+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Формальные и процедурные правила юридической техники

Процедурные правила

Формальные и процедурные правила юридической техники

Подготовка и принятие правовых актов является творческим процессом. Однако их главная особенность заключается в том, что, имея повелительный характер, они всегда затрагивают интересы субъектов права. Вот почему их принятие, как правило, формализуется в виде определенной процедуры.

Юридические документы бывают разного характера. Однако в целом их можно разделить на два блока:

  • 1) юридические документы, опосредующие нормальный ход реализации субъектами своих прав и обязанностей, принимаются при осуществлении таких видов юридической деятельности, как:
    • — правотворческая;
    • — интерпретационная;
    • — правореализационная (заявления, приказы, расписки, доверенности и др.);
    • — правоприменительная неюрисдикционная (нотариальные, учредительные, регистрационные, лицензионные и другие документы)[1];
  • 2) юридические документы, с помощью которых разрешаются правовые аномалии, т. е. отклонения от нормального развития правовой материи или реализации норм права[2]. Этот вид документов опосредует:
    • — применение санкций за правонарушения;
    • — предупреждение правонарушений;
    • — разрешение споров между субъектами права;
    • — устранение коллизий между нормативными актами и т. д.

Одним словом, сюда относится любая правоприменительная

юрисдикционная деятельность государственных органов, в результате которой принимается множество правоприменительных документов.

Правовые последствия, возникающие в связи с изданием правоприменительных юрисдикционных документов, отличаются жесткостью и самым непосредственным образом влияют на поведение и судьбы людей.

Даже самое малое отступление от процедуры их принятия порой способно больно ударить по интересам субъектов права.

Вот почему порядок их принятия существенно отличается в плане четкости, детализированности и даже строгости от порядка создания юридических документов первого блока.

Именно это заставило большинство ученых признать, что объединение порядка принятия правотворческих, правореализационных и правоприменительных документов в единое понятие «юридический процесс» возможно лишь с дальнейшей дифференциацией этого понятия (правотворческий, правореализационный, правоприменительный неюрисдикционный и правоприменительный юрисдикционный виды процесса)[3].

Анализ научных споров между сторонниками традиционного (узкого) и широкого понимания юридического процесса позволяет сделать следующие выводы:

  • 1) научной категорией, обозначающей порядок совершения всех видов юридической деятельности, является понятие «юридический процесс»;
  • 2) нормы, регулирующие реализацию материального права, составляют юридическую процедуру или процедурное право;
  • 3) нормы, с помощью которых разрешаются правовые аномалии, объединяются в понятие «юрисдикционный процесс» или собственно процессуальное право.

Рассмотрим общие правила юридической техники, касающиеся порядка проведения любой (как нормальной, так и аномальной) юридической деятельности.

Законность означает, что последовательность действий, связанных с принятием юридического документа, прописывается в нормативном акте либо ее можно вывести из содержания правовых актов.

Так, процедуре принятия ведомственных актов посвящено около 10 нормативных актов (указов, постановлений, писем Минюста России). Кроме того, в каждом ведомстве по данному вопросу принимаются свои акты.

Более детально в законодательстве прописывается, конечно, порядок принятия правоприменительных актов, особенно судебных.

Правило рациональности процедуры призвано обеспечить достижение целей быстрого и полного осуществления юридической деятельности с наименьшей затратой сил, средств и времени со стороны государственных органов, должностных лиц и граждан.

Правило юридической техники, о котором идет речь, имеет двоякий смысл:

  • 1) это задача органа, установившего процедуру, постоянно работать над ее усовершенствованием, внося соответствующие изменения в установленный им порядок принятия правовых актов. На протяжении последних лет демонстрирует постоянное стремление к совершенствованию процедуры выборов Центральная избирательная комиссия РФ, предложившая для принятия Государственной Думе не один десяток поправок в избирательное законодательство;
  • 2) это задача тех, кто реализует процедурные нормы, поступать при этом рационально. Наглядный пример — принятие Государственной Думой Федерального закона от 25 декабря 2000 г. № З-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации». Он был принят сразу в первом чтении, хотя по Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятому постановлением Государственной Думы РФ от 22 января 1998 г. № 2134-П ГД, вполне допустимо было провести три чтения.

Page 3

Имеется в виду совершение юридически значимых действий в последовательности, вытекающей из существующих условий. Рассмотрим пример из нотариальной практики.

Если нотариус удостоверяет сделку по передаче жилой площади (купля-продажа или дарение) между близкими родственниками, вряд ли он перед этим будет осуществлять действия по выяснению всей генеалогии претендентов на жилую площадь.

Он обязательно потребует предоставить документы о праве собственности на жилое помещение и другие необходимые документы, пригласит на регистрацию сделки обе стороны и выполнит все нужные действия. Но процедура будет гораздо сложнее, если речь пойдет о сделке по поводу недвижимости между незнакомыми людьми.

В таком случае, чтобы обеспечить юридическую чистоту сделки, нотариус обязан проверить еще множество фактов (их наличие или отсутствие).

Юридическая процедура порой настолько сложна, что растягивается на довольно продолжительное время. Например, три чтения в Государственной Думе самого незамысловатого закона занимает около шести месяцев.

Некоторые сложные уголовные дела тянутся по полгода и более. На каждом этапе процедуры задействуются те или иные ее участники.

Для экономии их времени и сил, а также для удобства тех, кто обеспечивает их присутствие, желательно заранее определять время возможного участия всех лиц.

Принцип плановости хорошо просматривается в работе Государственной Думы, где составляются планы прохождения законопроектов на год, квартал, месяц, неделю. Планируется работа каждого пленарного заседания. Однако часто планы нарушаются как по объективным, так и по субъективным причинам. Не стоит видеть в этом катастрофу.

Page 4

Процедура должна обеспечивать учет и согласование интересов лиц, которым адресован правовой акт. Это означает, что к процессу его разработки и принятия должны привлекаться граждане и организации, на правовом положении которых может отразиться это решение (управленческое, судебное или другое).

Выполнение этого процедурного правила — обычно обязанность составителя юридического документа (управленческого решения, договора или нормативного акта).

В уголовном процессе судья до вынесения приговора всегда выясняет мнение не только потерпевшего по многим для него принципиальным вопросам, но и личные, семейные обстоятельства подсудимого.

Делается это для того, чтобы точнее урегулировать ситуацию. Рассмотрим в качестве примера конкретное уголовное дело.

Российская глубинка. Проблемы с трудовой занятостью, проведением культурного досуга. С., недавно вернувшийся из армии, решил с другом отметить это событие.

Поскольку никто из них не работал, они решили добыть деньги на выпивку продажей краденого у своих соседей имущества. Забравшись в кладовую, они украли мешок пшена и трехлитровую банку растительного масла.

Реализовали односельчанам, купили спиртное и веселились весь вечер. Их привлекли к уголовной ответственности.

На процессе судья для правильной квалификации дела детально выяснял у потерпевшей, является ли причиненный ущерб для семьи значительным. Потерпевшая ответила утвердительно, обосновав это тем, что она не может в селе найти работу, ее муж умер и на ее иждивении находятся двое детей, вся семья живет на пенсию ее матери. Деяние подсудимых было квалифицировано по ч. 2 ст. 158 УК РФ.

Значимость этого процедурного правила куда большая при принятии законов. Для того чтобы претворить его в жизнь, в том числе необходимо:

  • — познать закономерности общественного развития;
  • — выявить социальные интересы;
  • — определить доминирующие интересы.

Для согласования интересов используются согласительные процедуры, экспертиза законопроектов, их всенародное обсуждение, освещение законотворческого процесса в прессе и др.[1]

Источник: https://studref.com/369699/pravo/protsedurnye_pravila

Формальные и процедурные правила юридической техники

Формальные и процедурные правила юридической техники

В результате изучения данной главы обучающийся будет: знать

  1. • основные методы и приемы юридической техники;
  2. • пользоваться техническими приемами и средствами из инструментария юридической техники;
  3. • подбирать необходимые методы для решения конкретных юридико-технических задач;
  4. • важнейшие этапы и стадии юридико-технической деятельности; уметь
  5. • правила выполнения юридической работы;

владеть

  1. • стратегией и тактикой юридической деятельности;
  2. • технологией осуществления юридической работы.

Юридическая техника при современном уровне научного и практического интереса к прикладной юриспруденции приобретает характер системы знаний об оптимальном взаимодействии юридических и юридико- технических средств (стратегии, тактике, правилах, приемах, способах и методах), используемых в процессе формирования, закрепления

Правила юридической техники

Стр 1 из 2(См. уч. Кашаниной, главу 4, с. 111) юридической техники — это различные по характеру и форме выражения правила выполнения юридической работы. Схема 4.1. юридической техники Ю.А.

Тихомиров выделяет шесть взаимосвязанных групп правил (или, согласно его терминологии, элементов): 1) познавательно-юридические; 2) нормативно-структурные; 3) логические; 4) языковые; 5) документально-технические; 6) процедурные.

Одним словом, любая юридическая деятельность должна быть социально адекватной. Правила логики Юридическая деятельность очень сложна: она состоит,

16 Процедурные правила принятия юридических документов

Юридические документы бывают разного характера.

Однако их все же можно разделить на два блока: 1) юридические документы, опосредующие нормальный ход реализации субъектами своих прав и обязанностей, принимаются при осуществлении таких видов юридической деятельности, как: правотворческая; интерпретационная; правореализационная (заявления, приказы, расписки, доверенности и др.); правоприменительная неюрисдикционная (нотариальные, учредительные, регистрационные, лицензионные и другие документы); 2) юридические документы, с помощью которых разрешаются правовые аномалии, т.е.

отклонения от нормального развития правовой материи или реализации норм права.

Этот вид документов опосредует: применение санкций за правонарушения; предупреждение правонарушений; разрешение споров между субъектами права; устранение коллизий между нормативными актами и т.д. Сюда относится всякая правоприменительная юрисдикционная деятельность гос

Предыдущая1 юридической техники — это различные по характеру и форме выражения правила выполнения юридической работы. Инструментарий, составляющий содержание юридической техники, подразделяется на шесть групп: 1.Содержательные правила, 2.Правила логики, 3.Структурные правила, 4.Языковые правила, 5.Формальные (реквизитные) правила, 6.Процедурные правила.

Правила логики.Юридическая деятельность состоит, как правило, из нескольких этапов, стадий, операций, протяженна по времени и достаточно затратна с точки зрения нервной энергии. Вот почему остро ставится во главу угла проблема достижения поставленной цели.

Процедурные правила принятия юридических документов

3Юридические документы бывают разного характера.

Однако их все же можно разделить на два блока: 1) юридические документы, опосредующие нормальный ход реализации субъектами своих прав и обязанностей, принимаются при осуществлении таких видов юридической деятельности, как: правотворческая; интерпретационная; правореализационная (заявления, приказы, расписки, доверенности и др.); правоприменительная неюрисдикционная (нотариальные, учредительные, регистрационные, лицензионные и другие документы); 2) юридические документы, с помощью которых разрешаются правовые аномалии, т.е.

отклонения от нормального развития правовой материи или реализации норм права.

Этот вид документов опосредует: применение санкций за правонарушения; предупреждение правонарушений; разрешение споров между субъектами права; устранение коллизий между нормативными актами и т.д.

Официальность стиля правовых документов

Стр 1 из 4Особенности юридического стиля: — строгость; — чеканность; — нейтральность; — беспристрастность; — отсутствие какой-либо оригинальности и стилевой индивидуальности; — сдержанность и эмоциональная холодность; — отсутствие образных сравнений; — властность (повелительность).

Указанные языковые правила служат основой для формулирования правовых предписаний.

Такие признаки именуются реквизитами правового акта.

К их числу относятся: — название вида правового акта; — название органа, его издавшего; — наименование (полное и сокращенное); — дата принятия; — номер правового акта.

Структурные правила в юр. технике: понятие и виды

Структура правового документа — это его строение.

Как и любое строительство, создание правовых документов должно подчиняться определенным канонам.

Главный из них — деление правового документа на части.

Любой правовой документ содержит, по крайней мере, три части:

  1. — заключительную.
  2. — вступительную;
  3. — основную;

Во вступительной части правового документа отражается большинство его реквизитов.

Основная часть. В сложных правовых документах основная часть, как правило, подразделяется на части, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, абзацы и др.

В структуре правореализационных актов (например, в договорах) можно также увидеть разделы, пункты, подпункты, абзацы.

Основные судебные акты построены иначе: их содержание составляют констатирующая, описательная, мотивировочная, резолютивная части.

Заключительная часть. Как правило, во всех видах юридических документов заключительная часть невелика.

Юридическая техника

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Подготовка и принятие правовых актов является творческим процессом.

Однако их главная особенность заключается в том, что, имея повелительный характер, они всегда затрагивают интересы субъектов права. Вот почему их принятие, как правило, формализуется в виде определенной процедуры.

Юридические документы бывают разного характера. Однако в целом их можно разделить на два блока: 1) юридические документы, опосредующие нормальный ход реализации субъектами своих прав и обязанностей, принимаются при осуществлении таких видов юридической деятельности, как:

  1. правоприменительная неюрисдикционная (нотариальные, учредительные, регистрационные, лицензионные и другие документы);
  2. интерпретационная;
  3. правотворческая;
  4. правореализационная (заявления, приказы, расписки, доверенности и др.);

2) юридические документы, с помощью которых разрешаются правовые аномалии, т.е.

16.Процедурные правила Юридические документы бывают разного характера

Однако в целом их можно разделить на два блока1) юридические документы, опосредующие нормальный ход реализации субъектами своих прав и обязанностей, принимают- ся при осуществлении таких видов юридической деятельности, как:— правотворческая;— интерпретационная;— правореализационная (заявления, приказы, расписки, дове- ренности и др.);~~ правоприменительная неюрисдикционная (нотариальные,учредительные, регистрационные, лицензионные и другие документы)1;2) юридические документы, с помощью которых разрешаются правовые аномалии, т.

е. отклонения от нормального развития правовой материи или реализации норм права2.

Источник: http://livedocuments.ru/formalnye-i-procedurnye-pravila-juridicheskoj-tehniki-16363/

Требования и правила юридической техники

В этой форме реализуются запрещающие нормы. Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса.

Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом.

Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм.

Понятие содержания юр техники

Точность и ясность, доступность для понимания — непременное условие их эффективности.

Формальные (реквизитные) требования. В процессе юридической практики совершаются акты, порождающие юридические последствия, и составляются правовые документы. Акты могут изменить не только правовое положение субъекта права, но и его судьбу.

Крайне важно знать, кто составил правовой документ, оформляющий какое-либо юридическое действие.

В случае обнаружения юридической ошибки ее необходимо устранить и привлечь к юридической ответственности субъекта, действовавшего непрофессионально.

Соблюдение правил юридической техники, касающихся юридической процедуры, помогает предотвратить

Юридическая природа правил юридической техники Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Проводится анализ достоинств и недостатков различных подходов к классификации правил юридической техники.

О таковом, в частности, свидетельствует и принятие «законов о законах» на региональном уровне, и появление огромного числа ведомственных инструкций, правил, требований, призванных дать ответы на вопросы техники создания и оформления юридических документов.

Однако опыт показывает, что усиление юридико-технической регламентации, к сожалению, не способствует полному устранению существующих проблем. Техническое качество юридических документов и нормативно-правовых

Общая характеристика правил юридической техники

Языковые (или лингвистические)правила обеспечивают ясность текста, его смысловую точность, максимальную доступность содержания для тех, кому документ предназначен.

Формальные (или реквизитные, документально-технические) правила, предусмотренные для конкретного вида правовых актов, требуют соблюдения при составлении текста соответствия формы и содержания, указания необходимых данных, позволяющих вести учет документов и их идентификацию.

Процедурные правила помогают предотвратить ошибки, злоупотребления со стороны должностных лиц, приводящие к неблагоприятным правовым последствиям.

Знание правил ЮТ не гарантирует достижения обозначенной цели, если они не реализуются через использование соответствующих приемов.

Содержательные правила Юридико-техническое предназначение этой достаточно обширной группы правил — корректное отражение в правовом акте общественных потребностей, подлежащих правовой регламентации.

§ 6. Формальные (реквизитные) правила

Окончательный вариант заголовка обычно утверждается после рассмотрения всех поправок к тексту проекта нормативного акта, так как в процессе создания документа его содержание может час­тично измениться. Заголовок должен точно отражать содержание всего законопроекта.

Различают полное и краткое наименование закона.

Полное наименование является главным идентификационным признаком закона, так как официально все ссылаются именно на него. Как правило, не рекомендуется включать в наименование законапояснения, заключенные в скобках.

Это затрудняет вос­приятие наименования в целом.

В науке избирательного права уже ведутся разработки, связанные с кодификацией избирательного законодательства Избирательный ко­декс как полное наименование закона, регулирующего все выборы на федеральном уровне, является наиболее удачным, так как четко и в лаконичной форме отражает круг регулируемых отношений. Нецеле­сообразно включать в его наименование указание на регулирование именно федеральных выборов, потому что, во-первых, выборы в субъ­ектах РФ и выборы в органы местного самоуправления не могут регу­

Формальные (реквизитные) требования

Факторы, влияющие на правотворческую логику: социальные условия; политика; мораль; общественное мнение; мировоззрение законодателей; их предпочтения.

Юридическая логика дает возможность: 1) выбрать главную цель в ряду тех целей, которые заслуживают внимания при упорядочении социальной жизни; 2) обеспечить точность в процессе правового регулирования; 3) выработать оптимальное юридическое решение; 4) достичь справедливости при разрешении общих правовых проблем (в процессе правотворчества) и конкретных юридических дел (в правоприменении); 5) реализовать принцип гуманизма на деле, а не только его провозгласить; 6) сделать реальными права и свободы граждан и обеспечить их защиту; 7) гарантировать недопущение ошибок в процессе принятия юридических решений. Система логических требований (правил) в правотворчестве Характер юридической логики накладывает отпечаток на логические правила, используемые при составлении нормативных актов.

§ 7. Процедурные правила

юридические документы, опосредующие нормальный ход реализации субъектами своих прав и обязанностей, принимают­ся при осуществлении таких видов юридической деятельности, как: правотворческая; интерпретационная; правореализационная (заявления, приказы, расписки, дове­ренности и др.); правоприменительная неюрисдикционная (нотариальные, учредительные, регистрационные, лицензионные и другие до­кументы)1; юридические документы, с помощью которых разрешаются правовые аномалии, т. е. отклонения от нормального развития правовой материи или реализации норм права2.

Этот вид докумен­тов опосредует: применение санкций за правонарушения; предупреждение правонарушений; разрешение споров между субъектами права; устранение коллизий между нормативными актами и т.

д. Одним словом, сюда относится любая правоприменительная

Юридическая природа правил юридической техники Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

обеспечение региональной безопасности характеризует слабая разработка стратегии экстренных мер, направленных на стабилизацию положения в экстренных ситуациях; приоритет компенсационных механизмов социальной защиты, направленных на решение задач выживания без должного внимания к реализации долгосрочных программ, предупреждающих ущерб жизненно важным интересам личности и нарастанию угроз этим интересам в различных сферах.

Процедурные правила

Правовые последствия, возникающие в связи с изданием правоприменительных юрисдикционных документов, отличаются жесткостью и самым непосредственным образом влияют на поведение и судьбы людей.

Даже самое малое отступление от процедуры их принятия порой способно больно ударить по интересам субъектов права. Вот почему порядок их принятия существенно отличается в плане четкости, детализированности и даже строгости от порядка создания юридических документов первого блока.

Именно это заставило большинство ученых признать, что объединение порядка принятия правотворческих, правореализационных и правоприменительных документов в единое понятие «юридический процесс» возможно лишь с дальнейшей дифференциацией этого понятия (правотворческий, правореализационный, правоприменительный неюрисдикционный и правоприменительный юрисдикционный виды процесса).

Анализ научных споров между сторонниками традиционного (узкого) и широкого понимания юридического процесса позволяет сделать следующие выводы:

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.