+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Максимальный срок просрочки поставки товара по 44 фз

Сроки поставки товара по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Максимальный срок просрочки поставки товара по 44 фз

Срок поставки товара является одним из условий, которое должно быть обозначено в случае рассмотрения вопроса исполнения контракта.

Сроки поставки товара по 44-ФЗ и порядок их определения

Несмотря на то что срок поставки товара является очень важным условием, в Федеральном законе №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не отражены никакие требования к данному параметру, что вызывает огромное количество жалоб потенциальных исполнителей контрактов в случае возникновения у них подозрения на ограничение конкуренции. Это связано с тем, что нередко заказчики ставят предельно малые сроки на исполнение контракта в части поставки товара, чем могут существенным образом ограничить конкуренцию, например, по причине того, что в установленные сроки поставить товар может только одна или две организации.

В Гражданском Кодексе Российской Федерации также не содержится указания на то, каким должен быть минимальный срок для поставки товара.

Статья 421 данного нормативного акта говорит о том, что срок поставки может быть любым, который устроит обе стороны заключенного соглашения.

Однако следует понимать, что этот показатель должен также отвечать требованию о разумности, что позволит исполнить контракт без нарушения его условий.

Правила действия в случае нарушения сроков поставки

В том случае, если исполнитель по контракту допустил реальное нарушение сроков его исполнения в части поставки товара, заказчик имеет право обратиться к претензионному порядку, по итогам реализации которого с исполнителя будет взыскана определенная сумма неустойки.

Однако для того, чтобы требования о выплате суммы неустойки были признаны соответствующими действительности, необходимо соблюсти определенный порядок:

  1. Убедиться, что допущена фактическая просрочка поставки. Получить сведения об этом реально только после того, как товар был поставлен в полном объеме. Для этого необходимо изучить предоставленные акты приема-передачи товара, товарные накладные либо универсальные передаточные документы, в которых отражена дата фактической передачи товара на склад заказчика. Эти документы должны быть переданы либо в дату фактической поставки, либо в течение установленного контрактом срока такой поставки. Раньше фактической поставки товара документы приняты быть не могут, так как это может повлечь путаницу в расчетах суммы неустойки.
  2. Провести подсчет количества дней фактической просрочки поставки. При этом следует учесть нюанс, который был оговорен Федеральной антимонопольной службой в рамках одного из своих писем, направленных с целью установления порядка расчета неустойки по Постановлению Правительства РФ №1042, принятого в 2017 году. В соответствии с этой оговоркой количество дней просрочки исполнения контракта должно рассчитываться в календарном плане (то есть с включением всех выходных и праздничных дней) несмотря на то, что в контракте срок поставки может быть обозначен в виде рабочих дней (то есть с исключением выходных и праздничных дней).
  3. Рассчитать сумму фактической неустойки на основании цены контракта и количества дней просрочки поставки товара. Формула, которая используется для расчета, выглядит следующим образом: (1 / 300 ставки рефинансирования Центробанка * неисполненная цена контракта) * количество дней просрочки. Размер ставки рефинансирования следует уточнять на дату выставления требования об уплате неустойки. При этом если данное значение менялось, то дробление не осуществляется, а вся сумма неустойки рассчитывается на основании показателя, действующего на дату уплаты.
  4. Составить требование об уплате неустойки в формате официального документа, который будет направлен исполнителю по контракту и размещен в Единой информационной системе с целью подтверждения правомерности действий заказчика по взысканию неустойки. При этом сложившаяся практика показывает, что заказчику при составлении такого требования лучше указать формулу и привести все расчеты, которые были им использованы, так как это позволит избежать вопросов со стороны исполнителя по контракту и контролирующих органов.
  5. Направить исполнителю сформированное требование посредством тех вариантов связи, которые ему доступны, например, посредством электронной почты либо вручением нарочным, если это возможно.

В составленном и направленном документе-требовании следует указать, каким образом будет взыскиваться неустойка: из обеспечения контракта (при наличии), из причитающегося платежа либо будет уплата в добровольном досудебном порядке.

Каждый конкретный вариант взыскания неустойки должен быть оговорен с исполнителем посредством официальной деловой переписки.

Права заказчика в части приемки товара при нарушении сроков поставки

В том случае, если исполнитель по контракту нарушил сроки исполнения взятых на себя обязательств, заказчик, кроме взыскания неустойки, имеет право также на некоторые действия, которые позволят ему защитить свои интересы.

В случае нарушения условий контракта в части соблюдения сроков поставки товара заказчик имеет право отказаться от поставленного товара в полном объеме или частично (по своему усмотрению) в том случае, если у него отпала необходимость в приобретении и использовании товара (низкозамерзающая стеклоомывающая жидкость для автомобилей не нужна заказчику летом, поэтому в случае нарушения срока поставки товара в зимнее время и предоставление его заказчику летом последний имеет право отказаться от использования такового).

Если исполнитель по контракту не только просрочил поставку, но и предоставил товар, не соответствующий условиям контракта, государственный или муниципальный заказчик имеет право не только отказаться от товара, но и подать заявку на включение поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков со всеми вытекающими для исполнителя последствиями. Кроме того, исполнитель будет подвергнут взысканию неустойки за ненадлежащее исполнение контракта.

Замену товара исполнитель должен осуществить за свой счёт до момента, когда заказчик расторгнет в одностороннем порядке контракт.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

+7 (812) 245-61-57

Санкт-Петербург

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/sroki-postavki.html

Последствия несоблюдения сроков государственного контракта по 44-ФЗ – Макфин

Максимальный срок просрочки поставки товара по 44 фз

В данной статье мы поговорим о том, чем грозит для поставщика несоблюдение сроков исполнения обязательств при участии в государственных закупках по 44-ФЗ, каковы последствия несоблюдения сроков государственного контракта по 44-ФЗ. Для упрощения в данной статье мы будем больше говорить о поставке товаров, хотя договора подряда в данном случае регулируются теми же нормами, если не указано иное.

Помните, если у вас возникла спорная ситуация с заказчиком по поводу сроков исполнения госконтракта, последствия могут быть весьма неприятными. Именно для этих целей мы разработали для наших клиентов специальную услугу — юридическое сопровождение при исполнении госконтракта.

Штрафные санкции за несоблюдение сроков государственного контракта

В первую очередь, в государственных контрактах, как и в любых других договорах, прописываются штрафные санкции в соответствии с п.4 статьи 34 44-ФЗ. В соответствии с п.

5 статьи 34 44-ФЗ они состоят из неустойки за каждый день просрочки поставки товара и штрафа за ненадлежащее выполнение условий государственного контракта, зависящего больше от воображения заказчика.

Это может быть штраф за невыполнение сборки, за каждый факт брака или некомплектной поставки.

Уменьшение неустойки при просрочке исполнения государственного контракта

Суды, как правило, не прислушиваются впоследствии к просьбам поставщика об уменьшении неустойки в соответствии со ст.

333 ГК РФ, выплатить неустойку и штраф придется в полном объеме, так как с проектом контракта Вы были ознакомлены, при подаче заявки на участие в государственной закупке Вы дали согласие на исполнение всех условий поставки, и сам государственный контракт Вы также подписали добровольно. Хотя ВАС предусматривает возможность снижения явно несоразмерной убыткам неустойки даже в случае, когда ее размер определен законом.

Примером здесь может служить постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2013 по делу №А55-30801/2012, согласно которому неустойка была взыскана в полном объеме, а довод поставщика об ограничении конкуренции путем установления срока поставки товара в 1 день вовсе не нашел отклика со стороны суда. Это логично, ведь, подавая заявку, поставщик давал согласие выполнить все условия, указанные в извещении.

Об уменьшении сроков поставки как меры по ограничению конкуренции в государственных закупках мы подробно говорили в другой статье.

Судебная практика по уменьшению неустойки при просрочке по государственному контракту

Однако есть и иные, весьма интересные, примеры: постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 №12945/13. В данном случае размер неустойки сильно (в 442 раза) превышал размер ставки рефинансирования, одновременно размер неустойки, начисляемой заказчику за несвоевременную оплату поставщику, совпадал со ставкой рефинансирования.

Суд обратил внимание на этот факт и на доводы ответчика о том, что многочисленные аналогичные государственные контракты имеют куда меньший размер неустойки, а заказчик не понес убытков и не доказал свои существенные затруднения от просрочки выполнения заказа. П.

1 статьи 124 ГК РФ говорит о том, что публичные образования выступают в гражданско-правовых отношениях на равных началах с другими физическими и юридическими лицами, что предполагает определенную сбалансированность мер ответственности, а идея контрактной системы в сфере государственных закупок не преследует цели пополнения государственного бюджета за счет карательных штрафных санкций. На тех же доводах базируется и постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2014 года по делу №А40-168183/12-151-1326.

Аналогичный пример – постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2014 по делу №А41-49061/13, в котором суд пошел навстречу поставщику, опираясь на тот факт, что неустойка завышена относительно годовой ставки рефинансирования в 360 раз, общий размер неустойки составлял 60% от стоимости контракта, при этом заказчиком не приведено доказательств убытков от просрочки выполнения контракта. В основу решения была положена ст. 10 ГК РФ о недопустимости осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу и злоупотребление правом. Неустойка такого большого размера признана неосновательным обогащением.

Таким образом, при существенном превышении неустойки над ставкой рефинансирования, доказать ее необоснованность в суде все-таки можно, основываясь на принципе юридического равенства, закрепленного в п.1 ст.1 ГК РФ.

Установленная законом неустойка за просрочку государственного контракта

В результате частого возникновения подобных случаев, Федеральным законом 396 от 28 декабря 2013 года в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок…» были внесены поправки, обязывающие заказчика устанавливать штрафные санкции в соответствии с Порядком, определенным в Постановлении Правительства РФ №1063 25 ноября 2013 года. Данный порядок внес существенную определенность в размер неустоек и штрафов. Штраф установлен в виде прогрессирующего процента от суммы контракта, а неустойка соответствует 0,003-0,01 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Есть еще один очень важный момент: неустойка в государственном контракте начисляется не на всю сумму контракта, а на ну ту часть, обязательств, которая не была выполнена в срок. Это прямо прописано в п.7 статьи 34 44-ФЗ и в новом порядке. На этот счет есть и Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 №5467/14.

Реестр недобросовестных поставщиков при просрочке государственного контракта

Помимо штрафных санкций, у поставщика при невыполнении поставки в срок существует и другой риск: в соответствии с п.

2 статьи 104 44-ФЗ поставщик, государственный контракт с которым расторгнут по решению суда или в результате одностороннего отказа заказчика в связи с существенным нарушением условий контракта, должен быть внесен в реестр недобросовестных поставщиков. В соответствии с п.

9 статьи 95 44-ФЗ заказчик имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта в соответствии с Гражданским законодательством, если это было предусмотрено контрактом. Однако понятие существенного нарушения условий контракта имеет оценочный характер.

Существенные условия нарушения государственного контракта

Сроки выполнения контракта являются одной из наиболее частых причин обращения государственных заказчиков и поставщиков в суд. Существенным нарушением судом признается такое нарушение, в результате которого стороне причинен ущерб, в результате которого она в значительной мере лишается того, на что могла бы претендовать при должном исполнении контракта, в соответствии с п.2 ст.450 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст.708 ГК РФ сроки выполнения работ являются существенным условием договора подряда, в соответствии со ст.506 ГК РФ сроки поставки товара являются существенным условием договора поставки. П.2 ст.

715 ГК РФ говорит нам о том, что нарушение сроков выполнения работ является существенным нарушением и дает право заказчику отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Что же касается поставки товаров, то п.2 ст.

523 ГК РФ устанавливает в качестве существенного нарушения, достаточного для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, только неоднократное нарушение сроков поставки товара. В одной из следующих статей мы расскажем, какие существуют хитрости по законному увеличению сроков поставки товара.

Судебная практика по просрочке государственных контрактов

Существует огромное количество судебных решений, по которым государственные контракты расторгались в связи с просрочкой выполнения работ.

Стоит также отметить, что хотя мнения судов и разнятся, все же чаще неустойку взыскивают даже при условии расторжения контракта, так как расторжение контракта ведет к прекращению обязательств на будущее, но не лишает кредитора права взыскать с должника сумму основного долга и наложить на него имущественные санкции. Однако, на наш взгляд, очень важно обратить внимание на постановление Президиума ВАС от 12 апреля 2011 №12363/10, в котором сказано, что доводов истца о нарушении ответчиком сроков поставки недостаточно для расторжения договора в судебном порядке, необходимо предоставить доказательства причиненного ущерба в соответствии со ст.450 ГК РФ. Кроме того, заказчику важно соблюсти процедуру, определенную статьей 95 44-ФЗ.

Как видите, с одной стороны, последствия нарушения сроков исполнения государственного контракта для поставщика достаточно печальны, однако существует масса нюансов, позволяющая этих последствий избежать.

Позиции судов по каждому из этих нюансов двоякие, для положительного решения требуется серьезная проработка каждого конкретного случая, в Ваших доводах каждое слово будет иметь решающее значение, поэтому настоятельно рекомендуем Вам обратиться к профессионалам в этой области.

Специалисты нашей компании помогут Вам отстоять Ваши интересы в спорах заказчиком, антимонопольными органами и в суде.

Автор статьи – Москалева Анастасия Владимировна.

Все ссылки на нормативные акты приведены по состоянию на 7 февраля 2014.

Понравилась публикация? Поделитесь ей в соцсетях:

Источник: https://MakFin.ru/goszakupki-i-pravo/posledstviya-nesoblyudeniya-srokov-gosudarstvennogo-kontrakta-po-44-fz/

Штрафы и пени для поставщиков по 44‑ФЗ

Максимальный срок просрочки поставки товара по 44 фз

Статья актуальна на 16 января 2018

В любом госконтракте есть пункт, где заказчик прописывает ответственность поставщика. Посмотрим, чем отличаются штрафы и пени, как их рассчитывают и в каких случаях можно избежать. 

Когда взыскивают штрафы и пени?

44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

  • Ненадлежащее исполнение контракта, за которое заказчик требует штраф;
  • Просрочка исполнения, за которую начисляет пени, или неустойку.

Ненадлежащее исполнение — значит, ваш товар или услуга не соответствует параметрам из контракта.

Например, если заказчик указал, что автомобильные шины должны быть текущего года выпуска, то прошлогодние он имеет право не принять. То же самое с просрочкой — нельзя выходить за сроки, указанные в контракте.

Пени не начисляют за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (это разъяснение Минфина из письма от 07.11.2017 N 24-03-08/73293).

Внести изменения в значимые условия контракта по 44-ФЗ нельзя. Если вы начали выполнять подписанный контракт с нарушением графика, заказчик начислит пени. Если просрочка произошла по вашей вине, придется оплатить, если нет — можно оспорить.

Как насчитывают пени и штрафы?

Размер пени за просрочку и штрафов за различные нарушения индивидуален. Их начисляют по правилам из постановления правительства от 30.08.2017 № 1042.   

Правила расчета пени 

За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. Цена должна быть уменьшена на сумму уже выполненных работ. Общая сумма неустойки для заказчика или поставщика не может превышать цену контракта.

Правила расчета штрафов 

Сумма штрафов в контрактах до 100 млн рублей не изменилась, но в закупках больше этой суммы штрафы теперь ниже. 

НМЦ (в руб.)< 3 млн 3-50 млн 50-100 млн от 100 до 500 млн от 500  млн до 1 млрдот 1 до 2 млрдот 2 до 5 млрдот 5 до 10 млрд> 10 млрд
% штрафа10510,50,40,30,250,20,1

Штрафы за некачественное исполнение контракта гораздо больше, чем пени за просрочку. Если срок контракта подходит к концу, а вы не успеваете выполнить работу качественно, то лучше исполнить контракт с просрочкой, но качественно. Так вы потеряете меньше денег. 

Размер штрафа для СМП и СОНКО составляет 1% от цены контракта или его этапа, но не меньше чем 1 тыс. руб. и не больше 5 тыс. руб. 

По-другому рассчитывают штрафы и в закупках на повышение цены. Если цена контракта  в итоге больше НМЦ, штрафы рассчитают исходя из цены контракта. В других случаях отталкиваются от НМЦ.

В этом случае порядок действий такой:

  1. Заказчик пишет претензию в свободной форме, где описывает факт просрочки, указывает реквизиты контракта, сумму к оплате, номер счета.
  2. Поставщик отвечает в письме о согласии оплатить пени и перечисляет на счет заказчика деньги.
  3. Стороны подписывают акт приемки, заказчик полностью оплачивает контракт и возвращает обеспечение.

Поставщик согласен с нарушением, но заказчик взыскивает деньги сам

Есть три варианта, как именно заказчик удерживает штраф или пени:

  • Из суммы, которую должен поставщику за исполнение контракта.
  • Из обеспечения контракта. Такая ситуация возможна, но она спорная. Поставщик может подать в суд на заказчика, так как сумма обеспечения — страховка от невыполнения госконтракта, использовать ее в других целях незаконно.
  • От банка, в котором поставщик оформил гарантию на исполнение контракта. Если в гарантии есть пункт о взыскании пени за просрочку, заказчик может потребовать у банка компенсировать ему неустойку. Разбирательство с банком не должно влиять на завершение контракта: стороны подписывают акт приемки, заказчик оплачивает контракт.

Поставщик не согласен с начисленными штрафами и пени

Например, поставщик не смог вовремя начать строительство, потому что заказчик не предоставил проектную документацию. В этом случае нужно продолжать работы, а пени оспаривать. Получив претензию, поставщик подает в арбитраж. Суд разбирает обстоятельства дела и решает:

  • Освободить поставщика от уплаты, если заказчик не предоставил доказательств несвоевременного выполнения работ;
  • Удовлетворить требования заказчика частично. Например, по формуле неустойка составила 1 млн рублей, а суд обяжет вернуть только 200 тыс. рублей «в связи с явной несоразмерностью последствиям нарушения обязательства»;
  • Полностью удовлетворить требование заказчика.

Можно ли избежать штрафов?

Заказчик не может сам решать, начислять пени или нет. Он обязан это сделать, как только произошла просрочка или нарушены условия контракта. Размер пени за просрочку нельзя изменить даже по согласованию сторон. Но есть ситуации, когда их не начисляют.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик может не писать в контракте сумму штрафов и неустоек, если проводит закупку у единственного поставщика и она не дороже 100 тыс. руб.:

  • на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия,
  • на поставку лекарств.

Например, в этой закупке штраф есть, а в этой заказчик решил не устанавливать наказание.

Виноват сам заказчик

Поставщик может оспорить штраф или пени, если докажет, что его вины нет:

«Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны» (ч.9, ст.22, 44-ФЗ).

В Гражданском кодексе нет закрытого списка обстоятельств непреодолимой силы. Заказчик прописывает их сам в документах закупки — например, закрытие границ, военные действия, объявление карантина, природные катаклизмы и т.д. Если в контракте этого списка нет, будет сложнее доказать, что вы не виноваты в просрочке. Также проверьте, чтобы в контракте были:

  • этапы и сроки выполнения работ, в которые вы успеете уложиться,
  • сроки исполнения обязательств обеих сторон,
  • условие о порядке и сроках приемки товара,
  • параметры, по которым заказчик будет принимать товар.

Если сроки работ или требования к товарам вас смущают, помните, что внести изменения в него можно только на этапе подачи заявки. Для этого нужно подать запрос на разъяснения заказчику или жалобу в ФАС, обосновав свою претензию. Нереальные сроки исполнения контракта — это один из способов ограничить конкуренцию.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1138-shtrafy

Нарушение сроков исполнения государственного контракта по 44-ФЗ 2020 г

Максимальный срок просрочки поставки товара по 44 фз
1. Штрафные санкции за несоблюдение сроков государственного контракта
2. Уменьшение неустойки при просрочке исполнения государственного контракта
3. Судебная практика по уменьшению неустойки при просрочке по государственному контракту
4. Установленная законом неустойка за просрочку государственного контракта
5.

Реестр недобросовестных поставщиков при просрочке государственного контракта
6. Существенные условия нарушения государственного контракта
7. Судебная практика по просрочке государственных контрактов
8.

-инструкция Ответственность за нарушение сроков по 44-ФЗ В этой статье рассказывается о том, какие меры  принимаются в отношении Исполнителя в случае, если он не соблюдает срок выполнения взятых на себя обязательств, участвую я закупках в рамках 44-ФЗ.

В случае возникновения ситуации с Заказчиком в рамках сроков выполнения государственного контракта, последствия могут стать очень неприятными. Именно поэтому у Центра Поддержки Предпринимательства, имеется такая услуга, как – юридическое сопровождение бизнеса.

1. Штрафные санкции за несоблюдение сроков государственного контракта

В первую очередь, в государственных контрактах, как и в любых других договорах, прописываются штрафные санкции в соответствии с п.4 статьи 34 44-ФЗ. В соответствии с п.

5 статьи 34 44-ФЗ они состоят из неустойки за каждый день просрочки поставки товара и штрафа за ненадлежащее выполнение условий государственного контракта, зависящего больше от воображения заказчика.

Это может быть штраф за невыполнение сборки, за каждый факт брака или некомплектной поставки.

2. Уменьшение неустойки при просрочке исполнения государственного контракта

Суды, как правило, не прислушиваются впоследствии к просьбам поставщика об уменьшении неустойки в соответствии со ст.

333 ГК РФ, выплатить неустойку и штраф придется в полном объеме, так как с проектом контракта Вы были ознакомлены, при подаче заявки на участие в государственной закупке Вы дали согласие на исполнение всех условий поставки, и сам государственный контракт Вы также подписали добровольно. Хотя ВАС предусматривает возможность снижения явно несоразмерной убыткам неустойки даже в случае, когда ее размер определен законом.

Примером здесь может служить постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2013 по делу №А55-30801/2012, согласно которому неустойка была взыскана в полном объеме, а довод поставщика об ограничении конкуренции путем установления срока поставки товара в 1 день вовсе не нашел отклика со стороны суда. Это логично, ведь, подавая заявку, поставщик давал согласие выполнить все условия, указанные в извещении.

3. Судебная практика по уменьшению неустойки при просрочке по государственному контракту

Однако есть и иные, весьма интересные, примеры: постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 №12945/13. В данном случае размер неустойки сильно (в 442 раза) превышал размер ставки рефинансирования, одновременно размер неустойки, начисляемой заказчику за несвоевременную оплату поставщику, совпадал со ставкой рефинансирования.

Суд обратил внимание на этот факт и на доводы ответчика о том, что многочисленные аналогичные государственные контракты имеют куда меньший размер неустойки, а заказчик не понес убытков и не доказал свои существенные затруднения от просрочки выполнения заказа. П.

1 статьи 124 ГК РФ говорит о том, что публичные образования выступают в гражданско-правовых отношениях на равных началах с другими физическими и юридическими лицами, что предполагает определенную сбалансированность мер ответственности, а идея контрактной системы в сфере государственных закупок не преследует цели пополнения государственного бюджета за счет карательных штрафных санкций. На тех же доводах базируется и постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2014 года по делу №А40-168183/12-151-1326.

Аналогичный пример – постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2014 по делу №А41-49061/13, в котором суд пошел навстречу поставщику, опираясь на тот факт, что неустойка завышена относительно годовой ставки рефинансирования в 360 раз, общий размер неустойки составлял 60% от стоимости контракта, при этом заказчиком не приведено доказательств убытков от просрочки выполнения контракта. В основу решения была положена ст. 10 ГК РФ о недопустимости осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу и злоупотребление правом. Неустойка такого большого размера признана неосновательным обогащением.

Таким образом, при существенном превышении неустойки над ставкой рефинансирования, доказать ее необоснованность в суде все-таки можно, основываясь на принципе юридического равенства, закрепленного в п.1 ст.1 ГК РФ.

4. Установленная законом неустойка за просрочку государственного контракта

В результате частого возникновения подобных случаев, Федеральным законом 396 от 28 декабря 2013 года в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок…» были внесены поправки, обязывающие заказчика устанавливать штрафные санкции в соответствии с Порядком, определенным в Постановлении Правительства РФ №1063 25 ноября 2013 года. Данный порядок внес существенную определенность в размер неустоек и штрафов. Штраф установлен в виде прогрессирующего процента от суммы контракта, а неустойка соответствует 0,003-0,01 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Есть еще один очень важный момент: неустойка в государственном контракте начисляется не на всю сумму контракта, а на ну ту часть, обязательств, которая не была выполнена в срок. Это прямо прописано в п.7 статьи 34 44-ФЗ и в новом порядке. На этот счет есть и Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 №5467/14.

5. Реестр недобросовестных поставщиков при просрочке государственного контракта

Помимо штрафных санкций, у поставщика при невыполнении поставки в срок существует и другой риск: в соответствии с п.

2 статьи 104 44-ФЗ поставщик, государственный контракт с которым расторгнут по решению суда или в результате одностороннего отказа заказчика в связи с существенным нарушением условий контракта, должен быть внесен в реестр недобросовестных поставщиков. В соответствии с п.

9 статьи 95 44-ФЗ заказчик имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта в соответствии с Гражданским законодательством, если это было предусмотрено контрактом. Однако понятие существенного нарушения условий контракта имеет оценочный характер.

6. Существенные условия нарушения государственного контракта

Сроки выполнения контракта являются одной из наиболее частых причин обращения государственных заказчиков и поставщиков в суд. Существенным нарушением судом признается такое нарушение, в результате которого стороне причинен ущерб, в результате которого она в значительной мере лишается того, на что могла бы претендовать при должном исполнении контракта, в соответствии с п.2 ст.450 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст.708 ГК РФ сроки выполнения работ являются существенным условием договора подряда, в соответствии со ст.506 ГК РФ сроки поставки товара являются существенным условием договора поставки. П.2 ст.

715 ГК РФ говорит нам о том, что нарушение сроков выполнения работ является существенным нарушением и дает право заказчику отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Что же касается поставки товаров, то п.2 ст.

523 ГК РФ устанавливает в качестве существенного нарушения, достаточного для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, только неоднократное нарушение сроков поставки товара. В одной из следующих статей мы расскажем, какие существуют хитрости по законному увеличению сроков поставки товара.

7. Судебная практика по просрочке государственных контрактов

Существует огромное количество судебных решений, по которым государственные контракты расторгались в связи с просрочкой выполнения работ.

Стоит также отметить, что хотя мнения судов и разнятся, все же чаще неустойку взыскивают даже при условии расторжения контракта, так как расторжение контракта ведет к прекращению обязательств на будущее, но не лишает кредитора права взыскать с должника сумму основного долга и наложить на него имущественные санкции. Однако, на наш взгляд, очень важно обратить внимание на постановление Президиума ВАС от 12 апреля 2011 №12363/10, в котором сказано, что доводов истца о нарушении ответчиком сроков поставки недостаточно для расторжения договора в судебном порядке, необходимо предоставить доказательства причиненного ущерба в соответствии со ст.450 ГК РФ. Кроме того, заказчику важно соблюсти процедуру, определенную статьей 95 44-ФЗ.

Как видите, с одной стороны, последствия нарушения сроков исполнения государственного контракта для поставщика достаточно печальны, однако существует масса нюансов, позволяющая этих последствий избежать.

Позиции судов по каждому из этих нюансов двоякие, для положительного решения требуется серьезная проработка каждого конкретного случая, в Ваших доводах каждое слово будет иметь решающее значение, поэтому настоятельно рекомендуем Вам обратиться к профессионалам в этой области.

Специалисты нашей компании помогут Вам отстоять Ваши интересы в спорах заказчиком, антимонопольными органами и в суде.

8. -инструкция ответственность за нарушение сроков по 44-ФЗ

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/narushenie-srokov-ispolneniya-gosudarstvennogo-kontrakta-po-44-fz/

Сроки поставки товара по 44-ФЗ: порядок действий при их нарушении, ответственность поставщика

Максимальный срок просрочки поставки товара по 44 фз

Срок поставки товара является существенным условием по государственному контракту. Его нарушение может грозить начислением неустойки в адрес поставщика и даже включением его в реестр недобросовестных поставщиков при неисполнении контракта в установленные сроки.

Что такое сроки поставки товара, и кто их определяет

Сроки поставки товара определяются заказчиком и прописываются в закупочной документации. Сроки поставки товара приравниваются по своему значению к срокам исполнения контракта. Данный пункт государственного контракта выступает существенным условием и не подлежит изменению по нормам 44-ФЗ.

Это значит, что сроки поставки прописываются в контракте в обязательном порядке (без них контракт считается недействительным и может быть аннулирован), и они не могут быть изменены даже по соглашению сторон. Подписать дополнительное соглашение об изменении сроков поставки товара стороны не вправе, такое соглашение будет аннулировано.

Сроки поставки товара по 44-ФЗ могут быть прописаны в виде фиксированной даты или в виде временного отрезка, например, товар должен быть поставлен в течение 3 дней после поступления запроса от поставщика или в течение 10 дней после подписания контракта. Оба варианта считаются приемлемыми по требованиям законодательства.

Каковы минимальные сроки

Минимальные сроки поставки товара по нормам 44-ФЗ никак не регулируются. Нет указания на минимальные сроки и в Гражданском кодексе. Их заказчик вправе определять по своему усмотрению. На основании ч. 1 п. 1 ст.

33 44-ФЗ заказчику запрещено указывать требования в закупочной документации, которые ограничивают численность участников. Здесь не перечислены сроки поставки, так как они связаны с условиями исполнения контракта, а не с самими товаром, работой и услугой. По положениям ст.

421 ГК о свободе договора условия контракта могут быть любыми, которые удовлетворяют обе стороны.

Нередко участники контрактной системы указывают на нереальные сроки поставки товара в закупочной документации, которые указаны заказчиком. По сути, это является нарушением, так как тем самым заказчик нарушает требования законодательства и искусственно ограничивает конкуренцию.

При необоснованном ограничении сроков поставки товара поставщики могут пожаловаться на действия заказчика в ФАС.

Но доказать факт ограничения конкуренции весьма непросто. Для этого поставщику следует документально подтвердить в антимонопольной службе реальные сроки поставки товара.

Помимо прочего, нужно доказать, что заказчиком были введены сроки для обеспечения победы определенному поставщику, а не по объективным основаниям (например, в некоторых случаях сжатые сроки являются объективной необходимостью). Но доказательства, предъявленные поставщиком, не всегда принимаются в расчет сотрудниками ФАС.

Связано это с тем, что официальные письма поставщиков или перевозчиков не всегда подтверждают нереальность сроков, так как письмо может выдать не самый оперативный поставщик.

Тогда как заказчик может предоставить свои доказательства, что другие поставщики готовы исполнить контракт в установленные законом сроки (такие письменные подтверждения обычно собираются заказчиком на этапе определения НМЦК).

Таким образом, прямого запрета на указание в закупочной документации минимальных сроков не установлено. Такой признак ограничения конкуренции отсутствует в ч. 17 ст. 4 и ст. 17 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Порядок действий при нарушении срока поставки

На основании гражданского законодательства стороны обязаны добросовестно исполнять свои обязательства по государственному контракту, в частности, поставщик должен поставить товары в положенные сроки.

Нарушение сроков поставки товара является наиболее частым нарушением 44-ФЗ. В этом случае заказчик обязан принять ряд мер для привлечения поставщика к ответственности. Если заказчик не исполнит свою обязанность, то ему грозит штраф.

На основании 7 параграфа 44-ФЗ заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке и наложить на контрагента пени и штрафы за просрочку.

Порядок действий для заказчика при нарушении сроков поставки товара будет следующим:
  1. Заказчик удостоверяется в факте просрочки срока поставки товара.
  2. Направляет поставщику претензию с требованием устранить нарушения условий контракта.
  3. После поступления товара заказчик рассчитывает сумму пени, которая предъявляется в требовании по оплате поставщику.
  4. При согласии с допущенной просрочкой поставщик перечисляет пени заказчику, или спор по вопросу просрочки становится предметом судебного разбирательства.

Определение периода просрочки поставки

Перед тем как привлекать поставщика к ответственности, заказчику следует убедиться в том, что сроки были действительно нарушены поставщиком.

В частности, заказчику следует проверить, действительно ли поставщиком была получена заявка на поставку товара в установленные сроки.

Если заявка была оформлена по телефону, то заказчику будет непросто доказать факт ее передачи при возникновении споров. Поэтому заявки всегда следует направлять в письменном формате.

Далее заказчику следует определиться со сроками просрочки. Течение сроков, определенных временным периодом, начинается на следующий рабочий день после календарной даты или наступления определения события, которым было определено начало (на основании ст. 191 Гражданского кодекса).

Со следующего дня со дня, который следует за датой поставки товара, оговоренной контрактом, начинает отсчитываться просрочка. Просрочка рассчитывается в календарных днях до даты подписания акта приема-передачи. Просрочка рассчитывается в календарных днях, так как по нормам 44-ФЗ и Постановления Правительства №1063 от 2013 г.

не прописано, в каких днях (календарных или рабочих) нужно считать сроки. Поэтому нужно применять правила ст. 190 Гражданского кодекса и определять сроки календарным периодом.

На это дополнительно указывал Минфин и подчеркивал, что пени считаются за каждый календарный день просрочки сроков исполнения (по письму Минфина от 2016 года №02-02-15/16366).

Но датой поставки товара может считаться дата подписания документов о приемке или дата передачи товара заказчику. В последнем случае просрочка считается до даты поставки товара. Возможность использования обоих вариантов расчета срока просрочки основывается на положениях ч. 7 ст. 94 44-ФЗ и п. 1 ст. 458 Гражданского кодекса, а также на арбитражной практике.

При расчете заказчиком размера пени за каждый день просрочки не учитывается период, который необходим заказчику на приемку выполненной работы или оказанной услуги, а также на оформление результатов приемки.

Претензионная работа с поставщиком

После установления факта просрочки заказчик может переходить к претензионной работе и направить в адрес поставщика официальную претензию. Это требование основано на нормах ст. 34 44-ФЗ.

Претензия имеет письменный формат и оформляется на фирменном бланке организации. В ней заказчику следует перечислить:

  1. Причины написания претензии и требования по существу, а также ссылки на положения законодательства или контракта, нарушенные поставщиком.
  2. Сроки, в которые поставщику дается возможность устранить нарушения. Они никак не ограничены законодательно, но рекомендовано устанавливать их, как 5-10 суток.
  3. Последствия отказа поставщика от удовлетворения законных требований заказчика. В частности, начисление пени за просрочку, штрафы и включение в РНП за неисполнение контракта.
  4. Подпись и печать руководителя заказчика.

Претензия может быть направлена заказным письмом или передана лично поставщику.

Стоит отметить, что отправка претензии является обязанностью заказчика. Если он не направит претензию поставщику, то контрактного управляющего или специалиста контрактной службы привлекут к ответственности по нормам ст. 7.32 КоАП.

Фиксация факта просрочки и предъявление требований поставщику

Если после написания претензии поставщик привез товар, заказчику следует зафиксировать факт просрочки. Для этого нужно иметь подтверждение отправки претензии и акт приема-передачи товара с указанной в нем датой исполнения обязательств по контракту.

На основании положений ст. 405 Гражданского кодекса сторона, которая просрочила исполнение своих обязательств, должна возместить заказчику связанные с этим убытки. Также по нормам 44-ФЗ заказчик может требовать от поставщика уплаты неустойки в виде пени.

Пени рассчитываются в установленном порядке как 1/300 действующей ставки рефинансирования от суммы просроченных обязательств за каждый день просрочки.

В отправленном поставщику требовании от заказчика на перечисление пени в обязательном порядке приводится расчет суммы пени, основания для начисления неустойки и банковские реквизиты для перечисления пени.

Когда заказчик направил претензию поставщику, то допускается несколько вариантов развития событий:
  1. Поставщик согласен с выдвинутой претензией и добровольно перечисляет неустойку на реквизиты, указанные заказчиком.
  2. Поставщик соглашается, что им были нарушены сроки, но оплачивать неустойку не хочет. В этом случае заказчику следует ориентироваться на условия контракта. Если в контракте прописана такая возможность, то заказчик вправе удержать пени из суммы к оплате или направить требование в банк-гарант по банковской гарантии. Но если условиями контракта не оговорены подобные удержания, то поставщик может обжаловать действия заказчика в судебном порядке и признать их незаконными.
  3. Если поставщик не соглашается с начисленной суммой пени, то ему следует сразу обратиться в суд, и судья решит вопрос о правомерности начисления неустойки, а также ее размере и порядке выплаты. В случае если поставщик сможет доказать, что просрочка произошла по вине заказчика, то его могут освободить от уплаты пени.

Допустимость отказа от приемки работ поставщиком

В случае поставки товара, соответствующего требованиям контракта, хоть и с просрочкой, заказчик обязан принять его и оплатить на условиях контракта. После этого контракт считается исполненным, и в ЕИС публикуются закрывающие документы.

Заказчик может отказаться от товара, поставленного с просрочкой, если у него отпала необходимость в закупке. Отказаться можно как от всей партии, так и частично от товара.

Если исполнитель по государственному контракту не только допустил просрочку, но и предоставил товар, не соответствующий требованиям закупки, то заказчик вправе не принимать такой товар. Помимо этого, он передает заявку на включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Поставщик может заменить товар, но до того момента, пока заказчик не расторгнет договор в одностороннем порядке.

Если в ответ на претензию о нарушениях сроков поставки поставщик не ответил или отказывается поставить необходимый товар, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Подобное право должно быть обязательно прописано контрактом.

После того как заказчик принял решение о расторжении контракта, он должен опубликовать такое решение в ЕИС в течение трех суток. Одновременно с этим заказчик направляет извещение поставщику о расторжении контракта.

Если в течение 10 дней после такого уведомления поставщиком не были исполнены свои обязательства, то договор автоматически расторгается. После этого сведения о поставщике передаются в реестр недобросовестных поставщиков.

В случае если по результатам расторжения контракта заказчику были причинены убытки, то он может взыскать их с поставщика. Для этого первоначально направляется претензия поставщику, а при его отказе компенсировать убытки заказчику следует передать требование в суд.

В некоторых случаях условия контракта предусматривают единовременную поставку, но товар поставщик привозит частично.

Если запрет на указанные действия не прописан в контракте, то заказчик не может отказать в приемке поставленной партии товара. Также он должен будет оплатить поставленную партию.

В отношении непоставленной партии заказчик может направить поставщику претензию с требованиями устранить нарушения, выплатить неустойку или расторгнуть контракт, если эта возможность прописана в тексте контракта.

Таким образом, срок поставки товара является существенным условием контракта и не подлежит изменению даже по соглашению сторон. Сроки поставки товара определяет заказчик по своему усмотрению, основываясь на принципах разумности, и не должны ограничивать конкуренцию без четкого обоснования.

После допущения просрочки при поставках товара заказчик на следующий день должен начать претензионную работу с поставщиком. Просрочка грозит поставщику пени, взысканием убытков и включением в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик вправе на основании длительной просрочки расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Общение между сторонами контракта обязательно должно быть оформлено в письменном формате, чтобы избежать спорных ситуаций.

Загрузка…

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/sroki-postavki-tovara.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.