сталкиваются с нежеланием страховой конторы выплачивать положенную компенсацию, покрывающую нанесенный ущерб. Можно сказать, что уполномоченные лица в целом весьма придирчиво относятся к проверке, как оформления бумаги, так и прочих нюансов дела.
Если зафиксирован отказ в выплате по европротоколу, следует выяснить причину подобных действий.
Неверно заполненное извещение
Наиболее распространенная причина отклонения запроса на выдачу страховой компенсации — неправильно оформленный бланк документа о дорожном происшествии.
Составление бумаги предполагает грамотное описание случившегося, включая подробное освещение всех пунктов согласно инструкции.
Кроме того, важно не допускать недочетов, касающихся как достоверности информации, так и подчиняющихся правилам русского языка.
Некоторые страховые конторы отказывают в выплате страховки даже при наличии, казалось бы, незначительных неточностей – отсутствии запятых, орфографических ошибок, перечеркиваниях и прочих помарках.Вдобавок важно иметь в наличии копию протокола с отлично отпечатавшимися на таковой чернилами, поскольку в случае трудностей при чтении документа, выплата также может быть задержана страховой фирмой.
Невыполнение обязательств лицом, виновным в аварии
Нередко основанием для отказа в выплате, по мнению сотрудников страховой фирмы, может выступить так называемое уклонение виновного в аварии лица от выполнения собственных обязательств. В этом случае, подразумевается отсутствие своевременного извещения страховой конторы о случившемся ДТП, а также не пройденный автомобилем технический осмотр.
Дополнительно придирчивые сотрудники страховой компании могут пояснить отказ тем, что отсутствует какой-либо документ или сумма ущерба превышает допустимый предел. Так, максимальный лимит компенсации при предъявлении европротокола составляет 50000 рублей.
Что делать, если отказано в выплате страховки
Итак, если страховая фирма нашла к чему придраться и отказала в выдаче компенсации, в первую очередь потребуется выяснить основания для отклонения запроса и подобрать наиболее оптимальный вариант устранения проблемы.
Если в европротоколе найдены ошибки
В случае если сотрудники ссылаются на наличие ошибок, перечеркиваний либо неграмотное составление документа, можно попробовать найти второго участника ДТП и подготовить извещение еще раз, учитывая все нюансы. При этом потребуется постоянно сверяться с инструкцией по заполнению бланка, которая в обязательном порядке должна быть передана автовладельцу фирмой-страховщиком.
Осуществить повторное оформление возможно только в том случае, если ошибка была найдена в течение 5 дней с момента вручения бумаг страховщику.
Если виновник аварии не желает идти на контакт, но срок подачи документов на получение компенсации еще не истек, рекомендовано обратиться в отделение ГИБДД и получить справку о случившемся ДТП. Именно бланк справки и следует предъявить в страховой фирме. Если же момент упущен, и период предоставления бумаг прошел, можно обратиться в суд с просьбой привлечь виновника к ответу.
Оба варианта требуют наличия доказательств – фото, видео, показаний свидетелей, указывающих на то, что именно данный гражданин ответственен за произошедшее.
Невыполнение обязательств виновного в ДТП
Если страховщик ссылается на неисполнение виновным лицом собственных обязательств, то можно говорить о незаконности подобных действий. В этом случае заинтересованному лицу следует подать жалобу в РСА. Если же страховая контора по-прежнему стоит на своем, можно смело обращаться в суд с претензией.
В целом страховые компании, так или иначе, не заинтересованы в выплате денег по страховке, а европротокол с многочисленными нюансами заполнения всех его граф, является отличной возможностью отклонить запрос на компенсацию ущерба.
Составлять бумагу следует четко по инструкции, указывая актуальную и достоверную информацию, избегая помарок и ошибок. При этом помнить, что оформлять документ допустимо лишь с согласия всех участников ДТП, в ином случае протокол будет недействителен.
В случае отказа страховой компании в выдаче компенсации на основании европротокола, потребуется выяснить основания для отклонения заявки и действовать в зависимости от таковых.Важно помнить, что чаще всего вопрос решаем, а страховщики попросту заинтересованы выявить недочеты, чтобы отказать в выплате.
Автовладельцу рекомендуется стоять на своем, но если возникают затруднения при оформлении бумаги все же лучше заручиться помощью инспекторов ГИБДД.
Источник: https://mirmotor.ru/article/read/straxovaya-otkazala-v-vyplate-po-evroprotokolu
Как оформить европротокол, чтобы страховая не отказала в выплатах: пошаговая инструкция
- Общество
- Страхование и налоги
Ожидание сотрудников ГАИ на место аварии по-прежнему занимает сегодня несколько часов, причем с наступлением традиционно аварийного зимнего сезона ждать их придется еще долше.
Поэтому при мелких ДТП куда практичнее воспользоваться европротоколом, особенно после того, как сумма возмещения по нему выросла для всех регионов страны до 400 000 рублей. В этом случае оформить инцидент можно за час.
Однако тут нужно помнить, что малейшая неточность в составлении документа почти всегда приводит к отказу страховщика в компенсации. Как в точности соблюсти процедуру — в пошаговой инструкции, подготовленной порталом «АвтоВзгляд».
И для начала напомним, что европротоколом можно воспользоваться только при условии, что столкнулись только 2 автомобиля, у обоих водителей есть действующие полисы ОСАГО, в них вписаны именно те водители, которые управляли автомобилями в момент аварии (если полис без ограничений, то личность водителя не важна) и ущерб не нанесен ничему, кроме транспортных средств. Последнее очень важно, поскольку когда в аварии пострадали люди или имущество, обойтись европротоколом не получится. Нужно вызывать ГИБДД.
Чтобы выяснить, есть ли у водителя полис ОСАГО и действует ли он, введите данные на сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА) или используйте мобильное приложение «ДТП. Европротокол».
Раньше при оформлении европротокола было требование «отсутствие разногласий по поводу обстоятельств аварии, перечня и характера видимых повреждений».
В июне 2018 года внесены изменение в закон и еперь разногласия могут быть, но их нужно особенно тщательно вписывать в извещение, которое заполняется после аварии.
Единственное важное отличие таких европротоколов в том, что максимальная сумма возможной компенсации не будет превышает 100 000 рублей.Для составления европротокола авария должна быть зафиксирована средствами, так сказать, объективного контроля. Для этого нужно использовать один из двух способов: через систему «ЭРА-ГЛОНАСС» или мобильное приложение РСА «ДТП. Европротокол».
Первая при аварии распознает, куда пришелся удар: в бок, сзади или фронтально, определяет степень тяжести аварии, местонахождение автомобиля и передает оператору данные об аварии.
Если ваше авто оснащено соответствующим устройством, нажмите специальную кнопку SOS, тогда оператор центра выяснит детали голосом, а если не сможет связаться с водителем, отправит на место аварии ГИБДД и скорую помощь.
Вторая разработана для Android и iOS. С его помощью можно проверить, действует ли полис ОСАГО, зафиксировать координаты места ДТП, сфотографировать место аварии, автомобили и передать фото в АИС ОСАГО. Так что учше скачать его заранее. Однако полностью на «ЭРУ-ГЛОНАСС» и «ДТП. Европротокол» рассчитывать нельзя, хотя без них и не обойтись.
Поэтому сфотографируйте аварию с нескольких ракурсов или снимите видео. Это нужно, если вдруг второй водитель решит поменять свои «показания» или придется привлекать сотрудников ГИБДД. Обязательно фотографируйте так, чтобы можно было установить, чей это автомобиль.
Фото communaute-auto.macif.fr
Захватите номер или другие опознавательные знаки. Сфотографируйте осколки, тормозной путь, дорогу в целом, повреждения крупным планом, разметку, знаки и даже состояние погоды. Как можно подробней зафиксируйте аварию на смартфон и возьмите свидетельства у очевидцев аварии, записав их номера телефонов.
Как заполнять бланк
При европротоколе нужно заполнить бланк, который называется «Извещение от ДТП». Его должна выдавать компания-страховщик, когда вы оформляете полис ОСАГО. Если оформляете электронный полис ОСАГО, бланк вам пришлют на e-mail.
Бланк состоит из лицевой самокопирующейся части и обратной стороны. Это значит, что двое водителей заполняют лист один раз, а потом берут себе копию или оригинал. Обратную сторону каждый заполняет самостоятельно.
К протоколу прилагается памятка по заполнению. Если вы скачиваете бланк из интернета или получаете по почте и распечатываете, то в нем не будет самокопирующейся части и нужно будет заполнять все в двух экземплярах.
На лицевой части нужно указать место, дату, время ДТП, информацию об участниках и страховых компаниях, наличие повреждений и другую информацию. На бланке есть две колонки «А» и «В». Каждый водитель выбирает одну из них и вносит туда данные. На обратной части есть место под дополнительные данные об автомобилях и аварии. Давайте подробно рассмотрим все пункты документа.Место ДТП. Укажите максимально точный адрес: название трассы, направление движения, номер километра или перекресток, улицу, ближайший номер дома.
Дата и время ДТП. Если видеорегистратор зафиксировал, посмотрите там. Если нет, то укажите приблизительно. Время лучше вписать с нулями.
Количество поврежденных транспортных средств. Здесь, кроме цифры «2» ничего и быть не может.
Количество раненых. Должна стоять цифра «0».
Проводилось ли освидетельствование участников ДТП на состояние опьянения. Пишите: «Нет», потому что освидетельствование должны проводить только сотрудники полиции.
Материальный ущерб, нанесенный другим транспортным средствам и имуществу. Здесь тоже нужно написать «Нет».
Свидетели ДТП. Нужно вписать адреса и телефоны свидетелей — это пригодится, если возникнут споры со страховой компанией. Можно отдельно взять и письменные показания.
Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД. Здесь должно стоять «Нет».
Это была шапка извещения. Теперь водители должны по очереди заполнять данные о своих автомобилях.
Марка, модель, VIN и государственный номер для транспортных средств «А» и «В» есть в свидетельстве о регистрации, т. е. пластиковой карточке.
Собственник. Укажите ФИО и адрес владельца автомобиля.
Водитель. Впишите ФИО, адрес и другие данные того, кто управлял автомобилем, если это позволяет ОСАГО.
Страховщик. Укажите данные из полиса ОСАГО: название страховой компании, номер полиса и дату окончания его действия.
Место первоначального удара. Нарисуйте на бланке стрелку, которая указывает на то место, куда пришелся удар.
Характер и перечень видимых повреждений. Внимательно осмотрите автомобиль и перечислите все повреждения, которые можно увидеть: трещины, царапины, сколы.
Указывайте месторасположение, например, «разбит задний фонарь», «треснуло правое зеркало». Если есть подозрения на скрытые повреждения, обязательно напишите «возможны скрытые повреждения».
Это поможет в дальнейшем дополнить список.
Замечания. В этом поле потерпевший должен написать «В ДТП невиновен», а виновник — «Признаю вину в ДТП». Под этим пунктом нужно поставить свою подпись.
Обстоятельства ДТП. Необходимо поставить галочки напротив соответствующих пунктов. Каждый водитель должен посчитать, сколько галочек с его стороны и написать их число в большой клетке — это нужно, чтобы никто не попытался изменить информацию.
Схема ДТП. Обозначьте контуры проезжей части, подпишите названия улиц и направление движения. Нарисуйте, где находился каждый автомобиль, какая была дорожная разметка, знаки, светофоры и прочее. На сайте РСА есть типовые схемы специально для европротокола — они помогут правильно заполнить этот пункт.
Подписи водителей. Поставьте галочку напротив пунктов «отсутствие» и «наличие» и распишитесь.
Если для информации не хватает места, можно добавить чистый лист. В таком случае на основной странице бланка нужно написать «С приложением» и поставить подписи на основном листе и дополнительном. Теперь разъедините листы и пусть каждый участник аварии заберет свой вариант и заполняйте обратную его сторону.
На обратной стороне в пунктах 1 и 2 нужно заполнить информацию о своем автомобиле: при каких обстоятельствах было совершено ДТП, какой ущерб нанесен. Чтобы примерно оценить ущерб, можете связаться с дилером производителя вашей машины и уточнить стоимость деталей.
В пункте 3 укажите, кто был за рулем: владелец транспортного средства или другой водитель.
В пункте 4 подтвердите, что в ДТП участвовало два автомобиля.
Пункт 5 при европротоколе не заполняется.
В пункте 6 укажите, может ли автомобиль ехать сам. После заполнения протокола, если возможно, уберите машины с проезжей части, иначе получите штраф. Такое бывает и это нормально.
Если есть разногласия, то укажите их в пункте 7. Постарайтесь написать об этом максимально подробно, чтобы страховые компании могли лучше разобраться в ситуации. Все спорные моменты постарайтесь зафиксировать на фото- или видеокамеру.
Ну, и теперь об очень важных мелочах.
Если есть помарки и исправления, заверьте их подписями обоих водителей. Все пустые графы заполните буквой Z, чтобы никто не вписал туда информацию без вашего ведома.
Если вы пришли домой и там обнаружили неточности, свяжитесь со вторым водителем и попросите его снова вместе заполнить бланк. Все исправления на первом листе должны быть у обоих участников аварии. На обратной стороне также должны быть подписи обоих водителей. Заполнять документ лучше не гелевой ручкой, а шариковой — она не сотрется с бланка.
Что делать после заполнения европротокола
Порядок действий у виновника и пострадавшего немного разный. Обоим нужно соблюдать срок подачи протокола и в течение 15 дней не ремонтировать, не утилизировать ТС.
При этом виновник ДТП: в течение 5 дней отправляет протокол в свою страховую компанию и по требованию страховой компании предоставляет для осмотра свой автомобиль в течение 5 дней. На этом его обязанности заканчиваются.
А вот пострадавшей стороне нужно не только обязательно предоставить автомобиль на осмотр, но и обязательно собрать гораздо больше документов: — бланк извещения о ДТП, заполненный обоими водителями; заявление о прямом возмещении убытков; — полис ОСАГО; паспорт и копию водительского удостоверения; — документы, которые подтверждают право собственности на автомобиль; — флеш-карту с фото- и видеосъемкой с места аварии и заявление, что материалы не были откорректированы.
Фото astrahan.bezformata.com
Страховая компания рассмотрит заявление, оценит сумму ущерба и отправит автомобиль на ремонт в партнерское СТО или выплатит пострадавшему водителю деньги.
Если водитель не согласен с той суммой, которую назначает страховая компания, можно обратиться к финансовому омбудсмену или написать претензию в Банк России.Источник: https://www.avtovzglyad.ru/obshestvo/strahovanie/2019-10-30-kak-pravilno-oformit-evroprotokol-poshagovaja-instruktsija-/
Смотрите, какая тема — Как избежать регресса по европротоколу, если не отправили за 5 дней? Судебная практика
Показать содержание
- Закон не предусматривает возможности виновнику не платить по регрессу в случае неуведомления страховой в течение 5 дней.
- Но в 2020 году есть судебная практика с отказом в праве регрессного требования по ОСАГО, основывающаяся на том, что срок 5 дней тесно сопряжён с требованием для осмотра автомобиля страховой компанией.
- А ещё есть срок исковой давности и тонкости с рабочими днями.
- А вот на основании незнания об обязанности не платить по регрессу не получится.
Самая большая тонкость оформления ДТП по европротоколу ОСАГО в 2020 году заключается в обязанности уведомить страховщика в течение 5 дней. За неисполнение этой обязанности виновника может ждать регресс.
Но так ли безусловен последний – если вы не успели отправить европротокол в страховую за 5 дней, обязательно ли платить взыскание в таком порядке и можно ли оспорить и избежать выплаты? Этот вопрос немного сложнее, но вероятность его решения в пользу виновника есть.
Европротокол и регресс – что говорит закон 2020 года?
Регресс – это, в первую очередь, право. В нашей ситуации право страховой компании отсудить выплаченные потерпевшему деньги за неисполнение обязанностей виновника в установленных законом случаях.
Мы уже рассмотрели подробно вопрос о том, как правильно уведомить виновнику своего страховщика.
Настало время выяснить, как быть и что делать, если вы этого не сделали совсем или не успели вовремя отправить извещение.
Если вы не сдали европротокол по ОСАГО страховщику в течение 5 дней, оформленный при ДТП, а само происшествие произошло до 1 мая 2019 года, то закон на стороне последнего. Представим в виде логической цепочки, откуда возникает такое право у страховой организации:
- пункт 3.8 Правил страхования обязывает виновника отправить свой бланк извещения в течение 5 дней страховой компании, в которой он заключил договор ОСАГО; это же предписывает Федеральный закон Об ОСАГО ФЗ-40 в пункте 2 статьи 11.1;
- если этого не сделать, то страховщику переходит право регресса за неуведомление по подпункту «ж» пункта 1 статьи 14 ФЗ-40, но только если авария случилась до 1 мая 2019 года.
Что за дата – 1.05.2019?
Именно в этот день произошло важное событие в законодательстве об ОСАГО. Если до 1 мая 2019 года страховая компания законно могла за нарушение срока представления бланка извещения виновником в свою страховую выставить тому регресс – истребование всей выплаченной потерепевшему суммы, то после указанной даты такое право страховщика отменено соответствующим ФЗ-88.
Таким образом, если ДТП случилось и европротокол оформлен до 1 мая, то регресс будет вполне законен, и избежать его очень сложно. Если же позже, то требования страховщика на действующем законодательстве не основаны.
Ниже мы будем говорить о ситуациях, когда происшествие произошло до 1.05.2019, то есть право страховщика выставлять регресс остаётся законным на дату страхового события – ДТП.
Подаст ли страховая в суд?
Да. С большой долей вероятности. Если вы получили такое требование в виде довольно запутанного письма, то можете быть уверены – другие, попавшие в аналогичную ситуацию, получали такое же, где страховая требует выплату в размере выплаченной потерпевшему суммы в порядке регресса. И, что печально, страховые не брезгуют подавать в суды даже при незначительных суммах такого требования.
Примеров тому в судебной практике 2020 года масса. А вот так выглядит типичное исковое заявление в порядке регресса по ОСАГО:
Пришло регрессное требование – что делать?
В первую очередь, оценить ситуацию и понять, подавали ли вы бланк извещения еврпоротокола в страховую. Если даже вы отправили документ страховщику и успели уложиться в 5 дней, то это ещё не значит, что страховая ничего у вас не отсудит – у вас должны быть доказательства принятия извещения. А таковыми служат:
- копия европротокола с штампом с входящим номером или печатью страховой о принятии с датой не позднее 5 дней,
- видеозапись вручения,
- чек и копия уведомления о вручении с почтового отделения, если вы отправляли его почтой.
Если же вы просто забыли сдать европротокол страховщику или попросту не знали о такой обязанности, то просто бросать это на самотёк не стоит. Вероятнее, всего для защиты интересов лучше прибегнуть к помощи представителя – юриста, который по отзывам сможет «вытянуть» дело, опираясь на правильные правовые акты и убедив судью последовательностью.
Как не платить по регрессу законно? Есть способ!
На большинстве сайтов вы не найдёте информации о способах не платить или оспорить выставленное регрессное требование по ОСАГО в случае, если вы забыли уведомить страховую в течение 5 дней предоставлением европротокола. Казалось бы, так способов и правда нет, ведь законодательство чётко урегулировало право регресса при неисполнении обязанности виновником.
Но способ есть! Впрочем, он не стопроцентный, так как основан лишь на одном решении суда.
Дело в том, что право в нашей стране должно быть основано не только на законе, но и на обоснованности (Постановление Пленума Верховного суда от 19 декабря 2003 года №23). Регресс по европротоколу на практике судебных решений также должен быть обоснован, как следствие.
И совсем недавно Советский районный суд города Новосибирска вынес свежее, довольно неординарное, но вполне логичное и, главное, положительное для виновника, которому был выставлен регресс и который его оспорил, решение с отказом для истца.
Обновление от 28.01.2020
Кроме того, читателям данной статьи также удалось отстоять своё право в суде. Одно из таких успешных решений вместе с образцом возражения опубликовано в одном из комментариев.
Суть дела заключалась в иске страховой компании виновнику ДТП на не очень большую сумму чуть более 26 тысяч рублей в порядке регресса с требованием её выплаты, так как тот не отправил европротокол в страховую.
Суд принял во внимание, что пункт 2 ФЗ Об ОСАГО, обязывающий виновника в течение 5 дней сдать европротокол в страховую компанию, тесно взаимосвязан со следующим – третьим – пунктом, где страховщик имеет право осмотреть автомобиль виновника, а тому запрещается ремонтировать его в течение такого же срока, ссылаясь на определение Конституционного суда РФ.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 №1059-О следует, что по смыслу пункта 2 статьи 11.
1 Федерального закона №40-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 3 этой же статьи необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к ДТП, бланка извещения о ДТП страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 данной статьи, представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.Вполне логично, что, если у страховщика есть право 5 дней для осмотра авто, то у виновника аварии должна быть обязанность не ремонтировать его и, соответственно, вообще оповестить страховую о самом факте ДТП.
Таким образом, суд учёл, что неисполнение обязанности виновником по извещению страховой в течение 5 дней не даёт тому безусловное право регрессного требования, а только если это повлияло на обязанность самой страховой в выплате возмещения потерпевшему.
Как следует из материалов дела потерпевшая С.М. представила в страховую компанию извещение о ДТП, содержащее подписи в том числе и ответчика Бочкарева Ю.А.
, данный случай был признан страховым и потерпевшему произведена выплата страхового возмещения, то есть данных документов оказалось достаточно для принятия решения о возмещении, произведённом страховщиком своему страхователю (потерпевшему).
…При рассмотрении дела не доказано, что отсутствие у страховщика сведений о наступлении страхового случая могло каким-то образом сказаться на обязанности выплатить страховое возмещение, так как объем повреждений был зафиксирован, он остался неизменным.
В конечном итоге суд вынес решение, в котором отказал истцу в регрессном требовании и, соответственно, позволил виновнику ДТП не платить по регрессу и избежать существенных финансовых потерь.
Но здесь также следует учесть 3 тонкости, которые поспособствовали вынесению отказа судом:
- на время рассмотрения дела страховая компания предоставила бланк извещения, переданный потерпевшей в ДТП – это позволило суду убедиться в том, что страховщик всё же был извещён,
- судья указал на тот факт, что из-за того, что виновник ДТП не предоставил свой экземпляр европротокола в положенный срок, страховой следует указать на недостаточность данных для возмещения (невозможность осмотреть автомобиль виновника, к примеру), то есть отказать в выплате, а не выплачивать по ОСАГО и затем выставлять регресс с виновника, а это уже может повлечь прямой иск от потерпевшего,
- в данном примере суд никоим образом не отменил возможность взыскания регрессной выплаты с виновника и, тем более, никак не отменил соответствующую норму закона (районные суды не уполномочены на это), поэтому на это решение суда можно ссылаться и в вашем случае при выполнении условий выше, но это не значит, что и в вашем случае судья откажет в регрессном требовании и позволит вам не платить по регрессу.
Ещё 2 способа оспорить регресс
Они ещё менее вероятные для вашего случая, но обратить внимание на них всё же стоит.
Исковая давность
Она в российском законодательстве 2020 года составляет 3 года (статья 196 ГК). А началом течения этого срока является вовсе не ДТП, а, согласно части 3 статьи 200 ГК РФ, тот момент, когда исполнено основное обязательство, коим является выплата по ОСАГО потерпевшему.
Почему именно выплата? Так считает судебная практика. Вот одно из решений, где судья объяснил, почему дату ДТП считать началом срока исковой давности неверно.
5 рабочих или календарных дней?
Нередко от ответа на данный вопрос зависит законность регрессного требования по ОСАГО от страховой. Бывает, что вы успели отправить бланк европротокола, но позднее 5 дней. И здесь важно понимать, что закон даёт 5 именно рабочих суток для этого, не считая официальных выходных и праздничных дней.
Как не получится избежать регресса?
Итак, сначала поговорим о тех основаниях, по которым не удастся оспорить регрессное требование, а судья при приведении таких доводов не примет их во внимание как достаточные для отказа истцу (страховой компании) в иске.
Если вы не знали о такой обязанности
Избитая фраза «Незнание закона не освобождает от ответственности» универсальна для законодательства России. И в данном случае то, что вы просто не были в курсе такой обязанности, а вас никто не предупредил, не может служить основанием для отмены взыскания ущерба по регрессу с вас как виновника ДТП по ОСАГО.
Более того, вас предупреждали. Бланки европротокола утверждены Банком России, и самой последней строчкой в каждом таком бланке прямым текстом идёт упоминание обязанности отвезти заполненное извещение в страховую – причём, каждому из участников аварии.
Если звонили в страховую и известили
…Но доказательств у вас нет. В этом случае также маловероятен тот факт, что удастся избежать регресса по европротоколу, если вы просто уведомили устно страховщика о случившемся страховом случае. Разве что представитель страховой в суде сам укажет на то, что вы звонили и оповестили, но это практически невероятно.
А распечатка вызовов с вашего телефона, даже если удастся получить её по прошествии длительного времени после этого, не подтвердит факт извещения, потому как запись разговоров операторами не ведётся.
Более того, в Правилах страхования указано, что оповестить страховщика необходимо только такими способами, которые обеспечат подтверждение этого.
Поэтому и в данном случае право регресса по ОСАГО от страховой законно.
Источник: https://TonkostiOSAGO.ru/obyazannosti-po-osago/kak-izbezhat-regressa-po-evroprotokolu-esli-ne-otpravili-za-5-dney