+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Первички в медицине

Без первичного звена все старания тщетны

Первички в медицине

— Почему первичное звено оказалось в ситуации, требующей реанимации?

— Первичное звено слабое, так сложилось исторически. В терапевты шли те, кто не мог попасть на хорошие специальности при распределении. Терапия у нас воспринимается как диспетчерский пункт по выдаче больничных листов и направлений к узким специалистам.

А ведь это матерь медицины, так говорил еще Матвей Мудров (ординарный профессор патологии и терапии Московского университета, работавший в позапрошлом веке. — Прим. ред.).

Без хорошего врача общей практики нет качественной медицины.

Еще одна причина — отсутствие целеполагания, шараханье от одной схемы его устройства к другой. У нас были поликлиники и достаточно неплохое первичное звено. Надо ли было в условиях новых рыночных отношений что-то менять? Я считаю, что оптимизация была необходима. Но хотели как лучше, получилось как всегда. Нужно было продумать процесс перехода.

И подготовка ВОП, «переучивание» терапевтов — это одна из важнейших составляющих. А нам поручили готовить врачей общей практики за 4 месяца. Через наш Второй мед прошли 750 терапевтов, которых мы переучили на ВОП. Поверьте, они не готовы работать в этом статусе.

Приказ Минздрава о введении института ВОП как краеугольного камня в фундаменте первичной помощи вышел в 1992 году! Кафедра врачей общей практики и терапии РНИМУ им. Н.И.

Пирогова тогда создала программу подготовки и постепенного перевода терапевтов в ВОП, перевела и издала американский учебник по подготовке таких врачей. Но, возможно, в то время это показалось кому-то излишним.

Прошло 27 лет, а теперь все делается в авральном режиме.

Это, кстати, не сугубо российская специфика. В Германии после падения берлинской стены тоже пережили подобный переход. У них были великолепные поликлиники, они решили перейти на офисы врачей общей практики.

Была подготовлена соответствующая программа, каждому доктору выдали беспроцентный подъемный кредит в размере 170 тыс. марок.

Прошло 5 лет и… все полностью провалилось: исчезли деньги и люди, и пришлось на территорию бывшей ГДР «ввозить» врачей из ФРГ.

Приведу еще пример: в США около 40 лет назад приняли решение о введении института ВОП. Программа была рассчитана на 20 лет. По ее результатам 80% всей помощи должно было сосредоточиться в первичном звене. Американцы не уложились в срок (и это с их огромной материальной базой и возможностями), такая оптимизация здравоохранения заняла более 25 лет. А нам говорят: сделайте через 4 месяца!

Врач в конкурентной среде

— Как, на ваш взгляд, должна измениться система подготовки кадров?

— Если бы у нас было целеполагание, то изменилась бы система подготовки кадров. Мы только сейчас начинаем ее менять. Программы не готовы, какие-то их пункты вызывают удивление.

Например, кто-то придумал, что проведение УЗИ должно быть частью компетенций врача общей практики. Мне интересно посмотреть на того, кто это написал.

В той же Германии это входит в дополнительное образование, после которого врач получает лицензию на проведение УЗИ и дополнительные деньги.

Повторю: отсутствие четкой программы действий, «дорожной карты» привело к тому, что у нас нет реальной программы подготовки ВОП. Нет преподавателей, нет учебников и нет специалистов, которых мы можем учить. И изменения надо начинать с этого.

Мы создали на факультете повышения квалификации индивидуальную траекторию подготовки ВОП, думаю, за 5—8 лет получим хороший результат. Сотрудничаем со старейшим в США университетом штата Айова, который готовит врачей общей практики. Дополнили американский учебник и сейчас издаем на русском и английском языках. Это первый учебник для ВОП, его презентация будет в марте 2020 года.

— Какой должна быть кадровая политика для привлечения врачей первичного звена в регионы?

— Боюсь, буду не очень популярен, если скажу: для этого должна быть изменена правовая форма первичной помощи. Мы должны прийти к модели по типу Германии: когда врачи обладают полной хозяйственной самостоятельностью, то есть это частные предприниматели, с которыми государство заключает договор. Это бы очень быстро и сильно все изменило.

В первичное звено пойдут люди, которые отвечают сами за себя. Задача государства — четко прописать их функционал, создать возможности для повышения квалификации и, главное, показать, в каком направлении двигаться. Если этого не делать, в первичное звено хлынет поток людей низкообразованных.

Сегодня предлагают привести врачей в регионы из Москвы, Санкт-Петербурга. А что, в столице избыток врачей первичного звена? Нет, здесь большой дефицит терапевтов и врачей общей практики. Я готовлю этих людей и знаю, что происходит в первичке. На самом деле 18 минут на прием у них нет. К ним записывается в два раза больше пациентов.

Между тем есть возможность улучшить эту работу, если отдать доврачебный прием медсестре: на сбор анамнеза, заполнение карты. Экономия 5 минут времени на больного — это колоссально!

— Вы сказали, что врач как субъект права — тема непопулярная. Почему, как вы думаете?

— Чиновники не хотят выпускать врачей из своих рук. Любой частный предприниматель независим.

Медицинские услуги должны существовать в конкурентной среде. Хороший врач лечит не только из-за денег. И внутри организации должна быть конкуренция, и чем она больше, тем лучше качество услуги.

Да, в медицине услуга лицензируема, но и в этих условиях должна быть конкурентная среда, в том числе между государственными учреждениями.

Мы давно живем в стране с устоявшимися рыночными отношениями, что привело к новым общественным отношениям.

Строить реальные планы

— Нет ли риска, что закачиваемые в первичное звено деньги не приведут к изменениям?

— Самая большая ошибка и заблуждение — это думать, что стоит дать денег, и дальше все пойдет как по маслу. Деньги — очень важный фактор, но для начала нужно знать, чего ты хочешь. А доктор будет лучше работать, если вместо 60 тыс.

рублей будет получать 120 тысяч? Вся мировая практика показывает, что нет. Нет прямой связи. Связь будет, только если вы четко обозначите компетенции врача и уровень ответственности и сможете это контролировать.

У нас же телега ставится перед лошадью.

— Какими вам видятся пути к созданию эффективной модели первичного звена?

— Первое — офисы ВОП (неважно, частные они или нет) должны работать наряду с поликлиниками. Второе — жесткая регламентация работы врача. Третье — должна существовать преемственность между первичным звеном и высокотехнологичными и специализированными видами помощи.

Одна из первоочередных задач — укрепление базы терапевтов и изменение их роли. Они должны полностью курировать больного. Если бы мы могли добиться этого, не сегодня, но лет за 10—15, у нас было бы лучшее здравоохранение в мире. Без первичного звена любые потуги увеличить продолжительность жизни, уменьшить онкологические, инсультные смерти будут тщетны.

Сегодня перед Минздравом стоит архисложная задача, потому что скопился клубок неразрешимых проблем: образование ужасное, система мотивации непонятная, материальная база изношена.

И как это все увязать, чтобы все развивалось синхронно, постепенно улучшалось? Но у нас все-таки сильный министр, мы видим политическую волю, подкрепленную серьезными финансовыми решениями, и надеюсь, правильный путь будет найден.

Медициной недовольны все в мире. В России за последнее время произошли серьезные позитивные сдвиги. Но чтобы они стали тектоническими, необратимыми, должно быть улучшено первичное звено.

Первое, что я перестал бы делать — это строить нереальные планы. Не стоит ждать, что сейчас дадут денег и через полгода все заиграет новыми красками.

Деньги на первичное звено — дело хорошее, но это только первый этап, который позволит как-то укрепить материально-техническую базу.

А вот дальше все надо решать по-другому: включать программу постепенных преобразований, требующую серьезной методической работы.

Да, начинать переучивание надо было вчера. Но создайте программу сейчас, покажите в цифрах и графиках, как это будет происходить. Чтобы не пришлось потом сожалеть о вложенных государственных средствах и затраченных усилиях.

Источник: https://medvestnik.ru/content/interviews/Bez-pervichnogo-zvena-vse-staraniya-tshetny.html

Первичная специализация для врачей с 2020 года

Первички в медицине

Для будущих выпускников и абитуриентов медицинских ВУЗов все более актуальным становится вопрос о получении полноценного образования. После вступления в силу федерального стандарта образования третьего поколения в Российской Федерации изменится подход к подготовке будущих медиков.

С января 2016 года упраздняется интернатура для тех, кто выбрал своей специализацией стоматологию и фармацевтику, а с 2017 – для педиатрических и лечебно-профилактических факультетов. Под действие новшеств попадают те, кто поступил в медицинское учебное заведение с 2013 года.

Рассмотрим подробнее, что несут такие инновации в подготовке врачей, и каким образом будут готовить медработников в России.

Суть реформы медицинского образования

Новые госстандарты образования гласят о том, что выпускники вузов медицинского профиля должны быть абсолютно готовыми к тому, чтобы начать работу в системе органов здравоохранения. Именно этим поясняют необходимость отмены обучения в интернатуре. Начиная с сентября 2017 года данная форма высшей профессиональной подготовки будет полностью упразднена.

В 2017 году многие врачи приступят к работе без обучения в интернатуре

Напомним, что до недавнего времени даже участковый врач поликлиники должен был иметь сертификат, подтверждающий окончание интернатуры и успешную сдачу квалификационного экзамена.

Сейчас же будет достаточно одного диплома об окончании соответствующего ВУЗа.

Согласно основным положениям нового подхода к получению медобразования, студенты медицинских вузов будут осваивать технику врачевания на симуляторах или в закрепленных за вузом больницах и поликлиниках.

Нововведение предполагает, что студенты педиатрических и лечебно-профилактических факультетов уже на пятом и шестом году обучения будут отрабатывать практические навыки под руководством специалистов из закрепленных лечебных учреждений. Стоматологи и фармацевты будут проходить такую практику уже на четвертом и пятом годах получения образования.

В качестве основной цели, которой можно достичь путем отмены интернатуры, озвучено решение проблемы с нехваткой медицинских кадров так называемой «первичной практики».

Представители Минздравоохранения пришли к выводу, что проблема будет решена, если в ближайшем будущем выпускник медвуза, поступивший по целевой квоте, сразу после получения на руки корочки об окончании учебного заведения должен будет в течение трех лет отработать в терапевтическом или педиатрическом отделении поликлиники.

Предполагается, что первым местом работы станет учреждение, расположенное в районе, от которого проходил набор. «Бюджетники», обучавшиеся на стипендии, после окончания ВУЗа должны будут вернуть государству затраченные на них деньги. Система напоминает практику распределения, существовавшую при СССР, и вызывает у студентов резонное волнение.

Молодой врач получит место работы в районе, от которого проходил набор

Далеко не каждый мечтает поехать в село на «отработку»! Только по прошествии трех лет врачебной деятельности в качестве терапевта или педиатра бывший студент получит право поступать в ординатуру, где сможет за два года обучения стать более узким специалистом. Вопрос об окончании ординатуры остается актуальным для тех, кто планирует заниматься хирургией, трансплантологией, кардиологией, неонатологией и другими специальностями.

Новое в порядке аккредитации медработников

Отметим, что 2017 год принесет еще одну новинку для медиков: процедура сертификации будет заменена на аккредитацию, совмещенную с госэкзаменами. Предполагается, что данная мера повысит качество образования.

Обязательная аккредитация была введена в 2011 году.

Согласно принятому закону, регламентирующему сферу охраны здоровья, в 2016 году вступает в действие порядок аккредитации – процедуры, на основании которой определяется готовность врача осуществлять профессиональную деятельность.

Проходить такое освидетельствование нужно будет каждые пять лет. Минздравом запланировано создание общего реестра медицинских специалистов, в котором опубликуют сведения об уровне образования и повышении врачами квалификации.

Таким образом, пациенты смогут оценить профессиональные навыки и компетенцию существующих медиков и самостоятельно выбрать лечащего врача.

Стоит отметить, что пока Минздрав не оглашает четких требований к критериям оценки или правилам прохождения аккредитации.

Предположительно, в нее будет входить проверка знаний при помощи тестирования, предоставление портфолио и экзаменация в центре симуляции.

Врачи, которые успешно пройдут испытание, получат «индивидуальный лист допуска к конкретным видам медпомощи».

Аккредитацию выпускников 2016 года проведут профильные ВУЗы, а действующие врачи пройдут ее на протяжении пятилетнего срока в специально созданных центрах.

Минздрав планирует создать для пациентов общий реестр медработников

Критика реформы медобразования

Многие специалисты в сфере здравоохранения отмечают, что данные инновации кажутся им весьма сомнительными.

Существовавшая ранее система подготовки медспециалистов предполагала, что практические знания приобретаются интернами, во-первых, без отвлечения на теоретическую компоненту обучения, а во-вторых, под чутким руководством состоявшихся практиков, которые принимали на себя большую часть ответственности. Некоторые врачи даже высказывают мнение, что данная мера является сугубо популистской.

Конечно, вчерашние студенты, которые заполнят вакансии терапевтов и педиатров, ликвидируют очереди в поликлиниках (на сегодняшний день в России не заполнена квота участковых врачей, оцениваемая в 40 тыс. человек).

Медики также опасаются, что таким образом Министерство здравоохранения создаст искусственную конкуренцию, ведь если место врача легко может занять вчерашний выпускник, то сложнее отстаивать право на повышение оклада.

Согласно словам Александра Когана, доктора медицинских наук и онколога, лишь интернатура дает возможность подготовить узкоспециализированных врачей-практиков.

Отмена этой ступени подготовки и замена ее на практику в течение обучения приведет к сокращению часов, выделяемых на микробиологию, биохимию, физиологию, так что будущие терапевты упустят часть важной теоретической подготовки.

Попросту невозможно, чтобы вчерашний выпускник был готов к реальной работе сразу после получения «корочки».

Всех волнует вопрос: справятся ли вчерашние студенты с настоящей работой?

Поддерживает это мнение и педиатр высшей категории Светлана Новичихина, имеющая степень кандидата медицинских наук. Она считает, что в будущем данная инновация приведет к сокращению числа узких специалистов.

Ее выводы построены на простом расчете: шесть лет студент обучается в медвузе, после чего три года отрабатывает в терапии поликлиники. К моменту, когда можно будет поступить в ординатуру, медику стукнет 27 лет.

Вполне вероятно, что к этому возрасту многие успеют обзавестись семьей и детьми.

Допустим, что на должности терапевта врач зарабатывает 20 тысяч рублей, а при обучении в ординатуре он сможет получать около 2 тысяч стипендии, причем в течение 2-5 лет.

Вполне естественно, что семейные люди вряд ли смогут себе это позволить. Так что терапевтов будет достаточно, а вот хороших хирургов, ортопедов или гинекологов можно и потерять.

Довольно резко высказался по этому поводу Павел Воробьев, профессор МГМУ им. Сеченова.

Он полагает, что «заткнуть дыру», существующую в первичном амбулаторном звене, при помощи вчерашних выпускников просто невозможно.

Именно на этом участке решается до 80% проблем, связанных с жалобами больных на здоровье. Поэтому врач, не имевший до этого реальной практики, скорее навредит, чем поможет страждущим.

ЕГЭ-2017 по истории

Источник: https://sudsistema.ru/category-9/pervichnaya-spetsializatsiya-dlya-vrachey-s-2018-goda.php

Аккредитация медицинских работников: описание процедуры

Первички в медицине
Оглавление статьи:

Реформы в медицинской отрасли вызывают много вопросов и страхов среди медицинских работников. И это связано с изменениями в системе постдипломного образования.

С 2016 года и до 2021 года планомерно внедряется система аккредитации медицинских и фармацевтических работников, которая должна заменить ныне действующий порядок получения сертификатов.

Сертификаты, выданные после 1 января 2021 года, не будут признаваться документами, дающими право заниматься профессиональной деятельностью. Вместо этого врачи, средний медицинский персонал и фармацевты (провизоры) должны проходить аккредитацию.

Другое изменение касается прохождения курсов повышения квалификации с периодом 1 раз в 5 лет. С 2021 года все специалисты будут переведены на модель непрерывного медицинского образования (НМО), где необходимо проходить определенное количество курсов ежегодно.

Как будет проходить аккредитация медицинских специалистов?

Согласно ныне действующим положениям и правилам, аккредитация, как вид аттестации медработников, полностью вступит в силу в 2021 году. Разделяют первичную аккредитацию и периодическую. Первичную аккредитацию разделяют на 2 вида. Первый вид – для выпускников СУЗов и ВУЗов.

Второй – для тех, кто проходит первичную специализацию, то есть курсы профессиональной переподготовки. Она предназначена для работающих врачей, фармацевтов и среднего медперсонала. Вторичная аккредитация проводится каждые 5 лет.

Для этого медицинским специалистам нужно ежегодно проходить краткосрочные курсы повышения квалификации по системе НМО.

Минздрав анонсировал изменения в Приказ №66н, согласно которому у специалистов будет возможность повышать квалификацию по старому: единовременно 1 раз в пять лет – курсы повышения квалификации объемом 150 часов. 

Процедура аккредитации будет проходит в аккредитационно-симуляционных центрах. Она будет состоять их нескольких этапов:

  • 1 этап: Тестирование знаний
  • 2 этап: Оценка практических умений и навыков
  • 3 этап: Решение ситуационных задач
  • 4 этап: Оценка портфолио

Тест состоит из 60 заданий. За 60 минут нужно правильно решить 70% всех заданий. Тестирование проводится на компьютере, итоговый результат подсчитывается автоматически. Оценка практических умений состоит из выполнения заданий.

Всего дается 5 заданий, на решение каждого отводится 10 минут. Оценивает эти задания аккредитационная комиссия, которая за правильные ответы выставляет по 2 балла. На следующем этапе даются 3 ситуационных задачи, в каждой из которых по 5 вопросов.

Нужно ответить правильно за 30 минут на 10 вопросов из 15.

На последнем этапе комиссия будет оценивать портфолио. Здесь и будет представлена вся информация о пройденных курсах повышения квалификации. Портфолио готовится специалистом самостоятельно в течение последних 5 лет.

К портфолио прилагаются удостоверения, сертификаты, свидетельства и дипломы. При этом эти курсы усовершенствования должны быть аккредитованными, то есть включены в учебно-методическую систему НМО.

В другом случае, если это курсы повышения квалификации, то они должны соответствовать профстандартам. Последний этап является решающим для всей процедуры аккредитации.

Если специалист не явился на процедуру одного из этапов, или получил оценку «не сдано», или нарушил правила прохождения аккредитации, то аккредитуемый признается не прошедшим аккредитацию. Для каждого аккредитуемого дается 3 попытки на пересдачу. После этого можно пройти процедуру только через 11 месяцев.

Каждые 5 лет, в период между прохождениями процедуры аккредитации, специалисты должны будут получать зачетные единицы по прослушанным курсам дополнительного образования.

Нужно в год собрать 50 единиц, по итогу за 5 лет – 250 единиц.

Из 50 единиц в год – 36 единиц будут получены в ходе освоения программ повышения квалификации, а 14 единиц будут начислены за участие в конференциях и других мероприятиях, например, семинарах, вебинарах.

Можно ли пройти переподготовку и повышение квалификации по старой схеме?

Нельзя: По старой схеме, то есть получить сертификаты не могут выпускники ВУЗов и СУЗов после 2017 года, которые сразу включаются в систему НМО. Касательно выпускников медицинских ВУЗов с 2017 года также действует правило в отношении поступления в ординатуру.

Им необходимо пройти медицинскую практику, и только после 3 лет практики можно подать документы в ординатуру. По большей части направлений курсы проф. переподготовки такие специалисты могут пройти лишь после обучения в ординатуре. Все, кто вступил в систему аккредитации, могут получать баллы НМО на образовательных циклах Академии СНТА.

Данные циклы утверждены на портале Непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава ( www.edu.rosminzdrav.ru)

Ознакомиться с перечнем циклов можно на странице “Семинары“. Ознакомьтесь с некоторыми отчетами о прошедших семинарах

Можно: На курсах повышения квалификации:  Медработники, чьи сроки действия сертификатов истекают до 1 января 2021 года, могут его продлить еще один раз на курсах повышения квалификации или набирать баллы на НМО.

То есть они могут пройти курсы повышения квалификации по старой схеме. Им будут выданы сертификаты государственного образца сроком на следующие 5 лет. Получив такой сертификат, они должны сразу и немедленно включится в систему НМО.

Следующие 5 лет они будут учиться по новой системе и соответственно в дальнейшем проходить аккредитацию.

Курсы переподготовки: Тоже самое касается тех, кто решил пройти курсы профессиональной переподготовки.

Можно получить диплом о профпереподготовке и сертификат, пройдя курсы профессиональной переподготовки по старой схеме до даты официального вступления в силу системы аккредитации для данной категории работников, согласно Приказу №1043 (01.01.2019).

Другими словами, все, кто не успел завершить обучение на курсах переподготовки или ординатуре до 31 декабря 2018 года, после получения диплома о переподготовке или подготовке в ординатуре будут дополнительно проходить аккредитационный экзамен в региональном аккредитационном центре (в каждом регионе свой перечень таких центров). После этого экзамена вместо сертификата будет выдаваться свидетельство об аккредитации по той специальности, на которую специалист обучался на курсах переподготовки или в ординатуре. 

Обратите внимание, что в 2019 году специалисты, завершающие обучение в ординатуре и на курсах переподготовки по 6 направлениям, будут проходить аккредитацию. Об этомчитайте публикацию “Аккредитация для шести специальностей в 2019 году”

Курсы переподготовки по старой схеме могут пройти также специалисты, у которых имеется, перерыв в трудовом стаже по медицинской специальности 5 лет и более. При этом для основной части специальностей необходимо наличие документа о подготовке в интернатуре или ординатуре.

Ниже представлена схема, которая поможет разобраться с тем, кто может воспользоваться шансом пройти профпереподготовку и повышение квалификации по старой схеме.

Остается лишь выбрать в какой форме и где можно пройти переподготовку и сертификационный цикл.

Можно ли пройти курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации (сертификационные циклы) в дистанционной форме?

Имеется две доступных формы обучения. Очное обучение и очно-заочное с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Очное (в том числе и использованием дистанционных технологий – ДОТ):

Ситуация с очным обучением имеет свои особенности:

● Доступность. Учитывая географическую обширность страны, очень часто медицинские специалисты вынуждены преодолевать долгий путь к месту учебы. Командировка отнимает время и силы, она вызывает определенные бытовые неудобства, связанные с проживанием в чужом городе.

● Отрыв от производства. Очные курсы переподготовки длятся от 3 месяцев, курсы усовершенствования до 1 месяца.

● Такие курсы не гарантируют хороших результатов обучения, особенно если учесть, что в некоторых учебных центрах применяются устаревшие методы обучения.

Очно-заочное с применением ДОТ:

Все обучение осуществляется в заочной форме, где применяются дистанционные технологии. Эта форма обучения регламентирована и одобрена ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Дистанционным называется такое обучение, при котором используются современные телекоммуникационные технологии (в первую очередь – сеть Интернет). Можно учиться, не выходя из дома – в любом месте и в любое время.

Такие курсы экономят время и финансовые затраты.

Как проходит обучение медработников с применением ДОТ?

После успешного завершения обучения слушатель курса получает документы: диплом о профессиональной переподготовке, удостоверение о повышении квалификации и сертификат специалиста.

Где можно пройти профессиональную переподготовку или повысить квалификацию?

Автономная некоммерческая организация «Современная научно-технологическая академия» (АНО ДПО СНТА) реализует программы дополнительного профессионального образования в очно-заочной форме с применением дистанционных технологий.

Академия имеет государственную лицензию, дающую право ведения образовательной деятельности. На базе Академии разработаны следующие виды учебных программ:

Выбрать программу: Программы обучения врачей и медицинских сестер

Цикл повышения квалификации с баллами НМО для врачей и среднего медицинского персонала

Обращаем ваше внимание, что в Академии СНТА имеется возможность пройти циклы повышения квалификации с начислением баллов НМО. 

На сегодня существует 2 формата циклов повышения квалификации для врачей и медработников:

  • Очные образовательные циклы – многодневные. Они проходят на территории Академии в конференц-зале. О том как проходят очные образовательные циклы для врачей можно ознакомиться в любом из отчетов. Например, как прошел образовательынй цикл акушеров-гинекологов”. За эти мероприятия начисляются баллы НМО от 8 до 16 баллов.

Обращаем ваше внимание, что очные мероприятия – это такие, где имеется возможность общения преподавателя с обучающимися. Так общение между преподавателем и обучающимся с помощью вебинара (ДОТ) также является очным обучением. 

  • Очные циклы с дистанционной частью. Здесь образовательный курс разделен на 2 части: на очную и заочную. Существует в следующем виде: 1 день – очно и от 2 до 12 дней – заочно. соответсnвенно выдаются баллы НМО от 16 до 36.
  • Сугубо очные с применением ДОТ. Здесь цикл повышения квалификации проходит исключительно дистанционно. Общение между преподавателем и обучающимся проходит с помощью ДОТ.
  • Сугубо заочные циклы повышения квалификации. Здесь не предусмотрено общение с преподавателем. Но имеется возможность общения с менеджером образовательного цикла. Все обучение проходит на образовательном портале Академии.

Подробно о получении баллов НМО можно узнать у наших специалистов. Вы можете подать заявку на цикл, и Академия изыщет возможность составить данный цикл.

О том, какие циклы проходят на этот период, можно узнать на странице “Семинары и очные циклы”

Читайте инструкцию 5 советов: Как выбрать центр обучения и где пройти переподготовку?

Источник: https://www.snta.ru/press-center/gde-i-kak-mozhno-proyti-professionalnuyu-perepodgotovku-ili-kursy-povysheniya-kvalifikatsii/

Минздрав объяснил регионам принципы модернизации первичного звена здравоохранения

Первички в медицине

МОСКВА, 18 октября. /ТАСС/. В ближайшее время региональные власти должны проанализировать действующий кадровый состав во всех медицинских организациях и предложить план борьбы с кадровым дефицитом.

Такое поручение дала министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова на всероссийском совещании о принципах модернизации первичного звена здравоохранения, участие в котором приняли представители всех регионов страны. 

Реконструкция центральных и районных больниц, привлечение медицинских кадров и обеспечение врачей достойной заработной платой будут проводиться в соответствии с принятыми правительством России принципами модернизации первичного звена здравоохранения.

“Когда мы говорим о доступности первичной медицинской помощи, мы подразумеваем, с одной стороны, наличие правильной и правильно расположенной инфраструктуры, основных фондов и медицинского оборудования, а с другой стороны – наличие необходимых кадров”, – сказала Скворцова.

Регионы должны определить перечень медицинских организаций, требующих капитального ремонта, реконструкции, и отдельно те здания, которые необходимо снести, а на их месте построить новые. “Эти перечни и лягут в основу уже при формировании дорожных карт региональных программ модернизации инфраструктуры первичного звена здравоохранения”, – пояснила министр.

Скворцова подчеркнула, что при дооснащении и перееоснащении учреждений отечественная техника и медицинские изделия должны быть в приоритете.

Разработанные региональные программы необходимо представить в Минздрав для экспертизы до 10 января 2020 года.

Нет кадров – нет модернизации

Глава Минздрава России в ходе совещания напомнила, что паспорта для заполнения на каждую медицинскую организацию регионы получат в понедельник, 21 октября. В паспортах должна содержаться информация о каждом медицинском учреждении в первичном звене здравоохранения субъекта, возможностях доехать до медучреждения, его инфраструктуре, кадровом ресурсе и дефиците.

“В части кадрового обеспечения там [в паспортах] будут содержаться общие сведения о составе медицинской организации – это общее количество врачей.

  Также будут содержаться и детализованные запросы, и детализованный анализ с вашей стороны по каждой должности на то, как она укомплектована, на то, кто ее занимает, на то, какая перспектива – сколько времени этот человек продолжит работу на этой должности, с детальным анализом, откуда и с привлечением каких механизмов у вас работает этот сотрудник, в какой возрастной группе. И соответственно, если сотрудника нет, то четкое понимание – откуда туда на эту должность сотрудник возьмется”, – сказала на совещании заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Семенова.

По ее словам, мероприятия по модернизации первичного звена здравоохранения не будут иметь ожидаемого эффекта, если некому будет работать.

“Ни модернизация, ни оснащение оборудованием не будет производиться, если нет медицинского работника, который будет на этом оборудовании работать или будет принимать население в этих модернизированных, отремонтированных, реконструированных кабинетах, структурных подразделениях и поликлиниках. Таким образом, до окончания модернизации, если медицинская организация включается в модернизацию, кадровая проблема должна быть решена”, – сказала Семенова.

Замминистра призвала региональные власти активизировать работу по анализу кадрового состава медиков и планировать ликвидацию кадрового дефицита.

Она отметила, что показатели региональной кадровой политики в здравоохранении включены в оценку эффективности деятельности руководителей медицинских организаций. “Это инновация, мы о ней с вами неоднократно говорили.

Сейчас она получила фактически императивную норму для того, чтобы вы это все-таки реализовали на своих территориях, а главные врачи понимали, что в рамках своей трудовой деятельности они несут ответственность за эффективную кадровую политику”, – добавила Семенова.

Межведомственная группа для решения проблем

В Минздраве России создана межведомственная рабочая группа, которая обеспечит субъекты всеми необходимыми методическими рекомендациями, уже до 15 ноября регионы должны провести анализ инфраструктуры систем оказания первичной медико-санитарной помощи.

В первую очередь речь идет о транспортной доступности, анализе кадрового потенциала и дефицита, а также о самой инфраструктуре первичного звена здравоохранения в субъектах.

Скворцова отметила, что многие регионы следят за инфраструктурой медучреждений, поэтому в целом износ сократился, но встречаются и такие здания, которые были построены более ста лет назад, что не позволяет внедрять там новые технологические решения.

Меры по модернизации первичного звена здравоохранения, разработанные Минздравом России, касаются изменений в системе оплаты медицинских работников, обновления или замены устаревшей инфраструктуры, а также улучшения доступности первичной медико-санитарной помощи.

Как сообщила Скворцова на совещании по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения, которое президент РФ Владимир Путин проводил 1 октября, Минздрав и Минтруд проработают законопроект, в котором будут прописаны требования к отраслевой системе оплаты труда медицинских сотрудников. Законопроект будет готов к апрелю 2020 года.

В целом, по словам министра, переход на новую систему оплаты труда займет не менее двух лет.

“Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи” является одним из ключевых федеральных проектов национального проекта “Здравоохранение”.

В рамках этого федерального проекта планируется улучшить обеспечение оптимальной доступности для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях, медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год и оптимизировать работу медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Источник: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/7017231

Правила и порядок ведения медицинской документации

Первички в медицине
Оценка качества работы медицинского учреждения начинается с проверки документации, поэтому знание и соблюдение правил её ведения спасёт от штрафов. Рассказываем в статье, как вести карту пациента и на какие законы ориентироваться при оформлении медицинской документации.

Медицинская помощь классифицируется как услуга, и, соответственно, каждый пациент как потребитель может пожаловаться на качество оказанной ему медицинской услуги.

Снизить «потери» в случае возникновения судебных разбирательств медицинская организация поможет корректное ведение документации.

Требования к форме документации

Документация бывает первичной и вторичной. Первичная медицинская документация ─ это список форм и бланков, которые заполняют работники при оказании услуг. Вторичная ─ это сопутствующие, дополнительные документы.

Первичная документация включает в себя:

  • карту амбулаторного больного;
  • карту больного дневного стационара;
  • талон на приём к врачу;
  • историю болезни и т. п.

Напоминаем, что перечень первичной документации был обновлён в 2017 году Приказом Минздрава РФ 514н от 10.08.2017 года. Появились:

  • статистическая отчётность N 030-ПО/о-17 «Сведения о профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних»;
  • карта профилактического медосмотра совершеннолетнего (форма 030-ПО/у-17).

Вторичная документация включает в себя:

  • выписки;
  • справки;
  • заключения и т. п.

В качестве основы документации медицинские работники обязаны использовать форму установленного образца.

Требования медицинской карты

Правила ведения медицинской карты:

  • Хронологическая последовательность записей. Врач обязан своевременно заполнять карту, вносить сведения о состоянии пациента, его лечении. Это нужно не только для того, чтобы получить полную картину о развитии болезни, но и чтобы уберечь поликлинику от исков. Если в ходе судебного разбирательства экспертиза обнаружит нарушение в хронологии записей, медицинская организация может проиграть дело.
  • Дата и времяпроведения осмотра илимедицинских манипуляций. Также нужны подписи сотрудников, которые осуществили медицинское вмешательство.
  • Наличие информированного добровольного согласия пациента на оказание медицинских услуг. Без него врач не имеет право оказывать медицинские услуги, ИДС — это защита от претензий пациента.
  • терминов понятных пациенту. При написании рекомендаций врач обязан избегать узкоспециализированной терминологии, пациент должен без словаря разобрать, как ему поддерживать здоровье или лечить то или иное заболевание.
  • Корректное внесение дополнительных записей. Если какие-то сведения были зафиксированы позже, они должны содержать дату внесения и подпись.
  • Использование только принятых сокращений. Врач не должен использовать непонятные другим сокращения, например, «М не П» (матка не пальпируется).

Соблюдение правил ведения документации защитит врача от необоснованных жалоб и исков.

Нормативно-правовая база

Приказы, на которые стоит обратить внимание:

Неправильное ведение документов может не только сыграть «против» медицинской организации в случае предъявления иска или претензии от пациента, но и привести к административной или уголовной ответственности, поэтому руководителю необходимо подходить к этому вопросу со всей серьёзностью.

Сроки хранения медицинских документов

Для каждого документа Минздрав установил свой срок хранения, например, карту пациента учреждение обязано хранить пять лет, а журнал регистрации и выдачи медицинских справок — три года.

Полный перечень сроков хранения документов можно найти в письме Минздрава РФ от 07.12.2015г. N13-2/1538 «О сроках хранения медицинской документации».

Медицинская документация ликвидируется в двух случаях: истёк срок хранения или экспертная комиссия решила, что в будущем в бумагах нет надобности. Уничтожением документации тоже занимается комиссия. Для этого создаётся акт, в котором фиксируются сведения об уничтожаемых документах и содержатся подписи членов комиссии.

За разные документы отвечают различные сотрудники. Например, за сохранностью медицинской карты следит врач, который курирует конкретного пациента. Но вопросами, связанными с хранением карт в архиве, регистратуре, занимается главный врач. В ЛПУ должен быть разработан и утверждён внутренним приказом алгоритм действий на случай утраты медицинской карты.

Электронный документооборот

13 июня 2019 года Минздрав опубликовал проект приказа «Об утверждении порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в электронном виде», в котором представил регламент ведения электронного документооборота.

Новые требования к электронному документообороту:

  • Заверка документов квалифицированной электронной подписью медработника. Визируют электронные документы работники, которые отмечены в Федеральном регистре медицинских работников ЕГИСЗ. Кроме того, сама медицинская организация должна быть зарегистрированная в этой системе.

Однако всё ещё остаются отдельные типы документов, которые не нужно заверять электронной подписью работника.

  • Особый формат документов. Допускается формат PDF или XML, первый должен соответствовать международному стандарту ISO 19005-1:2005 «Управление документацией. Формат файлов электронных документов для долгосрочного сохранения», второй — ГОСТу Р ИСО/HL7 27932-2015 «Информатизация здоровья. Стандарты обмена данными. Архитектура клинических документов HL7. Выпуск 2».
  • Регистрация документов в Федеральном реестре электронных медицинских документов Единой информационной системы. Минздрав даёт на это один день с момента создания документа.

Олег Салагай, заместитель министра здравоохранения, отметил, что в системе цифрового документооборота должно участвовать не меньше 80 % медицинских организаций. А через три года не меньше 70 % ЛПУ должны выписывать электронные рецепты.

Распространённые ошибки при оформлении медицинской документации

Ошибки, которые совершают работники медицинского учреждения:

  • небрежное отношение к заполнению паспортной части, например, отсутствие возраста или места работы;
  • отсутствие ИДС;
  • неполное описание анамнеза или жалоб пациента;
  • отсутствие полного названия клинического диагноза;
  • несоответствие поставленного диагноза общепринятой классификации;
  • отсутствует диагностическое суждение, высказывание врача по конкретному клиническому случаю;
  • отсутствуют обоснования для проведения медицинских манипуляций;
  • есть признаки, что сведения были искажены, об этом говорят приписки, зачёркивания;
  • отсутствуют результаты анализов и консультаций со специалистами.

В Приказе Здравоохранения от 15.12.1014г. № 834н говорится:

 «Записи производятся на русском языке, аккуратно, без сокращений, все необходимые в Карте исправления осуществляются незамедлительно, подтверждаются подписью врача, заполняющего Карту. Допускается запись наименований лекарственных препаратов на латинском языке».

Как избежать ошибок с трудным пациентом

Бывают случаи, когда вопрос о состоянии сложного пациента стоит обсудить с коллегами.

Возможные поводы для проведения консилиума:

  • изменение в худшую сторону состояния пациента;
  • непростой случай заболевания;
  • длительное течение заболевания;
  • отсутствие эффекта от назначенного лечения;
  • возникновение конфликта, который нужно устранить, между врачом и пациентом;
  • отказ пациента от медицинских услуг;
  • необходимость определения прогноза течения заболевания;
  • перевод пациента в другое учреждение;
  • нарушение пациентом правил больничного режима.

В ходе проведения консилиума используется специальные протокол, в котором фиксируется вся важная информация (ФИО врачей, причина консилиума, принятое решение и т. п.)

Наказание за нарушения в документации

Добросовестное ведение документации — обязанность врача. Если медицинский работник нарушает правила ведения документации, то работодатель может применить следующие взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

В соответствии с ст. 193 ТК РФ, работодатель должен не позднее одного месяца применить дисциплинарное наказание, не считая нерабочие дни во время болезни или отпуска. Также взыскание должно быть применено не позднее, чем шесть месяцев, а по итогам аудиторской проверки — не позднее двух лет с момента проступка.

Больше о ведении медицинской документации и о том, что делать при обнаружении ошибки для снижения штрафа, вы узнаете на Международном конгрессе «Законодательство и право: результативные решения для главного врача», который пройдёт 19—21 ноября 2019 года в Санкт-Петербурге.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/gajd-po-vedeniyu-meditsinskoj-dokumentatsii-pravila-hraneniya-i-zapolneniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.