Имущественные права супругов в древнем вавилоне
Имущественные права супругов в древнем вавилоне
В то же время брак, пожалуй, является и самым загадочным правовым институтом. Достаточно сказать, что в современном законодательстве, как российском, так и зарубежном, отсутствует четкое и ясное определение сущности брака1. Это, в свою очередь, породило различные взгляды на его природу.
В современной доктрине можно вы- делить три основных концепции супружеского союза: брак как статус, брак как договор и брак как социальное партнерство.
Для древнего же человека подобной проблемы не возникало.
Свойственный ему синкретизм мышления заставлял его воспринимать окружающий мир и происходящие в нем события в первоначальном, то есть беспредпосылочном суждении.
Вещи окружающего мира выстраивались
Брачно-семейное и наследственное право В Древневавилонском царстве (по законам Хамураппи)
135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого.
Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему (п. 136).
«Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, — так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу»
.
Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались.
Если же жена в отсутствие
otvety_na_bilety (1) / лекции / ПРАВО ВАВИЛОНА
В случае если жена не рожала, то она могла уйти а муж должен вернуть ее приданное а если муж считал это не выгодным то он мог взять для себя наложницу. Развод был возможен для мужа, не представлял сложности, а для жены: супружеская измена мужа, при неосновательном обвинении прелюбодеяния.
Что касается имущественных прав, у жены есть широкие права:1)долги мужа сделанные до брака не падали на имущество жены 2)муж не в праве распоряжаться имуществом жены(не приданным, не имуществом приобретенным во время брака) 3)жена в праве распоряжаться своим имуществом, вступать в договорные отношения, вступать в торговлю, покупать рабов и.т.д. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО По законам Хаммурапи наследование осуществлялось в двух формах: по закону, по завещанию. Преобладающим было наследование по закону.
Наследование по завещанию приходит гораздо позднее с развитием товаро-денежных отношений и в эпоху Хаммурапи институт наследования
Брачно-семейное и наследственное право в Древневавилонском царстве (по законам Хаммурапи)
Для жены было исключительно трудно добиться развода. Она могла добиться развода, если докажет прелюбодеяние мужа или его дурное обращение с ней. Если же ее обвинения не будут признаны доказательными, то ее за ложный навет могут бросить в воду, что равнозначно смертному приговору.
Муж мог прогнать жену, не объясняя причин.
В качестве веского аргумента для развода признавалось бесплодие, тяжелая болезнь жены, правда, муж обязан был дать ей обеспечение. А если муж докажет, что жена была расточительна и не поддерживала порядок в доме, то разводясь с ней, он освобождался от ее обеспечения. Мужу разрешалось иметь в доме несколько побочных жен.
В большинстве случаев это были рабыни.
Если хозяин рожденных рабыней детей признавал, то последние получали равные права с детьми законной жены на наследство и отпускались на свободу.
Отец обладал большими правами по отношению к своим детям.
Он мог привлекать их к любому виду деятельности и даже отдавать их в кабалу на 3 года.
Юридические статьи
Ряд норм свидетельствует о случаях интимной связи между отцом и дочерью, матерью и сыном, уже в то время данные явления вызывали общественное порицание и законом рассматривались в качестве преступления, за которое следовало строгое наказание (154-158).
Реальное содержание договора определялось женихом и семьей невесты. Фактически сторонами брачного договора были не жених и невеста, а жених с одной стороны и отец невесты — с другой.
Только отец мог отказать человеку в заключении брака с его дочерью (160). Условием заключения брака было внесение женихом выкупной платы семье невесты, но это условие было не обязательным (139).
Имущественные отношения в Древнем Вавилоне Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
The authors analyze examples of establishing the boundaries of private and communal land plots, and describe transactions with property enshrined in law.
Keywords: Ancient Babylon, Laws of Hammurabi, slave system, crime.
iНе можете найти то, что вам нужно?
Попробуйте сервис .
Head of the Department of studying internal and external experience, history of penitentiary system, comparative analysis of penitentiary legislation at the Research Institute of the FPS of Russia УДК 347 Legal Aspects of the State Management Вавилоняне, отличительной чертой которых являлась ориентация на реальную жизнь, а не потустороннюю, загробную, как, например, у египтян, придавали больше значение имуществу и благам. Личное имущество являлось для гражданина «продолжением человека за пределами его тела» [5, с. 49]. Предметам имущественных отношений в Вавилоне могли быть: недвижимость, движимое имущество, а также рабы.
Брачно-семейное и наследственное право
М. Законы вавилонского царя Хаммурапи.
— М. : 1914. — С. 74. Законы Хаммурапи устанавливают обязательность «брачного договора» при заключении брака (без него брак недействителен).
Такой договор, вопреки широко распространенной в современной науке точке зрения, не был письменным: письменный договор заключался лишь в особых случаях (при взятии второй жены и т.п.) Якобсон, В. А.
Законы Хаммурапи как источник по истории Древней Месопотамии : автореферат.
— Ленинград : 1988. — С. 30-31. Ни ранний возраст невесты, ни отсутствие согласия женщины не были препятствием для заключения брака.
Тесть мог требовать от будущего зятя выкуп за дочь, но и был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям.
В ряде случаев не было препятствием к браку и рабское положение мужа (ст. 175-176)
Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Древнем Вавилоне
Тяжесть членовредительских наказаний и размер штрафа зависели от социального положения преступника и потерпевшего. Принцип талиона (членовредительства) применяется только при равном социальном положении сторон.
Повреждение рабу влекли возмещение половины его стоимости, уплачиваемой хозяину. Судопроизводство: не различается уголовный и гражданский процесс.
Обвинение поддерживает частное лицо, нет общественного обвинения, штраф полагается потерпевшему и взыскивается по его инициативе. Доказательство: клятва, показание свидетелей, ордалия (испытание водой), велись судебные протоколы (глиняная плитка), в которых писали показания сторон, их клятвы, приговор, имена свидетелей.Ответчик или истец по приказу судьи брали на себя письменные обязательства передававшиеся противоположной стороне, за невыполнение штраф, а иногда и знак бесчестия. Не было норм общих уголовных принципов, но ряд положений
Право собственности и обязательственное право в Древнем Вавилоне
Брак в Вавилоне заключался по договору, без которого он считался недействительным. Закон Хаммурапи Представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей.
Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы — древней столице Элемского царства (территория современного Ирана). (Столб хранится в Лувре, копия — в Московском музее им.
А. С. Пушкина). Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи.
В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному. Правовые положения изложены казуистически, без обобщений.
Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.
Источник: http://econsalting.ru/imuschestvennye-prava-suprugov-v-drevnem-vavilone-62471/
Правовая система Древнего Вавилона
В древних государствах Месопотамии источником права являлись традиции. Тем временем довольно-таки рано образуется еще один источник права – закон. На сегодняшний день известны законы некоторых городов Двуречья. Основной этап развития права отмечается во времена правления царя Вавилона – Хаммурапи.
Именно тогда появляется обширный законодательный памятник (судебник) – Законы Хаммурапи. Он и стал источником права Древнего Вавилона, состоял из 282 статей и представлял собой базальтовый столб черного цвета с прописанным на нем «Законом», который был найден французскими археологами в 1902 г. в городе Сузы. В Законах Хаммурапи затронуты разнообразные вопросы права.
Вопросы, касающиеся структуры судебника Хаммурапи, могут быть решены различными способами.
Замечание 1
Слишком запутанно и без обобщений изложены правовые положения. Не исключено, что именно записи судебных решений составляли данные Законы. Суду и преступлениям посвящен первый раздел, он состоит из 5 статей. Второй раздел уже гораздо обширней, включает в себя примерно 120 статей и регулирует вопросы собственности, ее приобретения и защиты.
Наследственному праву и отношениям, относящимся к семье и браку, отведен третий раздел, состоит он приблизительно из 70 статей. Двадцать статей четвертого раздела сообщают о наказании за преступные деяния, направленные на причинение вреда человеку. И в последнем пятом разделе судебника содержаться нормы, регулирующие трудовые отношения. Здесь около 70 статей.
Земельное право
Владельцами земли в Древнем Вавилоне были государство, селения и частные лица. Дворец считался владельцем государственных земель. Некоторые их участки царь мог отдать за плату натуральными товарами мелким землевладельцам.
А также участки земли передавались должностным лицам и войнам в виде поощрения за службу (бывали случаи передачи, когда совместно с земельными участками передавались и жители, дома с), как имущество обычного человека (илку).
Владения илку было исключено из обращения, за исключением двух случаев. Имущество разрешалось продавать либо купцам (тамкарам), либо другим лицам, желающим стать обладателем данного владения. Однако, покупатель вместе с покупкой имущества, брал на себя уплату сборов в казну
Воин, отказавшись воевать, фактически обрекал себя на верную смерть. Так как наказанием за этот отказ была смертная казнь, а также лишение повинностного имущества. Даже в том случае, когда воин вместо себя отправлял на войну наемника, правила и наказания особо не менялись.
Воина ожидала смертная казнь, а его имущество доставалось наймиту. Если во время несения военной службы, воин погибал или был пленен, то его имущество переходило наследнику, но только при условии, что последний пойдет по стопам отца.
Пока ребенок был мал, половиной участка владела его мать.
Попавшего в плен воина мог выкупить тамкар, но, вернувшись домой, первый обязан был выплатить купцу плату за себя. И несмотря на то, что в при возвращении из плена имущество возвратившегося могло быть передано другому, оно отдавалось обратно. Но в качестве выкупа за себя воин не мог им расплатиться, в случае невозможности уплаты, средства за него вносили либо храм, либо дворец.
Такой порядок дел являлся защитой воинов от разорения и гарантировано привязывал их к царю.
Замечание 2
Наряду с государственной собственностью на землю, существовала и общественная.
Изначально разделенная между общинами земля позже делилась на мелкие земельные участки, предназначенные для ведения хозяйства местных жителей. Временное пользование парацеллами определялось по жребию.
Довольно рано утвердившееся земельное право в Вавилоне не было признано. И приобретение земли осуществлялось просто, без особых формальностей, посредством составления документа с приложенной печатью продавца.
Основной целью закона была охрана частной собственности. За воровство назначались непомерные суммы штрафов и, если преступник, совершивший кражу, не мог их уплатить, то он приговаривался к смертной казни. Хозяин украденной вещи (истец) мог потребовать ее возвращения у лица, которое на данный момент ей обладало (ответчик).
Если второй выражал свое несогласие, то первый привлекал свидетелей для подтверждения своих прав на данное имущество. Ответчик обязан был доказать честность получения вещи. Если он не мог этого сделать, то, как и продавец украденной вещи, он подвергался смертной казни.Истец же мог быть казнен за клевету, в том случае, если не смог доказать свое право собственности на предмет разбирательства.
К собственности хозяина относились и рабы-вердумы. Как и любое имущество, их можно было дарить, продавать, сдавать в аренду, передавать по наследству и пр.
В Древнем Вавилоне рабами могли стать не только иноземцы, но и его уроженцы (при определенных условиях). Тогда как в Египте рабами становились только в двух случаях: в результате кабальных договоров или военного плена. Однако ст.
117 Законов Хаммурапи гласит о том, что рабство считается срочным для того лица, которое попало в рабство по задолженности, и не может длиться более 3 лет. Хозяин предоставлял рабу имущество, которым тот мог не только пользоваться, но и совершать сделки, связанные с этой собственностью. Однако, данное имущество возвращалось хозяину после смерти раба.
Также раб мог стать вольным. Отпущение на волю происходило через проведение особой церемонии – очищался лоб, с него удалялся знак рабского состояния.
Обязательственное право
В вавилоне было отмечено два вида обязательств. Первый вид – это договора. Они исполнялись по формулярам (образцам). Выглядели они как твердая таблетка из глины, высушенная на солнце и обожженная на огне.
Существовали договоры займа, купли-продажи, любого вида найма, поручения, поклажи, товарищества, а также заключались договора тамкара с торговыми агентами (шамаллум). Второй вид обязательств – это обстоятельства из причинения вреда.
Они предполагали компенсацию в случаях причинения вреда или нанесения урона оросительным каналам, вырубка деревьев в чужом лесу, выпас скота на чужом поле по опрометчивости пастуха и пр.
Семейное право
Брачные отношения в Вавилоне заключались посредством договора.В противном случае они считались недействительными.
Уголовное право
Кровная месть за нанесенный вред в судебнике Хаммурапи заменена либо на налагаемые государством штрафы, либо на выплату возмещений преступником потерпевшему или его родственникам.
Классовая принадлежность являлась основным показателем к назначению наказания за совершенное преступление.
Несмотря на довольно налаженную правовую систему, отклики примитивных отношений все же имели место. Например:
- за совершенное правонарушение, где личность преступника не выявилась, отвечает вся община;
- за злодеяния родителей ответственность также ложится на детей;
- злоумышленник изгонялся из дома или из местности;
- возмездие за преступление равнозначное по его силе.
Виды наказаний, входящие в перечень Законов Хаммурапи:
- в большинстве случаев (более 30) – смертная казнь;
- причинение увечий и удары плетью;
- наложение клейма позора;
- гонение из дома или из родной земли;
- наложение штрафов;
- снятие с занимаемой должности без возможности восстановления.
Виды преступлений:
- злоупотребление должностным положением. Судья, изменивший наказание или принявший взятку, лишается своей должности, без права восстановления и облагается штрафом в двенадцати кратном размере стоимости иска;
- клевета и ложные показания. Наказание – смертная казнь;
- преступные деяния угрожающие жизни или здоровью (преступления против личности). Наказание – смертная казнь лица совершившего преступление либо его ребенка. Если убийцей оказалась жена, то ее сажали на кол;
- неблагополучное врачевание. Врач наказывался членовредительством. За прочие преступления наказанием являлся принцип «око за око»;
- похищение ребенка каралось смертью;
- вступивших в половые отношения кровных родственников сжигали;
- если сын позволил себе ударить отца, ему отсекали руку;
- противозаконное присвоение чужого имущества: из дворца или храма – карой служила смертная казнь; домашних животных – наложение компенсации в 30-кратном размере, если преступник ее не возмещал, назначалась высшая мера наказания; воровство во время пожара – вора сжигали; если во время воровства взламывалась стена – вора закапывали у этой стены.
Замечание 3
Из вышеизложенного складывается умозаключение, что хотя Законы Хаммурапи и не были доведены до совершенства, однако они упрочнили основы социального разделения и государственного механизма нынешнего времени.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/istorija-gosudarstva-i-prava-zarubezhnyh-stran/pravovaja-sistema-drevnego-vavilona/
Брачно семейные отношения древнего вавилона кратко — Адвокат24
Безусловное осуждение всего, что нарушало целостность семьи, лежало в основе одной из религиозных заповедей вавилонян — не прелюбодействуй.
Среди грехов, перечисленных в «Шурпу», неоднократно назывались и резко осуждались действия тех, кто «сына с отцом разлучит, отца — с сыном, дочь — с матерью, невесту — со свекровью, мужа — с женой». Семья, в которой были дети, в принципе была в Вавилоне моногамной (сожительство с рабыней не бралось в расчет).
Если в Ассирии понятия супружеской верности мужа не существовало, а верность жены обеспечивалась жестокими наказаниями, то в Вавилоне были несколько иные порядки.
Фролов и партнеры
Приданое и подарки давали будущей жене некоторые гарантии ее материального обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда она обвинялась в разгульном образе жизни или предосудительном поведении).
Муж мог, если того пожелает, выделить жене часть наследства наравне с долей своих сыновей. Если же дети притесняли свою мать, выгоняли ее из дома, то она могла взять приданое, уйти от них, но теряла свою долю наследства. Взяв приданое эта женщина могла выйти замуж за человека, «который ей по сердцу» (ст.
172). Она имела право покинуть мужа, получить развод и вернуться к отцу, если ее муж «гулял, очень унижал.
А она блюла себя и греха не совершала, или же она люто возненавидела своего мужа.
Сказав ему: «Не трогай меня. Не прикасайся ко мне» (ст.
142)». Во втором случае дело о разводе надлежало рассматривать в том квартале, где женщина проживает.
Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми, если ее оставил сожитель.
Брачно-семейное право в Древнем Вавилоне
При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п.
Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему (п. 136).
«Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, — так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу»
.
История государства и права
Супруги должны были соблюдать в браке взаимные обязанности: жена – хранить верность, муж – обеспечивать средства к существованию; нельзя было покидать супругу в случае, если ее постигнет тяжкая болезнь.
Нарушение этих обязанностей влекло либо уголовные наказания для женщины, либо имущественную компенсацию со стороны мужа. Развод допускался по инициативе и мужа, и жены. В случае развода по вине мужа (что устанавливал соседский суд) бывшей жене полагалась имущественная компенсация, кроме того, она забирала приданое.
Если же жена
«станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа»
, то никакой разводной платы не следовало. При особо злостном пренебрежении женщиной своим долгом предписывалось ее «бросить в воду». По общему правилу, брак был моногамным.
Однако в случае злонамеренного поведения жены, длительного бесплодия разрешалось взять в дом вторую жену, рабыню или наложницу (но не всех разом); при этом первая жена могла остаться жить в общей семье. Отношения родителей и детей строились на принципе патриархальной власти главы семейства.
Брачно-семейные отношения по «Законам Хаммурапи»
По Законам Хаммурапи брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних не требовалось.
Да и вряд ли такое согласие имело правовое значение. Если учесть, что девочек выдавали замуж с 7-8 лет. Действовало правило: нет договора — нет брака и семьи.
«Если человек взял жену и не заключил с ней письменного договора, то эта женщина не жена»
(ст.
Дочери полагалось приданое. Закон уже отказывался от прежнего брака как вида сделки купли-продажи.
Приданое и подарки давали будущей жене некоторые гарантии ее материального
Семья в древней Вавилонии, по законам царя Хаммурапи
Вид курсовая работа Язык русский Дата добавления 02.01.2019 Размер файла 916,9 K Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на http://www.allbest.ru/ Введение 1.
Брачно-семейное право и имущественное положение женщин в семье по законам Хаммурапи 1.1 Общая характеристика брачно-семейного права по законам Хаммурапи 1.
2 Имущественное положение женщины в семье по законам Хаммурапи 2. Имущественное положение мужчин по законам Хаммурапи 2.1 Общая характеристика регулирования имущественных отношений по законам Хаммурапи 2.
2 Характеристика имущественного положения мужчин по законам Хаммурапи 3.
Брачно-семейное право вавилонского царя Хаммурапи
Основная статья — В Вавилоне брак считался действительным, если скреплялся письменным договором.
Без договора отношения не имели
юридической силы.
Брачный договор заключался между женихом и отцом невесты; они определяли и содержание договора. Жених вносил выкупную плату и свадебный подарок в семью невесты (компенсация за потерю работницы).
Приданое невесты, выделяемое отцом, передавалось жениху. В случае отказа сторон от заключения брака до официальной церемонии бракосочетания жених терял выкупную плату и свадебный подарок в пользу отца невесты и возвращал приданое, несостоявшийся тесть обязывался вернуть все полученное им в двойном размере. О равноправии полов речи не было.
Шпаргалка: Брачно-семейное и наследственное право по судебнику Хаммурапи
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИУниверситет Натальи НестеровойРЕФЕРАТНа ТЕМУ: брачно-семейное и наследственное право по судебнику ХаммурапиВыполнил: Проверил: Бийск 2006Введение. 3История Вавилона того времени. 4История нахождения «Кодекса Хаммурапи».
5Структура судебника. 6Брачно-семейное право. 8Наследственное право. 12Заключение.
15Список использованной литературы: 16 Введение Изучение древних судебников, одним изкоторых и является судебник Хаммурапи и на сегодняшний день, не потеряло своейактуальности.
Судебники, являются самыми первыми законами, а их составители — первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения,чтобы управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса- это закон.
Источник: http://adantropov.ru/brachno-semejnye-otnoshenija-drevnego-vavilona-kratko-14628/
Источник: http://admjur.ru/brachno-semejnye-otnoshenija-drevnego-vavilona-kratko.html
Правовое положение женщин в древнем Вавилоне Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
Баранова Н.
Основное внимание автор сосредотачивает на изучении правового положения женщины на основе анализа семейно-брачного, имущественного и наследственного отраслей древневавилонского права.
Ключевые слова: «Вавилон», «Законы Хаммурапи», «правовое положение».
Baranova N. S. 2nd year student training direction «Jurisprudence» Department of humanitarian disciplines in chief of the Tambov branch of the Russian Academy for state service of the President of the Russian Federation Tambov THE LEGAL
Брачно-семейные отношения
Немало внимания в законах Хаммурапи уделяется семейным отношениям, которые носили патриархальный характер.
Б. А. Тураев — Минск, 2000, стр. 106. Брак без контракта не признается законным (ст.
128). Взнос и подарки теряются женихом в случае отказа с его стороны, но возвращаются вдвойне — в случае отказа отца невесты; возвращаются они и в случае смерти бездетной жены (ст. 159-163).
Закрепляется моногамия; только в случае бездетности или болезни законной (главной) жены, муж может взять наложницу, которая находится в подчинении и даже услужении у жены, или жена может ему дать рабыню (ст.144, 145)
Имущественные отношения в Древнем Вавилоне Текст научной статьи по специальности «Государство и право.
Юридические науки»
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Ширкин Антон Александрович Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе ФКУ НИИ ФСИН России Anton A.
Shirkin Candidate of Juridical Sciences, Senior Research Officer of the Center for the Study of the Problems of Management and the Organization of the Execution of Sentences of the Federal Penitentiary Service at the Research Institute of the FPS of Russia e-mail: Малетина Екатерина Александровна Начальник отдела изучения отечественного и зарубежного опыта, истории уголовно-исполнительной системы, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства ФКУ НИИ ФСИН России Ekaterina A.
Maletina Имущественные отношения в Древнем Вавилоне Property Relations in Ancient Babylon Статья посвящена некоторым правовым вопросам
Брачно-семейное и наследственное право
Законы содержали указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер (закрепляли власть домовладыки и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу). В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны. Для мужчины допускалось многоженство.
Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в растрате совместного имущества и др.
).
Положение женщины в вавилонской семье эпохи Хаммурапи несравненно выше обычного положения ее на Востоке. Она — самостоятельная хозяйка в семье, в вне последней — граждански полноправная личность. Выходя замуж, она может через особую оговорку в брачном договоре отказаться от ответственности за добрачные долги мужа (ст.
151). Приданое остается её собственностью и по выходу замуж, находясь лишь в заведовании и пользовании мужа. В случае продолжительной служебной отлучки мужа и малолетства детей, жена заведует домом, а по смерти мужа на неё переходит его власть над семьею Волков, И. М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. — М. : 1914. — С. 74.
.
Законы Хаммурапи устанавливают обязательность «брачного договора» при заключении брака (без него брак недействителен). Такой договор, вопреки широко распространенной в современной науке точке зрения, не был письменным: письменный договор заключался лишь в особых случаях (при взятии второй жены и т.п.) Якобсон, В. А.
Законы Хаммурапи как источник по истории Древней Месопотамии : автореферат. — Ленинград : 1988. — С. 30-31.. Ни ранний возраст невесты, ни отсутствие согласия женщины не были препятствием для заключения брака. Тесть мог требовать от будущего зятя выкуп за дочь, но и был обязан дать ей приданое.
В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям. В ряде случаев не было препятствием к браку и рабское положение мужа (ст. 175-176).
Одним из распространенных условий брака была выкупная плата («тархатум»), вносимая женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения («библум»). Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка, и выкупной платы (ст.
159), со стороны тестя — двойную плату того и другого. Если женщину, изменившую мужу, бросали в воду (когда муж ее не прощал), то и длящаяся измена мужа, который «ходит из дома и очень позорит свою жену», давала право женщине уйти от мужа со своим приданым в дом отца. Это право она приобретала и, тогда, когда муж покидал общину или клеветал на нее.
Оправдывался также уход женщины к другому мужчине «из-за пропитания» — в случае отсутствия мужа. После возвращения мужа она должна была вернуться к нему, дети же должны «были идти за своими отцами» (ст. 135).
Брак в Вавилоне не считался нерасторжимым. По закону оставление мужем жены оговаривалось определенными условиями. Муж не мог покинуть даже больную проказой жену (ст. 142). Он мог уйти от бесплодной жены, дав ей выкуп и вернув приданое (ст. 138).
Но он не мог ввести в дом в этом случае наложницу, если жена предоставляла ему рабыню с целью рождения детей. Рабыня, однако, не могла «равняться с госпожой» (ст. 146). Только расточительную и позорящую мужа жену можно было покинуть без всякой выкупной платы, оставив ее «в доме в качестве рабыни» (ст. 141).Особо в законах Хаммурапи говорилось о правосудие в отношении женщин, на характер наказаний наложило отпечаток положение женщины в семье. Закон предусматривает ответственность жены за неверность, распутное поведении её. Так, ст.
129 предусматривает: «Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду», или ст. 153 гласит: «если жена человека даст умертвить своего мужа из-за другого мужчины, то эту женщину должно посадить на кол».
Весьма интересны также нормы, касающиеся усыновления. Новорожденный ребенок мог быть отвергнут своим отцом. В этом случае его сразу же (не отмыв от крови и амниотических вод) передавали для усыновления или просто выбрасывали.
Если такой ребенок был подобран или усыновлен, усыновление не могло быть расторгнуто. Ребенок, усыновленный по соглашение с его родителями, мог быть истребован обратно, если усыновитель не выполнил своих обязательств по этому соглашению Якобсон, В. А.
Законы Хаммурапи как источник по истории Древней Месопотамии : автореферат. — Ленинград : 1988. — С. 32..
Судебная власть, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от административной власти. Высшей судебной инстанцией являлся царь. Он мог и сам рассматривать важнейшие дела, но чаще всего направлял их в нижестоящие судебные органы. Царь пользовался правом помилования преступников.
Судебные функции находились также в руках «наместника» и «рабианума», которые председательствовали в судебных коллегиях. В больших городах судебные функции осуществляли специальные «царские судьи», подчинявшиеся непосредственно царю и действовавшие в соответствии с его инструкциями.
Хаммурапи сохранил храмовые суды, однако их функции были весьма ограниченными: они приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Предполагается, что они разбирали также дела, сторонами в которых являлись жрецы.В Законнике Хаммурапи была сформулирована основная цель уголовной политики вавилонского государства: «Искоренить зло, преступников, безбожников и злодеев». Уголовно-правовой защите подлежали: политический режим, собственность и личность рабовладельца. Основные принципы уголовного законодательства Вавилона:
- 1) Наказание есть возмездие за вину, поэтому оно должно быть по возможности «равным» преступлению — принцип талиона. Однако данный принцип осуществляется только в отношении людей одинакового общественного положения. Применение талиона исключало установление субъективной стороны деяния (умысла, неосторожности, случайности). Применение талиона иногда сопровождалось объективным вменением, т.е. ответственностью без вины. Пример: «Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину — должно этого строителя убить. Если же он причинит смерть сыну хозяина дома — должно убить сына строителя» Борисевич, М. М. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. — М. : МГиУ, 2008. — С. 18.. В данном случае была применена смертная казнь к лицу, которое никакого отношения к строительству дома не имело.
- 2) Принцип «устрашения» проявлялся в упоминании смертной казни, как наказания за преступление, более чем в 30 случаях.
- 3) Преступление могло быть искуплено штрафом, если закон предусматривал эту возможность для тех или иных определенных случаев. Это было выгодно для состоятельных людей, которые, уплатив штраф за совершенное преступление, тем самым могли избежать более сурового наказания.
- 4) Сохранение в уголовном законодательстве пережитков родоплеменного строя (доклассовый обычай; коллективная ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории; изгнание из родной местности, санкционированный самосуд и др.). Институт соучастия, умышленные и неумышленные преступления не были известны в то время. Однако уголовный закон Вавилона знает понятие смягчающих вину обстоятельств.
Суд в Вавилоне не был отделен от администрации. Различия между процессом гражданским и уголовным не существовало. Дело возбуждалось по инициативе истца или потерпевшего. Обвинение и защиту поддерживали стороны. Судебный процесс носил публичный и состязательный характер. Доказательствами на суде служили: показания свидетелей, клятва, письменные акты и др.
Если данных доказательств не хватало, то для установления истины прибегали к ордалию («суду божьему»). Суть ордалия заключалась в испытании соответствующего лица, в результате которого оно признавалось правым или неправым. Для этого подсудимый должен был погрузить руку в кипящую воду или захватить рукой раскаленное железо и т.п.
И по заживаемости руки за определенное время судья определял «истину». Строго каралось лжесвидетельство, клевета. Судебные протоколы и решения не подлежали изменениям. Высшей аппеляционной инстанцией был царь. Судебник Хаммурапи не дает общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признаются преступными.
В сборнике Хаммурапи явно выступает стремление несколько смягчить завещанную временами родовой кровавой мести необычайную строгость наказаний.
Нередко, в противоречии самому себе, она заменяет суровые наказания денежною пенею в пользу поврежденного или потерпевшего убыток, или же в пользу рабовладельца, если жертвою несчастья был раб, причем по своему размеру эта пеня часто приближается к простому возмещению убытка Волков, И. М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. — М. : 1914. — С. 69..
За одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер.
В Законах Хаммурапи присутствует следующие виды наказаний: смертная казнь (более чем в 30 случаях); членовредительство, нанесение ударов плетью, наложение знаков бесчестия, изгнание из родовой местности или родового дома, пожизненная кабала, потеря должности навсегда Волков, И. М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. — М. : 1914. — С. 70..
Из содержания кодификации можно выделить следующие виды преступлений:
ь должностные преступления (карается судья, изменивший приговор, получивший взятку штрафом в 12 кратном размере стоимости иска и лишается должности без права занятия ее в будущем); ложное обвинение, лжесвидетельство (карались смертной казнью);ь преступления против личности, нечаянное убийство, к таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину (несет наказание в виде смертной казни виновного или его сына или дочери), убийство мужа женою (виновную сажали на кол); ответственность врача, причинивший смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действовал принцип талиона: виновного постигла та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимался определенный штраф; похищение малолетних детей (карается смертной казнью ст.14);
ь преступления против собственности: кража имущества из дворца или храма (каралась смертной казнью); кража домашних животных (возмещение в 30 кратном размере или, в случае неуплаты — смертная казнь); кража с взломом стены (наказывалась закапыванием вора у стены); кража во время пожара (виновного бросали в огонь);
ь преступления против семьи и половые преступления:среди преступлений, подрывающих устои семьи, законы называют прелюбодеяние, кровосмешение; преступные действия, подрывающие отцовскую власть.
Page 3
Подводя необходимый итог, нужно отметить, что право ранней древности возникает в результате борьбы между различными слоями гражданского общества, то есть борьбы между свободными. Оно в значительной степени ориентировано на «идеальное прошлое». Писаное право как особый жанр клинописного текста возникло из надписей, повествующих о деяниях царя.
Законы Хаммурапи, являясь законодательным памятником, представляют дотеоретическую стадию развития права. Вследствие этого им не присуща терминологическая строгость. Они также не содержат ряда абстрактных правовых категорий. Некое представление о них уже было, однако выражалось конкретно-казуистически.
Текст Законов Хаммурапи не имеет внутреннего членения, но может быть разбит на отдельные нормы, логически объединяемые в восемь групп норм (разделов). Расположение отдельных норм и переход от одной норы к другой основаны на принципе ассоциации (смежности).
Разбор текста Законов и сопоставление его с практикой позволяют сформулировать следующий ответ на основной вопрос нашей работы: Законы Хаммурапи были сборником действующего права.
Провозглашенное законодателем намерение защищать «слабого» против «сильного» последовательно проводится в жизнь во всем тексте Законов Хаммурапи в пределах социально-психологических категорий эпохи.
Установка стел с текстом Законов имела непосредственно практическую цель: дать юридическое руководство для всех, провозгласив правопорядок в целом и в деталях.
Законы Хаммурапи отражают объективную реальность и являются для нас энциклопедией сведений об экономике, культуре, праве и в целом об обществе Старовавилонского периода.
Page 4
Перейти к загрузке файла |
|
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
Источник: https://studwood.ru/682504/pravo/brachno_semeynoe_nasledstvennoe_pravo