Официальное толкование фз осуществляет
Официальное толкование фз осуществляет
N 1090-1 ГД и «О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации» от 11 октября 1996 г. N 682-11 ГД, в котором признал указанные постановления Госдумы России не соответствующими Конституции РФ.
В запросе в КС РФ Президент страны указал, что Конституция РФ не содержит нормы, допускающей разъяснение или официальное толкование федеральных законов палатами Федерального Собрания в связи с тем, что в законотворческом процессе участвуют не только Государственная Дума, но и Совет Федерации и Президент РФ. При этом, как полагал Президент страны, в связи с принятием данных постановлений Госдума нарушила девять статей Конституции РФ — ст.
ст. 3 (ч. 4), 94, 95, 103 (ч. 2), 104, 105, 106, 107 и 108.
О праве толкования закона, которое есть и которым никто не наделял
Отчасти, по моему скромному мнению, это порождено:- любовью наших сограждан писать жалобы и запросы (и я их прекрасно понимаю);- всеми нами любимым 59-ФЗ, который обязывает рассмотреть обращение по существу или направить в «правильную» инстанцию;- отсутствием возможности мелких чиновников перенаправить львиную долю таких обращений в «правильную» инстанцию (в силу вертикали власти, которая укоренилась и в институте рассмотрения обращений граждан: люди пишут «наверх», не доверяя местным властям, а «сверху» эти жалобы спускают по цепочке вниз и ждут ответа, в котором потом поменяют шапку и подпись на свою);- наличием доблестной прокуратуры, которая следит, чтобы обращения рассматривались.
А протокольчик не хотите? А то у нас статистика за квартал хромает)И тут местный чиновник начинает включать
Толкование норм права по субъектам (официальное и неофициальное)
основная цель официального толкования-разъяснения – обеспечить единообразное понимание содержания норм права и достижение их одинакового применения; в) оно имеет обязательный характер для исполнения толкуемой нормы даже тогда, когда лица, реализующие юридическую норму не согласны с представленным толкованием-разъяснением; г) в процессе толкования орган, разъясняющий норму права, издает акт толкования – интерпретационный акт.
Нередко такой акт имеет ту же форму, что и иные нормативные документы государственных органов (постановление и др.).
Официальное толкование, в свою очередь, разделяется на нормативное (общее) толкование и казуальное (индивидуальное) толкование.
Нормативное (общее) толкование не связывается с конкретным случаем, а обладает общим характером, распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой.Его цель – обеспечение единообразного понимания и целесообразного применения правовых предписаний.
Нормативно-правовые акты отличаются по названному признаку и от общих актов официального разъяснения или толкования правовых норм, которыми тоже не устанавливаются новые правовые нормы и не изменяется содержание действующих, а лишь уточняется их смысл, недостаточно полно раскрытый иногда в тексте закона.
Конечно же теми вопросами, в отношении которых в настоящее время имеются соответствующие официальные разъяснения, далеко не исчерпывается круг проблем, возникших в судебной практике в процессе применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации об основаниях и последствиях недействительности сделок.
Ленин принимает делегатов 49 армейского корпуса, беседует с ними о политике Советского государства, вручает им официальное разъяснение Совнаркома на запрос комитета 49 корпуса. Сообщая об изложенном для сведения и руководства, Государственная налоговая служба Российской
Что такое толкование закона и кто может его толковать
Толкование — это понимание текста нормативного акта исходя из его буквального смысла.
Органы власти, издавшие нормативный документ или имеющие соответствующую компетенцию, вправе осуществлять аутентичное толкование закона и легальное толкование закона.
Соответствующая инстанция, издавшая нормативный акт, более подробно разъясняет его смысл, рассказывая «что имелось в виду» в том или ином конкретном нормативе.
Это могут быть всевозможные «инструкции», «разъяснения», «письма о применении», «положения» и прочие дополнительные документы. Например, Ростуризм может направить в органы
Федеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации»
Правотворчество – официальная деятельность государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов.
Правотворчество в Российской Федерации осуществляется на принципах конституционности, законности, научности, демократизма, социальной справедливости, планирования, прогнозирования, эффективности, системности, ресурсной обеспеченности.
1.
Правотворчество в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, иными муниципальными нормативными правовыми актами. 2. Положения настоящего Федерального закона применяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных федеральными конституционными законами, принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
3.
Кто наделен правом толкования законов
Его действие зависит от правомочий органа, издавшего такое разъяснение, от юридической силы актов, в которых оно воплощается.
Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать самостоятельные правовые нормы.
Оно лишь устанавливает действительный смысл и сферу действия толкуемого акта, условия применения, права и обязанности субъектов права.
В нормативных разъяснениях также указывается, как изменение условий, новая практика влияют на применение нормы (разумеется, в рамках закона), подпадают ли определенные новые факты под действие этой нормы и т.д.
Нормативному толкованию подвергаются акты, которые с точки зрения компетентного органа нуждаются в дополнительном разъяснении в силу обнаружившихся затруднений, неправильной или противоречивой практики их применения или в силу иных причин.
Подобные разъяснения обычно связаны с анализом значительного числа дел соответствующей категории.
Вопрос
В соответствии с положениями процессуального права только толкование норм права кассационной (апелляционной) инстанцией является обязательным для применения судами первой инстанции при рассмотрении дел, возвращенных для повторного рассмотрения.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. № 17-П указывается, что
«вопросы, связанные с неоднозначным пониманием правоприменителями разъясняемые в Постановлениях Государственной Думы положений Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»
и ст.
855 ГК РФ, подлежат урегулированию Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном для принятия федеральных законов» (п.4 мотивировочной части).Это означает, что в случае обнаружения неоднозначного понимания положений законодательных актов, неоднозначность должна быть урегулирована путем принятия федерального закона, вносящего изменения в законодательный акт, устраняющие указанную неоднозначность. Таким образом, Государственная Дума не имеет полномочий толковать федеральные законы.
Толкование норм права (закона)
И поэтому легко может возникнуть недоумение о настоящем смысле договора: тогда и здесь, точно так же как при сомнении в смысле закона, предстоит восстановить в мертвой букве живой смысл. нужно истолкование» (Победоносцев К.П. Курс гражданского права. М.: Статут, 2003.
Ч. 3. С. 132). То есть, толкование норм права (закона) особенно важно в ситуациях, когда норма права сформулирована в не четко, слишком обще, позволяет двойное понимание смысла.
Виды толкования норм права (закона) может осуществляться: по субъекту, приемам, объему. Толкование по субъекту, разъясняющему закон Выделяют: легальное, судебное и доктринальное толкование.
Легальным признается толкование, даваемое органом, который в силу закона управомочен это делать.
Источник: http://econsalting.ru/oficialnoe-tolkovanie-fz-osuschestvljaet-62471/
Как и кто принимает законы в РФ
Новые законы РФ сначала принимают в Госдуме, а потом одобряют в Совете Федерации. Затем, документ относят на подпись Президенту России.
Подобный официальный порядок принятия различных федеральных законов исключает создание абсурдных или ошибочных правовых актов. Затем, готовый ФЗ публикуют в различных СМИ. Ниже кратко говорится о том, как принимаются законы в РФ, а также перечислены сроки их принятия и иные нюансы.
Российское законотворчество: основные стадии
Законотворчество считают законодательным процессом рассмотрения и принятия Парламентом РФ нового закона Российской Федерации (ФЗ). Сначала в Государственную думу вносят законопроект, а в итоге президент России подписывает готовый документ.
Полномочиями на принятие конституционных или иных федеральных законов наделены те должностные лица и госорганы, которые являются участниками законодательного процесса.
Общая схема принятия ФЗ
До принятия нового ФЗ документ проходит несколько таких стадий законотворчества:
- Внесение в Госдуму;
- Рассмотрение в Госдуме;
- Принятие нижней палатой Парламента РФ;
- Одобрение сенаторами в Совете Федерации (Совфед);
- Подписание действующим Президентом России.
После того, как по это схеме принимается новый закон РФ, его публикуют в СМИ.
Перечень участников законодательного процесса
Определенные госорганы РФ и должностные лица занимаются разработкой и принятием разнообразных федеральных законов. Таким правом наделены следующие участники законодательного процесса:
- законодательные органы регионов РФ;
- члены верхней палаты Парламента РФ — Совфеда;
- министры и сотрудники Правительство РФ;
- Президент России;
- российские суды — КАС, ВАС, ВС РФ;
- отдельные сенаторы и депутаты Государственной думы.
Ниже приведен порядок принятия федеральных новых законов в Госдуме РФ.
Рассмотрение нового законопроекта в Госдуме
Рассмотрение нового законопроекта в Госдуме проводят на заседании этот госоргана и открывают докладом от сотрудника Правительства РФ или иного чиновника, который внес документ на обсуждение. Потом, в профильном думском комитете готовят и принимают определенное заключение на ФЗ. Затем, депутаты обсуждают, дают правовую оценку документу и вносят в него различные поправки.
Проект закона рассматривают 3 раза:
- В 1 чтении анализируют главы документа с общими положениями;
- Во 2 — рассматривают детали и вносят поправки;
- После того как новые законы принимаются Госдумой России в первых двух чтениях, их рассматривают в третий раз, а потом одобряют большинством «За» или, наоборот, отклоняют голосами «Против».
Принятие ФЗ Госдумой
Согласно ч. 2 ст. 105 Конституции РФ, новые законопроекты принимают в Госдуме простым большинством депутатских (50%+1 голос «За»). Принятие в РФ конституционных новых федеральных законов (например, о проведении референдума, введении в стране военного положения или ЧП и др.) проходит по-другому. Такие документы одобряют 2/3 депутатских «За».
После того как внесенные в Госдуму федеральные законы РФ принимают в 3 окончательном чтении, в течение 5 дней эти правовые акты передаются сенаторам в Совфед.
Читать так же: Отстранение от работы
Статья 105 Конституции РФ
Одобрение законопроекта сенаторами
Согласно ст. 105 Конституции РФ, сенаторы одобряют новые законопроекты простым большинством (50% + 1 голос «За»). Конституционные правовые акты в верхней палате российского Федерального собрания принимают после получения 3/4 «За» от лиц, кто принимает федеральные законы. Здесь законопроекты одобряют или отклоняют на протяжении 14 дней.
Согласно ст. 106 Конституции РФ, к таковым правовым актам относят законопроекты о бюджете, о границе, войне и мире и др.
Статья 106 Конституции РФ
Подписание ФЗ Президентом России
Согласно ст. 107 Конституции РФ, принятый депутатами Госдумы и одобренный сенаторами законопроект передают на подпись действующему Президенту России.
Затем, глава государства ставит на нем свою подпись или накладывает президентское вето на протяжении 14 дней.
Статья 107 Конституции РФ
Вступление нового ФЗ в юридическую силу
После принятия конкретного закона РФ по вышеприведенной схеме, его в законном порядке публикуют на первых страницах «Российской газеты» и в печатных или электронных изданиях «Собрания законодательства РФ». Это делают на протяжении 1 недели.
Принятый ФЗ вступает в силу спустя 10 дней после его обнародования.
Кто разрабатывает законопроект
Новые законопроекты сначала разрабатывают в правительстве РФ, а потом их направляют в Парламент РФ. Затем, Госдума и Совфед осуществляют принятие или отклонение конституционных и иных федеральных новых законов.
Вместе с подобными нормативными актами в нижнюю палату вносят такую документацию:
- Финансовый краткий отчет;
- Социальный прогноз;
- Сведения об исполнении федерального бюджета за последний квартал прошлого года;
- Документы, подтверждающие наличие денег в бюджете РФ в финансовом следующем году;
- Пояснительную записку, в тексте которой есть сведения о конкретных изменениях некоторых положений ФЗ.
Согласно Конституции РФ, правительственные чиновники отправляют вышеперечисленные бумаги на рассмотрение в Госдуму для внесения конкретных изменений в некоторые положения ФЗ.
Если по предоставленной документации социальная статистика и предварительный бюджет на следующий год выше текущего, то в этом случае проводят дополнительный анализ доходных статей бюджета РФ, которые запланированы на будущие периоды.
Когда ФЗ вступает в силу
Принятый новый ФЗ вступает в законную юридическую силу с даты его принятия Госдумой. Конституционный закон становится действительным после его одобрения большинством и депутатов, и сенаторов РФ.
Затем, принятый ФЗ публикуют в СМИ. Но, обычно, этот документ вступает в юридическую силу спустя несколько суток после его принятия депутатами и сенаторами.
Кто вносит поправки в ФЗ
Поправки в ФЗ вносят 1 или несколько депутатов Госдумы в 1 или во 2 чтении. Затем, на протяжении 14 дней, документ рассматривают в Совете Федерации.
Если большинство сенаторов отклоняют полученный из Госдумы законопроект, то согласно ст. 208 БК РФ они проводят согласительную процедуру или в этом случае осуществляется иная юридическая процедура.
Статья 208 Бюджетного кодекса РФ «Рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Советом Федерации»
Читать так же: Перегруз грузового автомобиля в 2020 гг
Урегулирование межведомственных разногласий
ФЗ не всегда принимают с 1 раза. В ряде случаев между сенаторами и депутатами возникают различные разногласия. Тогда, согласно ч. 4 ст. 105 Конституции РФ, члены Совфеда создают согласительную комиссию.
Уполномоченный орган разрешает разногласия. Согласительная специальная комиссия проводит анализ ФЗ и конкретных поправок к нему, а затем выносит окончательное решение. Потом, доработанный законопроект снова рассматривают в Госдуме.
При несогласии с конкретными решениями сенаторов, в нижней палате проводят повторное ание по новому ФЗ. В этом случае законопроект принимают 2/3 «За» от общего количества депутатов.
Наложение вето президентом РФ
После одобрения верхней и нижней палатами парламента РФ закон отправляют на подпись к президенту РФ. На протяжении 2 недель глава государства подписывает его или накладывает президентское вето.
При наложении вето президент не ставит личную подпись на ФЗ. Соответственно, документ не вступает в юридическую силу. Отклоненный законопроект возвращают федеральным законодателям на повторное парламентское рассмотрение и внесение необходимых поправок.
В этой ситуации глава государства подписывает новый ФЗ за 1 неделю.
Виды вето
Вето бывает 3 видов — абсолютным, относительным и выборочным.
В 1 случае такой отказ нельзя отменить. В итоге, ФЗ не отправляют на повторное парламентское рассмотрение тем лицам, кем принимаются федеральные новые законы Российской Федерации.
Правом применения абсолютного вето наделен, например, Совет безопасности ООН. В России президент РФ использует относительный отказ, который спокойно преодолевают в парламенте РФ.
При применении выборочного вето президент страны одобряет или отклоняет весь законопроект целиком, а не его конкретные отдельные статьи. Это создает массу юридических нюансов, потому что порой глава государства одобряет правовой акт с неугодными ему статьями, или отклоняет в целом приемлемый документ. Такое вето редко применяют.
После наложения президентом РФ своего вето на документ Госдума принимает законопроект в самой первой редакции. В этой ситуации новых поправок в ФЗ не вносят.
Нюансы действия ФЗ во времени
После подписания действующим президентом России и официального опубликования нового закона на первых полосах «Российской газеты» и в свежих изданиях «Собрания законодательства РФ», он начинает действовать во всех российских регионах. Период действия правового акта отсчитывают со дня вступления его в юридическую законную силу, а заканчивают — с даты ее утраты.
ФЗ перестает действовать по различным причинам. Это не зависит от тех должностных лиц, кто принимает новый федеральный закон в РФ. Одной из наиболее частых является окончание срока действия этого документа.
Чаще ФЗ не имеет обратной силы. Однако бывают и исключения из этого правила.
Читать так же: Штрафы за превышение скорости в 2020 гг
Так, согласно ст. 10 УК РФ, новый ФЗ, который смягчает наказание преступника, имеет обратную силу. То есть, этот документ распространяется на деяния, которые были совершены до его вступления в юридическую силу.
Статья 10 Уголовного кодекса РФ «Обратная сила уголовного закона»
Заключение
Юридическая процедура принятия различных федеральных законов в РФ является достаточно сложным делом. Однако, наличие нескольких вышеприведенных стадий рассмотрения законопроекта оправдывает себя. В итоге, независимо от того, кто в нашей стране принимает новый закон, на выходе получают качественный и хорошо подготовленный нормативный правовой акт.
Особое значение уделяют и своевременной публикации принятого ФЗ. Если граждане РФ не знают сути основных положений нового ФЗ, то они не соблюдают их. Такого допускать нельзя.
Источник: https://zakonoved.su/kak-i-kto-prinimaet-zakony-v-rf-poryadok.html
Виды и приемы толкования законов
В зависимости от органа и лица, производящего толкование закона, различают три вида тол- толковання , ‘ ‘ кования: а) легальное; о) судебное; в) доктринальное.
1. Легальное (от ют. lex, legis — закон) толкование — это толкование, данное уполномоченным на то органом государственной власти и обязательное при всяком применении закона к предусмотренным им случаям. Так, Конституционный Суд РФ дает официальные разъяснения Конституции РФ.
2. Судебное толкование — это толкование закона, данное судом при разрешении конкретного судебного дела, по которому этот закон применяется.
Некоторые аспекты толкования норм права
Там же.
С. 21.И в наше время проблема качества законов, отточенности всех формулировок, понятий и терминов, используемых в них, выступает на первый план. Если закон будет изначально понятным и недвусмысленным для правоприменителей — проблема толкования законов не будет уже столь острой.
В Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов РФ «Об основах налоговой системы в РФ» и «О федеральных органах налоговой полиции» Конституционный Суд высказал правовую позицию, согласно которой общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законов и судом (ст.
19, ч. 1 Конституции РФ). Такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями.
Может ли Государственная Дума издать постановление о толковании определенного закона?
Способы и виды толкования В зависимости от задач интерпретатора различаются такие способы толкования права, как языковой (лингвистический, филологический, грамматический) , функциональный, исторический, систематический. При этом языковой способ относится к анализу текста правового акта, а все иные — к познанию его контекста.
Дискуссионными остаются вопросы о существовании логического и телеологического (целевого) толкования права как самостоятельных способов. На практике различные способы толкования применяются совокупно, а разграничение различных способов, как правило, не производится.
Федеральный закон от 14 июня 1994 г.
N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ
«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»
22 октября 1999 г., 21 октября 2011 г., 25 декабря 2012 г., 1 июля 2020 г., 1 мая 2020 г.
Принят Государственной Думой 25 мая 1994 года Одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 года См. к настоящему Федеральному закону Президент Российской Федерации Б.
Ельцин Москва, Кремль 14 июня 1994 г.
N 5-фз На территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ».
Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона — день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.
Вопрос: Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные правовые акты. Толкование положений Конституции Российской Федерации дат Конституционный Суд Российской Федерации.
(ответ Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления)
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные правовые акты.
Толкование положений Конституции Российской Федерации дат Конституционный Суд Российской Федерации.
Применение федеральных законов, регулирующих полномочия местного самоуправления, вызывает необходимость их официального толкования.
Какой орган государственной власти уполномочен толковать положения федеральных законов, вправе ли Государственная Дума давать официальное толкование положений Федеральных законов?
Российской Федерации, федеральными законами, а также Регламентом Государственной Думы не предусмотрена процедура официального толкования положений федеральных законов Государственной Думой.
Федеральными законами также не предусмотрена процедура официального толкования норм права каким-либо органом, которое подлежало бы обязательному применению (помимо толкования положений Российской Федерации Конституционным Судом), так это нарушало бы принцип равенства всех субъектов права перед законом.
Какой федеральный орган исполнительной власти вправе давать разъяснения о закупках и как это регламентировано?
Как работать с электронными торговыми площадками Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ С 1 июля 2020 года по 1 января 2020 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры.
С 2020 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений. Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после. Вправе давать разъяснения Минэкономразвития РФ, Минфин России, Федеральное казначейство и ФАС России.
Источник: https://ozpp-krd.ru/oficialnoe-tolkovanie-fz-osuschestvljaet-60861/