Профессиональный стандарт руководитель проектов

Должностная инструкция vs Профессиональный стандарт руководителя проекта

Профессиональный стандарт руководитель проектов

Меня тут несколько раз спрашивали, что включает должностная инструкция руководителя проекта, в какой-то момент отвечать одно и то же надоело, поэтому ответ в посте.

Не все в курсе (хотя, я надеюсь, большинство об этом все же слышало), что в 2014 году появился профессиональный стандарт 06.016. Руководитель проектов в области информационных технологий. Стандарт официальный, утверждённый приказом Минтруда России, и уже даже обновленный в 2016 году.

Найти его можно в открытых легальных источниках, например, в системе ГАРАНТ по ссылке.

Более того, для платных подписчиков  ГАРАНТ предлагает доступ к должностной инструкции руководителя проекта, разработанной на основе этого стандарта. Доступ к ГАРАНТУ есть почти в любой компании, попробуйте спросить своих юристов или HR.

Если доступа к ГАРАНТУ внезапно нет – из открытого профстандарта можно “вручную” выбрать то, что релевантно именно для той позиции, для которой вы готовите должностную инструкцию, это даже интереснее, да и результат будет лучше. Тем более что в стандарте есть все – от образования до опыта работы, от необходимых умений до выполняемых задач.

Структура профстандарта для руководителя проектов

Стандарт состоит из перечня трудовых функций (общим числом 154) и более чем подробно их описывает.

Причем, что приятно, он разделен на три так называемые “обобщенные трудовые функции”, в которых легко узнать уровни сложности проекта:

  • Уровень А  – Управление проектами в области ИТ на основе полученных, планов проектов в условиях, когда проект не выходит за пределы утвержденных параметров
  • Уровень В – Управление проектами в области ИТ малого и среднего уровня сложности в условиях неопределенностей, порождаемых запросами на изменения, с применением формальных инструментов управления рисками и проблемами проекта
  • Уровень С – Управление проектами в области ИТ любого масштаба в условиях высокой неопределенности, вызываемой запросами на изменения и рисками, и с учетом влияния организационного окружения проекта; разработка новых инструментов и методов управления проектами в области ИТ

Для каждой обобщенной трудовой функции указаны входящие в нее трудовые функции, возможные наименования должности исполнителя, требования к образованию и обучению, и требования к опыту практической работы.

Пример

Обобщенная трудовая функция А. Управление проектами в области ИТ на основе полученных, планов проектов в условиях, когда проект не выходит за пределы утвержденных параметров (простые проекты для начинающих руководителей проектов) имеет следующие отличительные черты:

  • Возможные наименования должностей: Помощник руководителя проектов, Руководитель проектов
  • Требования к образованию и обучению: Высшее образование – программы бакалавриата, Повышение квалификации в области  проектного менеджмента
  • Требования к опыту практической работы: рекомендуется работа по профессиям “системный аналитик” и/или “архитектор программного обеспечения” не менее одного года

На этом уровне работник выполняет 30 различных функций, каждая из которых подробно описана. Например, трудовая функция А/27.6 Идентификация заинтересованных сторон проекта в области ИТ в соответствии с полученным заданием включает в себя:

  • Трудовые действия: Анализ заинтересованных сторон проекта в соответствии с полученным заданием, Создание реестра заинтересованных сторон проекта
  • Необходимые умения: Анализировать входные данные, Разрабатывать документы
  • Необходимые знания: Управление коммуникациями в проекте, Управление заинтересованными сторонами проекта
  • Другие характеристики:

И такой перечень есть для каждой из 154 функций для всех 3х уровней. Согласитесь, удобно?

Несмотря на название «Руководитель проектов в области информационных технологий» – должностную инструкцию на его основе можно написать для PMа практически в любой области, все базовые требования там есть.

P.S. Подруга, руководитель проектного офиса в крупном банке, на основе стандарта написала совершенно фантастическую должностную инструкцию, совместив шаблон своего банка, данные из стандарта и светлую головую. Документ, конечно, охраняется всяческим авторским правом и корпоративными ограничениями, поэтому я его тут не выкладываю, но сам подход советую!

На кофе и новые материалы для читателей блога 🙂

Источник: https://upravlenie-proektami.ru/dolzhnostnaya-instrukciya-vs-professionalnyy-standart-rukovoditelya-proekta

Руководитель проектов в области информационных технологий

Профессиональный стандарт руководитель проектов

Из пояснительной записки к профессиональному стандарту Руководитель проектов в области информационных технологий (Утвержден Приказом Минтруда России №893н от 18.11.2014)

Управление проектами в области информационных технологий (ИТ) – неотъемлемая часть реализации инициатив любых масштабов в области ИТ. Профессиональное и качественное управление проектами позволяет снизить непроизводительные затраты в ИТ-отрасли и повысить вероятность достижения запланированных параметров проекта (бюджета, сроков и необходимого результата).

Краткое содержание профессии

Руководитель проекта в области информационных технологий отвечает за достижение целей проекта в рамках утвержденных заказчиком бюджета и сроков. Осуществляет управление проектами (планирование, организацию исполнения, контроль и анализ отклонений) в области создания и/или ввода в эксплуатацию информационных систем:

  • обеспечивает выявление требований к информационной системе (ИС);
  • осуществляет оценку сроков и стоимости проекта разработки, ввода в эксплуатацию и послепроектного сопровождения ИС;
  • организует работы по обеспечению необходимого уровня качества;
  • управляет человеческими ресурсами проекта;
  • организует и осуществляет коммуникации между всеми заинтересованными лицами проекта, включая заказчика ИС, пользователей ИС, членов команды проекта;
  • управляет рисками проекта;
  • управляет закупками, включая управление субподрядчиками;
  • направляет работу команды проекта на достижение целей проекта;
  • обеспечивает проведение сдачи результатов проекта заказчику;
  • участвует в совершенствовании системы управления проектами.

Объекты и средства профессиональной деятельности – команда проекта, информационная система, описание содержания проекта, планы и графики выполнения работ, сметы и бюджеты, инструментальные средства управления проектами, стандарты в области управления проектами; стандарты и методы информационного взаимодействия систем, стандарты и методы организации управления, учета и отчетности на предприятиях.

Функциональные области деятельности

При разработке профессионального стандарта «Руководитель проектов в области информационных технологий» был разработан и использован обобщенный (типовой) классификатор трудовых функций и трудовых действий, сгруппированных по функциональным областям.

Данный классификатор разрабатывался на основе анализа соответствующих международных и российских стандартов (см. раздел V.Список использованных источников), технологий ведения работ, обсуждения с экспертами.

Разработка классификатора велась методом «сверху-вниз» и «снизу вверх»: от функциональных областей через трудовые функции к трудовым действиям и обратно. Такой подход позволил обеспечить полноту покрытия профессиональной деятельности специалиста.

Конкретные формулировки трудовых функций и трудовых действий на соответствующих уровнях квалификации «Руководителя проектов в области информационных технологий» формировались на основе данного классификатора с учетом специфики профессии и обобщенной трудовой функции. 

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Менеджмент проектов в области ИТ (планирование, организация исполнения, контроль и анализ отклонений) для эффективного достижения целей проекта в рамках утвержденных заказчиком требований, бюджета и сроков

Группа занятий:

Руководители подразделений (служб) компьютерного обеспечения

Обобщенные трудовые функции (далее – ОТФ) (функциональная карта вида профессиональной деятельности):

  • Управление проектами в области ИТ на основе полученных планов проектов в условиях, когда проект не выходит за пределы утвержденных параметров;
  • Управление проектами в области ИТ малого и среднего уровня сложности в условиях неопределенностей, порождаемых запросами на изменения, с применением формальных инструментов управления рисками и проблемами проекта;
  • Управление проектами в области ИТ любого масштаба в условиях высокой неопределенности, вызываемой запросами на изменения и рисками, и с учетом влияния организационного окружения проекта; разработка новых инструментов и методов управления проектами в области ИТ.

Полный текст профессионального стандарта Руководитель проектов в области информационных технологий на сайте АПКИТ http://www.apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php

← Назад к списку

Источник: https://hsbi.hse.ru/career/professions/rukovoditel-proektov-v-oblasti-informatsionnykh-tekhnologiy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.