Ликвидация частного образовательного учреждения
Основания для ликвидации образовательного учреждения, особенности и порядок его закрытия
Особенности ликвидации образовательного учреждения определяются их особым правовым статусом. Такие учреждения образуются в формате некоммерческой организации и обладают высокой социальной значимостью. Поэтому их закрытие должно быть мотивировано и предварительно оценено, с точки зрения последствий для общества.
Правовое регулирование
Ликвидация образовательной организации предполагает ее полное закрытие без правопреемства и реорганизации в другое учреждение. Государственные или частные образовательные учреждения могут быть ликвидированы на основании:
- ст. 61, 65 Гражданского кодекса;
- ст. 22 273-ФЗ «Об образовании»;
- ФЗ «О НКО»;
- международных договоров;
- иных специализированных нормативно-правовых актов.
Согласно п. 1 ст. 22 273-ФЗ, образовательное учреждение имеет форму НКО. Организация может иметь государственную, муниципальную или частную формы собственности. Согласно ст. 10 273-ФЗ, образовательная организация подлежит ликвидации в порядке, установленном гражданским правом с учетом некоторых особенностей данного типа учреждения.
Основания
Образовательная организация может быть ликвидирована по причине истечения срока ее создания или достижения целевого ориентира ее учреждения.
Решение о ликвидации образовательного учреждения принимает ее учредитель или тот орган, который наделен полномочиями на это. Именно письменное официальное решение о ликвидации будет являться основанием для закрытия образовательного учреждения.
Если принимается решение о ликвидации государственного образовательного учреждения, то должен быть издан специальный акт органа федеральной власти или органа субъекта РФ, который являлся учредителем бюджетной организации.
Когда закрывается муниципальное образовательное учреждение, то решение о ликвидации принимает уполномоченный орган муниципального района или городского округа.
Решение об упразднении федерального органа исполнительной власти обычно сопровождается подготовкой пояснительной записки. В ней приводится обоснование целесообразности ликвидационных действий.В случае если ликвидируется частная образовательная организация, то решение принимается собственниками.
Выше перечислены основания для добровольной ликвидации учреждения именно по решению собственников. Тогда как, помимо такой формы закрытия учреждения, различают еще принудительный формат прекращения деятельности по решению судебной инстанции. Основания для принудительной ликвидации содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса.
Такое решение может быть принято при обнаружении противоправной деятельности в работе образовательной организации, при неисполнении ею законных предписаний контролирующих инстанций, при несоответствии целей создания некоммерческой организации ее реальным действиям, при отзыве лицензии на осуществление образовательной деятельности и пр.
Наиболее частой причиной для закрытия образовательного учреждения в принудительном порядке по иску контролирующих инстанций является отсутствие у него лицензии на занятие подобного рода деятельностью.
Исковое заявление в суд о ликвидации может поступить от органа государственного или местного самоуправления.
Порядок ликвидации
Порядок упразднения образовательной организации предполагает прохождение следующих этапов:
- Издается Постановление о закрытии образовательного учреждения, и создается комиссия, которая уполномочена на проведение ликвидации. Комиссия должна быть создана не позднее 10 дней после принятия решения о ликвидации. К ней переходят все руководящие функции.
- Передача документов в налоговую инспекцию о ликвидации в течение 3 дней после издания Постановления о закрытии (для этого применяется утвержденная форма Р15001).
- Определение сроков для предъявления требований кредиторами. Сроки могут быть произвольными по решению ликвидационной комиссии, но не менее 2 месяцев по требованиям гражданского законодательства.
- Комиссия самостоятельно уведомляет всех известных кредиторов о предстоящем закрытии.
- Уведомление сотрудников о предстоящем сокращении с работы по причине ликвидации.
- Публикация в открытых источниках («Вестнике государственной регистрации») сведений о предстоящей ликвидации, порядке и сроках предъявления требований.
- Комиссия осуществляет подготовку и утверждение ликвидационного баланса. На подготовку промежуточного ликвидационного баланса с учетом долговых требований кредиторов отводится 10 дней после окончания периода для предъявления требований. В промежуточный баланс включаются сведения о принадлежащих активах и долгах, претензии кредиторов и результаты рассмотрения заявок. На указанном этапе ликвидационной комиссии также нужно взыскать дебиторскую задолженность и свериться с налоговой службой.
- Производятся расчеты с кредиторами. Первоначально долги погашаются из собственных средств учреждения, а затем организация приступает к расчетам за счет продажи принадлежащего ей имущества.
- Увольнение сотрудников и выплаты в их пользу.
- Формирование окончательного ликвидационного баланса.
- Подача документов в налоговую инспекцию.
- Внесение отметки в ЕГРЮЛ. С момента внесения такой записи образовательное учреждение считается полностью прекратившим свою деятельность.
Необходимые документы
Помимо общего комплекта документов, которые требуется подготовить всеми организациями перед закрытием, при ликвидации образовательного учреждения нужно составить:
- Положительное заключение комиссии о последствиях решения о закрытии учреждения, принятого федеральными или региональными органами власти.
- Документ, подтверждающий учет мнения жителей сельского поселения при ликвидации сельской школы или иного муниципального учреждения. Также при закрытии сельского учреждения требуется обосновать необходимость закрытия. Например, из-за отсутствия педагогического состава, учеников или недостаточности финансирования.
Критерии для оценки последствий от закрытия образовательного учреждения должны определяться Правительством. Обычно оцениваются социальные, экономические и педагогические риски закрытия и возможные пути для минимизации негативных последствий. В комиссию, которая выносит свой вердикт, входят представители заинтересованных инстанций, в частности, представители Министерства образования.
Постановление было утверждено в 2014 году за №84 «Об утверждении Правил проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации… образовательной организации…».
Согласно данным Правилам, комиссия должна учесть возможность обеспечения получения образования на должном уровне после закрытия детского сада, школы или иного образовательного учреждения на уровне ФГОС и завершения обучения учениками этой школы.
Значимость указанных критериев может варьироваться с учетом отраслевой особенности деятельности. Примером отраслевого стандарта может являться Приказ Минсельхоза от 2014 года №275 «Об утверждении значений критериев проведения оценки…».
Они используются при проведении оценки ликвидации образовательных учреждений, которые находятся в подчинении Министерства сельского хозяйства.
Особые правила ликвидации муниципальной школы или иного сельского учреждения образования связаны с государственным приоритетом по сохранению малокомплектных школ в селах и созданию благоприятных условий для проживания в российских селах.С учетом положений ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» учет мнения сельского поселения по вопросам ликвидации местной школы может проводиться в формах:
- местного референдума;
- схода граждан;
- собрания граждан;
- опроса граждан;
- обращения граждан;
- в иных формах непосредственного обращения граждан к местным властям.
Муниципальные органы власти вправе принимать локальные нормативно-правовые акты, которые регламентируют порядок учета мнения граждан по вопросу ликвидации местных школ.
При закрытии частного образовательного учреждения никакие дополнительные документы в виде обоснования, экспертного заключения не требуются. Достаточно только решения владельца.
Сроки проведения
Сроки ликвидации образовательного учреждения определяются в индивидуальном порядке.
Если у организации были долги, то процедура может занять до года, тогда как при их отсутствии она проводится в течение полугода. Минимальные сроки для ликвидации образовательного учреждения составляют 2 месяца: именно столько отводится на учет требований кредиторов к учреждению.
Таким образом, как и любая НКО, образовательное учреждение может быть закрыто на добровольной и принудительной основе. Ликвидация образовательного учреждения означает его полное закрытие без передачи прав и обязанностей к другой организации, после чего оно полностью прекращает существование.
Инициаторами ликвидации могут стать Правительство или муниципальные власти для федеральных и муниципальных бюджетных организаций или собственник – для частного учреждения. Особенностью процедуры ликвидации образовательного учреждения бюджетного типа является необходимость экспертизы социальных последствий принятия решения о закрытии учреждений.
Обязательным элементом закрытия сельской образовательной организации является учет мнения всех жителей поселения.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!
+7 (499) 110-86-72
Москва и область
Источник: https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/obrazovatelnogo-ucrezdenia.html
Пошаговая инструкция ликвидации бюджетного учреждения
В периоды экономического кризиса, когда каждая копейка на счету, государству необходимо оптимизировать свои расходы.
Вследствие этого уменьшается финансирование невыгодных сфер деятельности и происходит закрытие неэффективных государственных организаций.
Пошаговая инструкция ликвидации бюджетного учреждения предусматривает проведение конкретных мероприятий, направленных на прекращение его функционирования; рассмотрим этот процесс на примере образовательного учреждения.
Что написано в законе
Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений регулируется ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.12, ст.22.
В соответствии с этой статьей, данные организации создаются с учетом норм гражданского права для некоммерческих учреждений. Также все образовательные организации в зависимости от того, кем были созданы, разделяются на:
- государственные – учредителем является непосредственно РФ или ее субъект;
- муниципальные – создаются муниципальным районом или городским округом;
- частные – образовываются частными физическими или юрлицами.
Функционирование всех бюджетных учреждений регулируется еще и Гражданским кодексом РФ.
Процедура прекращения деятельности предусматривает два варианта закрытия образовательных учреждений: непосредственно закрытие или проведение реорганизации. Во втором случае из реестра исключается информация о ликвидируемом учреждении и сразу же проводится регистрация юридического лица, но уже под другим наименованием.
Процедура ликвидации
Порядок и основание для ликвидации образовательного учреждения должны отвечать регламенту распорядителя денег и законодательству государства. Ликвидация происходит в несколько этапов.
Принятие решения
Началом прекращения деятельности бюджетной организации служит принятие решения об этом органом, который является ее создателем. Оно принимается на основании следующих документов:
- решения городского совета или постановление администрации муниципального района;
- акта экспертной оценки возможных последствий прекращения деятельности;
- протокола решения о проведении такой экспертной оценки;
- устава органа-создателя организации;
- решения собрания жителей населенного пункта, где прекращает работу образовательное учреждение.
Также при принятии решения учитываются законодательные нормы, которые предусматривают:
- что ближайшая школа, в которую начнут ходить ученики, не должна быть на расстоянии более 4 км, и время, за которое до нее можно добраться пешком, не должно превышать 30 минут;
- процесс ликвидации или организации учреждения не может начаться в период учебного года.
Постановление о прекращении деятельности должно включать такие основные моменты:
- содержать причины, которые обусловили закрытие учреждения;
- определять период, в течение которого кредиторы могут выдвигать свои требования;
- утверждать план действий, связанных с прекращением функционирования.
Ответственным за выполнение решения о ликвидации, как правило, является организация – создатель учреждения.
Создание ликвидационной комиссии
На заседании по вопросу ликвидации учреждения также выбирается ликвидационная комиссия и согласовываются сроки проведения всех необходимых мероприятий.
В обязанности комиссии входит публикация в печатных СМИ объявления и ликвидации организации: в нем указывается период, в течение которого будут приниматься претензии кредиторов, а также порядок их приема.
Кроме этого, на плечи ликвидационной комиссии ложится организация всех мероприятий по закрытию учреждения, включая внесение соответствующей записи в госреестр и получение свидетельства о ликвидации.
Инвентаризация активов
В то же время управления образования муниципалитета или города должно:
- провести инвентаризацию всех активов и обязательств учреждения, сформировать списки дебиторской и кредиторской задолженности, отослать всем кредиторам письма с уведомлением о предстоящем закрытии. Во время ликвидации обеспечить сохранность имущества;
- предоставить директору образовательного учреждения постановление о его ликвидации, подготовить приказ и сообщить всем сотрудникам о предстоящем увольнении;
- уведомить местную службу занятости о скором закрытии организации и следующим за этим сокращением штата.
Составление ликвидационного баланса
После завершения срока, отведенного кредиторам на предоставление претензий, ликвидационная комиссия предоставляет для утверждения главному распорядителю бюджетными средствами промежуточный ликвидационный баланс, составленный на основании инвентаризации активов и обязательств и реестра требований кредиторов.
Для формирования такого баланса осуществляется закрытие всех лицевых счетов, проводятся расчеты с дебиторами и кредиторами и передача материальных ценностей. Остатки средств, которые есть в наличии на счетах, перечисляются на соответствующий счет в казначействе. Непогашенная дебиторская и кредиторская задолженность списывается по решению главного распорядителя.
Основания для списания кредиторской задолженности:
- решение главного распорядителя;
- результаты проведения инвентаризации;
- решение ликвидационной комиссии;
Признание дебиторской задолженности безнадежной происходит на основании следующих факторов:
- окончание срока исковой давности;
- задолженность не ликвидирована в связи с невозможностью это сделать;
- непогашение обязательства подтверждается установленным госактом;
- закрытие задолженности не может быть произведено в связи с прекращением работы предприятия-должника.
Выплаты во время ликвидации
Выплаты при ликвидации бюджетного учреждения должны помочь его уволенным сотрудникам обеспечить свое существование, пока они не найдут новую работу. По российским правовым нормам процедура сокращения проводится в таком порядке:
- все сотрудники должны быть уведомлены о сокращении в связи с ликвидацией организации за 2 месяца до даты увольнения;
- работодатель должен уведомить профсоюзную организацию и местный центр занятости не позднее чем за 3 месяца до фактической даты прекращения работы;
- при увольнении работникам должны заплатить выходное пособие, компенсировать неиспользованный отпуск. Размер выходного пособия зависит от среднемесячного уровня дохода сотрудника за последний год работы и выплачивается в течение 2 месяцев после сокращения. Если служба занятости не трудоустроила специалиста на протяжении 3 месяцев, то он может получить пособие по безработице еще и за 3-й месяц.
Ликвидация бюджетного учреждения:
Источник: https://probankrotstvo.com/likvidaciya-predpriyatiya/likvidaciya-byudzhetnogo-uchrezhdeniya.html
Ликвидация образовательного учреждения основание и порядок
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра философии образования
РЕФЕРАТ
по дисциплине
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
на тему
«Реорганизация, ликвидация образовательных учреждений»
Выполнила:
студентка 1 курса
группа 2
Москва – 2011
Введение. 3
1. Порядок реорганизации образовательного учреждения. 5
2. Порядок ликвидации образовательного учреждения. 7
3. Документы, необходимые для реорганизации и ликвидации, требования к ним 12
Заключение. 19
Приложения. 21
Список использованных источников. 24
Введение
Образовательное учреждение — это юридическое лицо, и порядок его реорганизации и ликвидации регулируется законодательством Российской Федерации.
Проблема прекращения деятельности юридического лица заслуживает рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.
Деятельность юридических лиц прекращается по различным причинам. Но классифицировать акты таких прекращений можно по двум критериям: в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, и в зависимости от наличия правопреемства.
В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения юридических лиц, как реорганизация и ликвидация.Сегодняшнее законодательство не содержит четкого определение термина «реорганизация». В действующем Гражданском кодексе РФ перечислены лишь формы реорганизации, а также установлены общие принципы ее проведения.
Гражданский кодекс РФ сосредотачивает внимание в основном на вопросах правопреемства, оформления передачи прав и обязанностей, а также защиты прав кредиторов.
С формально – юридической точки зрения реорганизация представляет собой процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях в порядке универсального правопреемства.
Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.
Цель данной работы — рассмотреть особенности реорганизации и ликвидации образовательного учреждения.
Исходя из цели, формируются задачи исследования:
1. Изучить нормативную базу, регулирующую порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения
2. Рассмотреть формы реорганизации образовательного учреждения
3. Ознакомиться с особенностями ликвидации образовательных учреждений
4. Изучить перечень документов, необходимых для реорганизации и ликвидации образовательного учреждения и требований ним.Информационной базой исследования служит законодательство России в сфере регулирования деятельности юридических лиц и в сфере образования.
1. Порядок реорганизации образовательного учреждения
Порядок реорганизации и ликвидации образовательных учреждений в Российской Федерации регулируется Гражданским Кодексом РФ (ст. 57-64) и Законом РФ «Об образовании» (ст. 34, 50).
Необходимо отметить, что при реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
Реорганизация юридического лица (образовательного учреждения) возможна в нескольких формах:
· Реорганизация в форме слияния.
При реорганизации в этой форме двух юридических лиц другим все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к третьему юридическому лицу, возникшему в результате слияния; первые два юридических лица прекращают свою деятельность. В отношении первых двух образовательных учреждений необходимо выполнить все действия, предусмотренные статьями 34 и 50 Закона РФ «Об образовании».
· Реорганизация в форме присоединения. При реорганизации в форме присоединения одного юридического к другому юридическому лицу, к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица; в отношении присоединяемого образовательного учреждения необходимо соблюдать требования статей 34 и 50 Закона РФ «Об образовании».
· Реорганизация в форме разделения. При реорганизации в форме разделения создается два или более новых юридических лица, а прежнее прекращает свое существование, в отношении него необходимо соблюдать требования статей 34 и 50 Закона РФ «Об образовании».
· Реорганизация в форме выделения. При реорганизации в форме выделения юридическое лицо продолжает функционировать в прежнем своем качестве, но отдельные его структуры или подразделения обособляются.
На их базе создается одно или несколько новых юридических лиц; к каждому из юридических лиц переходят по разделительному балансу или акту (ст.
59 ГК РФ) в соответствующих частях права и обязанности реорганизованного юридического лица.
· Реорганизация в форме преобразования.
Под реорганизацией образовательного учреждения в форме преобразования понимается либо изменение его организационно-правовой формы, либо изменение статуса (типа, вида, категории) образовательного учреждения (например, преобразование начальной общеобразовательной школы в основную или основной в среднюю или наоборот). В случае прекращения реализации образовательной программы того или иного уровня необходимо обеспечить перевод учащихся в соответствии с п.17 ст. 50 Закона РФ «Об образовании».
В подпункте б ст. 28 ЗОО РФ указано, что к компетенции РФ в области образования относится установление порядка реорганизации и ликвидации только федеральных государственных образовательных учреждений.Порядок реорганизации и ликвидации должен устанавливаться каждым уровнем государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления для своих образовательных учреждений.
Однако органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять только порядок собственных действий и мероприятия, необходимые для создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений строго в рамках порядка, установленного федеральным законодательством.
Реорганизация образовательного учреждения может быть осуществлена только по решению его учредителя.
2. Порядок ликвидации образовательного учреждения
Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться:
а) в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления — для муниципальных образовательных учреждений;
б) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.
Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 34 Федерального закона «Об образовании»).
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.
98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.
Экспертная оценка оформляется заключением, которое должно включать обоснование необходимости реорганизации или ликвидации образовательного учреждения (педагогическая необходимость, экономический эффект, демографические тенденции и др.
Источник: http://k-p-a.ru/likvidatsiya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-osnovanie-i-poryadok/
Ликвидация некоммерческой организации в 2020 году, пошаговая инструкция
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72 (добавочный 784). Это быстро и бесплатно!
Сама процедура регламентируется статьями 61, 62, 63 и 64 ГК РФ.
Ряд вопросов рассматривается ФЗ № 127, а также законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Причины
В некоторых случаях уставная документация некоммерческой организации может предусматривать прекращение деятельности по ряду оснований:
- Достижение цели, в связи которой создавалось объединение.
- Закончилось время, отведенное для осуществления деятельности некоммерческой организацией, прописанное в уставной документации.
- Принятие решение о ликвидации органов организации, если его состав отличается от учредителей.
Принятие судом решения о ликвидации может быть вызвано следующими причинами:
- Некоммерческая организация неоднократно нарушала нормативно-правовые положения, предусмотренные законом, и их восстановление не является возможным.
- Область осуществляемой деятельности не соответствует задачам, предусмотренным уставом.
- Невыполнение организацией судебных постановлений.
- Подозрение учредителей или самого образования в экстремизме.
Что касается добровольной ликвидации, инициируемой учредителями или органом, сформированным уставом, то причины её введения могут быть следующими:
- материальное обеспечение является недостаточным для дальнейшего осуществления деятельности;
- предусмотренные цели и задачи не могут быть достигнуты;
- изменяется область деятельности, политики или стратегий, связанных с функционированием.
Более того, причиной, вызывающей за собой ликвидацию, может стать банкротство.
При этом инициаторами становятся не только учредители, но и другие структуры – ФНС, ПФР и т.д.
Ликвидация некоммерческой организации
Ликвидация некоммерческой организации, несмотря на свою деятельность и особенности регистрации, практически не отличается от прекращения деятельности другого юридического лица.
Способы
Выделяют несколько способов прекращения деятельности некоммерческой организации:
- добровольный – если решение о ликвидации принимается учредителями;
- принудительный – заявление об инициировании процедуры принимается уполномоченным органом;
- банкротство – путем подачи заявления кредиторами.
Увольнение сотрудников при ликвидации организации регулируется Трудовым кодексом РФ.
Добровольное прекращение деятельности
Добровольное прекращение деятельности НКО происходит в следующем порядке:
- Основатели НКО принимают решение о ликвидации структуры.
- Формируется ликвидационная комиссия .
- В СМИ публикуется извещение о ликвидации НКО.
- Составляется промежуточный ликвидационный баланс.
- Баланс утверждается собранием учредителей.
- Производятся расчеты с кредиторами , согласно промежуточному балансу.
- Составляется окончательный ликвидационный баланс.
- В ФНС подается заявление о регистрации ликвидации НКО.
- В ЕГРЮЛ вносятся необходимые изменения.
Решение о ликвидации должно быть оформлено в форме протокола, в котором перечислены пофамильно все члены ликвидационной комиссии, и определены сроки ликвидации, а также срок предъявления претензий кредиторами – такой срок должны быть не меньше 2 месяцев. Образец протокола можно посмотреть здесь.
По истечении срока предъявления претензий составляется промежуточный баланс – это документ, в котором отражен список всех требований, величина рассмотренных и погашенных ранее претензий кредиторов и сведения об активах ликвидируемой НКО.
Для формирования промежуточного баланса членами ликвидационной комиссии производится инвентаризация собственности НКО (недвижимости, банковских счетов, офисной мебели и оргтехники). При необходимости составляются оценочные акты.
Уведомление о формировании промежуточного баланса составляется по форме Р15001 и направляется в отделение ФНС.Если наличных денежных средств НКО недостаточно для выплат всем кредиторам, члены комиссии организуют аукцион по продаже собственности НКО, оценочная стоимость которой превышает 100 000 рублей, остальное имущество продается без торгов.
Выплаты кредиторам производятся в следующем порядке:
- с момента утверждения промежуточного баланса выплачиваются компенсации за причиненный ущерб, а также долги по зарплате и пособиям при увольнении;
- через месяц после утверждения баланса вносится плата за коммунальные услуги, налоговые платежи, штрафы, а также выплачиваются долги кредитным организациям.
Оставшиеся после выплат средства направляются на благотворительность, уставные цели ликвидируемой НКО или направляются в муниципальный бюджет. Заявление о регистрации ликвидации НКО заполняется по форме Р16001, которая подается в ФНС вместе с окончательным ликвидационным балансом, квитанцией об оплате госпошлины и справкой из Пенсионного фонда.
Внесение записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ осуществляется в течение 10 рабочих дней.
Принудительная ликвидация НКО
Принудительная ликвидация юридического лица может быть осуществлена уполномоченными лицами и только при наличии основания для данных действий. Решение о принудительной ликвидации НКО принимается арбитражным судом. С иском туда могут обратиться налоговые, правоохранительные органы, а также представители иных организаций.
В качестве оснований, которые указывают на то, что ликвидация НКО, в обязательном порядке, должна быть осуществлена, могут быть использованы следующие сведения:
- НКО единовременно, либо несколько раз была замечена в осуществлении неправомерных действий, которые противоречат действующим правилам и нормам законодательства.
- В ходе очередной проверки деятельности были выявлены серьезные нарушение, устранение которых не представляется возможным без проведения ликвидации НКО.
- При анализе деятельности было выявлено, что текущая работа имеет серьезные отличия от тех занятий и целей, которые ранее были указаны в уставе организации, а также в иных важнейших документах.
- Члены общества были заподозрены в экстремизме, а также в иных противоправных действиях, которые обязательно должны повлечь за собой соответствующее наказание.
Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)
Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.
Полномочие | Срок осуществления | |
Уведомление Минюста об избрании ликвидатора | После ее создания | П. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ |
Публикация объявления о начале процедуры | После направления уведомления о ликвидации | П. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 закона № 7-ФЗ |
Управление делами НКО, выступление от ее имени в суде | В период от назначения до завершения процедуры или возбуждения дела о банкротстве | П. 4 ст. 62, п. 7 ст. 63 ГК РФ |
Выявление и уведомление кредиторов в индивидуальном порядке | По истечении 2 месяцев после публикации | |
Получение дебиторской задолженности | П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ | |
Подготовка промежуточного ЛБ, его представление в Минюст | Не ранее обстоятельств, перечисленных в п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ | П. 3 ст. 19 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ |
Проведение расчетов с кредиторами | П. 5 ст. 63, ст. 64 ГК РФ, пп. 4, 5 ст. 19 закона № 7-ФЗ | |
Исполнение налоговых обязательств | П. 1 ст. 49 НК РФ | |
Обращение с заявлением о банкротстве, уведомление кредиторов о банкротстве | При недостаточности имущества | Пп. 3, 4 ст. 63 ГК РФ |
Подготовка ЛБ и его представление с заявлением по ф. 16001 в Минюст | П. 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ, ст. 21 закона № 129-ФЗ, прил. 9 к приказу № ММВ-7-6/[email protected] |
В отношениях с третьими лицами ликвидатор действует на основании решения (протокола) о его избрании.
Участники (учредители) обязаны:
- В 3-дневный срок сообщить о принятом решении (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ).
- Утверждать ЛБ (пп. 3, 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ). При уклонении от этого ликвидатор вправе обратиться в суд (см. решение Снежинского горсуда Челябинской обл. от 21.09.2017 по делу № 2а-482/2017).
Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция по прекращению деятельности некоммерческой организации – один из вопросов, связанных с ликвидацией объединения.
Важно, что инструкция состоит из нескольких стадий, которые необходимо осуществлять поэтапно.
Этапы
Порядок прекращения деятельности НКО включает в себя ряд этапов.
К ним относится:
- Проведение общего собрания. На нем выносится решение о ликвидации объединения. Первый этап может состоять из судебного процесса, итогом которого выступает принятие постановления о прекращении деятельности организации.
- Выбор ликвидатора – председателя ликвидационной комиссии. На кандидатуру может быть предложено физическое лицо или группа лиц. В последующем все вопросы, основанные на прекращении функционирования, рассматриваются именно председателем и комиссией. Результат собрания заносится в протокол, после чего удостоверяется подписями каждого участника.
В продолжение трех суток после проведения собрания в отделение регистрационного органа направляется заявление (форма РН0005), составленный протокол собрания, на котором принималось решение о ликвидации, протокол собрания с утверждением кандидатуры ликвидатора.
Дополнительно прикладываются такие документы:
- свидетельство регистрации;
- свидетельство о постановлении на учет в органы налоговой службы;
- свидетельство ИНН;
- выписка из реестра;
- паспорта всех членов, входящих в ликвидационную комиссию.
Дальнейшие действия:
- Опубликование соответствующего уведомления в СМИ. Чтобы заинтересованные лица смогли получить информацию о прекращении деятельности некоммерческой организации, подается сообщение в Вестник. В объявлении важно указать: наименование НКО, время для предъявления требований, связанных с долгами (не меньше 60 суток), информация для связи с представителями НКО. В архиве ликвидационной комиссии должны до завершения процедуры храниться документы, подтверждающие опубликование.
- Формирование промежуточного ликвидационного баланса.
- При наличии долгов на следующем этапе происходит расчет с кредиторами.
- Формирование ликвидационного баланса. Если долги отсутствуют, то он полностью будет соответствовать промежуточному балансу.
- Выплата государственной пошлины, размер которой равен 800 рублей. Она не вносится, если ликвидация некоммерческой организации происходит через процедуру банкротства.
- Исключение организации из реестра. Этот этап является окончательным.
Решение
Решение о прекращении деятельности предприятия принимается на общем собрании учредителей. Итогом является формирование протокола.
Он будет действительным только при наличии подписей каждого участника.
Решение может быть принято арбитражным судом, если в отношении организации вводится процедура признания несостоятельности. Одновременно с этим начинается стадия наблюдения.
Образец решения о ликвидации организации здесь.
Уведомление
Уведомление о прекращении деятельности некоммерческой организации направляется всем заинтересованным лицам, а также кредиторами, которые могут предъявить требования о погашении задолженностей.
В соответствии с полученными требованиями формируется реестр требований.
Промежуточный баланс
Промежуточный ликвидационный баланс требуется для соотнесения активов и пассивов организации.
После составления, он в обязательном порядке утверждается органом, принявшим решение о прекращении деятельности некоммерческой организации.
С использованием баланса удастся систематизировать прибыль и расходы, облегчить проверку налоговых органов, если соответствующий орган примет решение об её проведении.
Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса здесь.
Расчет
Расчет будет осуществлен после составления реестра требований кредиторов в указанные сроки.
Первоначально средства выплачиваются персоналу НКО, после этого долги возмещаются перед негосударственными организациями, а затем остальным гражданам и компаниям.
Если имеется несогласие с требованием кредитора, то возникший вопрос можно решить через судебную инстанцию.
В ситуации, когда средств капитала недостаточно для возмещения долгов, то реализуется имущество ликвидатора.
Увольнение сотрудников
О предстоящем сокращении сотрудников необходимо уведомить за два месяца до ликвидации.
В этих целях им направляются уведомления под роспись, одновременно с этим об увольнении сообщается в органы социальной защиты.
Образец уведомления работников об увольнении в связи с ликвидацией организации здесь.
Исключение из ЕГРЮЛ
Завершением процедуры по прекращению деятельности в 2020 году является исключение некоммерческой организации из реестра юридических лиц.
Источник: https://911urist.com/biznes/likvidaciya-nekommercheskoj-organizacii-v-year-godu-poshagovaya-instrukciya.html
Регистрация учреждения. Регистрация НОЧУ (ЧОУ)
Учреждение – еще одна из многочисленных форм НКО, которую нередко выбирают, например, при регистрации ЧОУ, или НОЧУ (НОУ), т.е. частных образовательных учреждений. Кроме того, по этой форме часто создаются различные государственные, муниципальные и образуемые ими бюджетные учреждения.
Частным учреждениям в ФЗ «О некоммерческих организациях» посвящена отдельная статья:
«Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации».
Функционирование частного учреждения, а также процедура и сроки его регистрации идентичны общему порядку, относящемуся почти ко всем видам НКО. Главное – учитывать тот факт, что НКО находятся под повышенным вниманием государственных органов, поэтому к сбору и заполнению документов следует относиться значительно серьезнее, чем к оформлению обычных фирм.
Из-за малейшей неточности Минюст сразу же откажет в регистрации некоммерческой организации, а значит, всю процедуру придется начинать заново, причем деньги за уплату госпошлины (см. ниже) не возвращаются.
Кроме того, отказ последует, если лицо, учреждающее НОЧУ (НОУ, ЧОУ), не может быть учредителем в соответствии с ФЗ или если ранее уже была зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием.
Важно отметить, что деятельность некоторых частных учреждений регулируется отдельными законами, например, ФЗ «Об образовании». В случае, например, с НОЧУ (НОУ, ЧОУ) следует помнить о необходимости дополнительных процедур, связанных с лицензированием образовательной деятельности.
Сроки регистрации учреждения (в т.ч. НОЧУ, НОУ, ЧОУ) в Москве и МО
Регистрация учреждения (в т.ч. НОЧУ, НОУ, ЧОУ) в Минюсте | 14 рабочих дней |
Регистрация учреждения (в т.ч. НОЧУ, НОУ, ЧОУ) в ИФНС | 2 недели |
Общий срок регистрации под ключ | 1,5 месяца |
Сотрудники компании «Юс Либерум» имеют огромный опыт работы в сфере регистрации некоммерческих организаций и готовы проконсультировать клиента по выбору наиболее правильной формы НКО, максимально соответствующей его задачам. Наши юристы обладают высоким уровнем квалификации, чтобы оказать всестороннюю помощь при регистрации НКО любого вида – общественных объединений, фондов, ассоциаций (союзов), учреждений, ТСЖ, ЖСК и т.д. Они подготовят требуемый комплект документов и представят ваши интересы во всех инстанциях – Минюсте РФ, Росстате, налоговой инспекции, внебюджетных фондах (ПФ, ФСС) и банках, – тем самым значительно сэкономив время и силы на прохождение всех этапов согласования.
Консультации специалистов компании «Юс Либерум» по вопросам, связанным с регистрацией НКО, в том числе по выбору организационно-правовой формы НКО, проводятся БЕСПЛАТНО.
Услуги по регистрации НКО (некоммерческой организации)
- Подготовка документов, необходимых для государственной регистрации НКО (некоммерческой организации) в Министерстве юстиции Российской Федерации, в том числе разработка устава НКО, структуры органов управления, определение целей и видов деятельности.
- Представление подготовленных документов в Минюст РФ для государственной регистрации НКО.
- Представление в Минюсте РФ интересов заказчика, связанных с государственной регистрацией НКО.
- Постановка НКО на налоговый учет.
- Получение документов, подтверждающих факт государственной регистрации НКО, в том числе свидетельства о регистрации НКО.
- Получение информационного письма об учете в Статрегистре Росстата (коды статистики).
- Изготовление печати.
Дополнительные услуги при регистрации НКО
- Постановка на учет во внебюджетных фондах (ПФ, ФСС).
- Открытие расчетного счета.
- Предоставление юридического адреса для регистрации НКО.
- Получение выписки из ЕГРЮЛ.
Перечень документов, необходимых для создания и регистрации НКО
- Название НКО.
- Паспортные данные учредителей – физических лиц, реквизиты учредителей – юридических лиц, включая паспортные данные исполнительного органа юрлица-учредителя.
- Паспортные данные руководителя НКО.
- Цели и предмет деятельности НКО.
- Адрес для регистрации НКО (в случае, если адрес предоставляет заказчик).
Наши специалисты подготовят все необходимые документы для регистрации НКО, а также организуют их заверение у нотариуса в любое удобное для заказчика время без очереди.
Преимущества регистрации учреждения (в т.ч. НОЧУ, НОУ, ЧОУ) с компанией «Юс Либерум»
- Огромный опыт работы и взаимодействия с московским и областными подразделениями Минюста РФ.
- Знание требования Минюста учредительных и иных документов учреждения (в т.ч.
НОЧУ, НОУ, ЧОУ) для прохождения всех этапов без замечаний.
- Сопровождение и контроль процедуры регистрации учреждения (в т.ч. НОЧУ, НОУ, ЧОУ).
- Соблюдение установленных законом сроков регистрации.
Стоимость услуг по регистрации учреждения (в т.ч. НОЧУ, НОУ, ЧОУ) в Москве и МО
Регистрация учреждения (в т.ч. НОЧУ, НОУ, ЧОУ) | 19 000 руб. – услуги; 4 000 руб. – госпошлина. |
Внесение изменений в учредительные документы учреждения (в т.ч. НОЧУ, НОУ, ЧОУ) | 12 000 руб. – услуги; 800 руб. – госпошлина. |
Юридический адрес для регистрации учреждения (в т.ч. НОЧУ, НОУ, ЧОУ) | от 15 000 руб. |
Внесение изменений в ЕГРЮЛ (смена директора) | 8 000 руб. |
Открытие расчетного счета | 3 000 руб. как доп. услуга при регистрации |
Получение свидетельств из внебюджетных фондов (ПФ и ФСС) | 3 000 руб. |
Получение выписки из ЕГРЮЛ | 2 000 руб. |
Проведение процедуры реорганизации учреждения (в т.ч. НОЧУ, НОУ, ЧОУ) | от 60 000 руб. |
Ликвидация учреждения (в т. ч. НОЧУ, НОУ, ЧОУ) | от 80 000 руб. |
Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания | от 25 000 руб. |
Получение кодов Росстата | 2 000 руб. |
По вопросам, связанным с регистрацией НОУ и других некоммерческих организаций (НКО), обращайтесь к нашим специалистам по телефонам: +7 (495) 507-99-13, +7 (495) 642-45-97.
Источник: https://jusliberum.ru/registraciya-nko/registraciya-nou