Брошенные суда в нейтральных водах

Кому принадлежат сокровища на затонувших кораблях?

Брошенные суда в нейтральных водах

300 лет тому назад у берегов нынешней Колумбии британцы затопили испанский галеон «Сан-Хосе». Корабль был нагружен золотом, серебром и драгоценными камнями из испанских колоний в Южной Америке.

Груз предназначался для короля Филиппа V, которому были нужны деньги для ведения войны за испанское наследство. В 2015 году власти Колумбии заявили, что обнаружили обломки галеона у побережья Картахены.

Кому теперь принадлежит этот 300-летний корабль и находящийся на нем груз драгоценностей?

pxhere.com

В 2017 году президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос заявил, что подъем затонувшего судна «открывает новую главу истории — не только Колумбии, но и всего мира».

Сейчас команда археологов-подводников при помощи подводного робота изучает затонувший корабль.

Мировые СМИ и эксперты активно обсуждают, что это, возможно, самый ценный из когда-либо затонувших кораблей, а стоимость его груза может измеряться миллиардами долларов.

На дне Мирового океана лежат тысячи кораблей, и подъем на поверхность их затонувших грузов интересует не только археологов, но и охотников за сокровищами. Но есть ли какие-либо правила или законы, регулирующие подобного рода деятельность?

На некоторые аспекты работы кладоискателей распространяются международные договоренности, отвечает юрист и археолог из Университета Саутгемптона Роберт Макинтош. Однако решение, кто именно получит право распоряжаться поднятым со дна ценным грузом, обычно основывается на договоренностях между конкретными странами в рамках международного права.

Например, у первоначального владельца судна теоретически есть право собственности на затопленный груз. Однако над этим правом могут превалировать законы страны, в чьих территориальных водах было найдено затонувшее судно.

«Взято с потолка»

«Океан — этой величайший из музеев», — говорит морской археолог Питер Кампбелл. А поиски затонувших кораблей — огромный и иногда весьма прибыльный бизнес.

Стоимость затонувшего груза может взлететь до небес еще до того, как сам груз будет поднят на поверхность. При этом, напоминает Кампбелл, иногда расходы на поиски и подъем груза могут в результате оказаться выше его стоимости.

Стоимость груза «Сан-Хосе» по примерным оценкам может достигать 17 млрд долларов, хотя в 2015 году, когда правительство Колумбии только объявило, что корабль найден, его груз оценивался в пределах от 1 до 10 млрд долларов.

Сумма в 17 миллиардов, судя по всему, была просто взята с потолка, говорит Питер Кампбелл.

Как бы то ни было, все согласны с тем, что груз «Сан-Хосе» представляет огромную ценность — как с финансовой точки зрения, так и для историков.

Что говорит закон?

Одно из немногих и одно из самых известных средневековых изображений каравеллы. Двухмачтовая каравелла-латина, фрагмент ретабло Святой Авты. Лиссабон. 1520 год. Commons.wikimedia.org

Конвенция ЮНЕСКО 2001 года об охране подводного культурного наследия перечисляет правила подводных археологических работ и, в частности, указывает, какими квалификациями должны обладать археологи.

Отдел ЮНЕСКО, отвечающий за подводное культурное наследие, сообщил Би-би-си, что там были бы рады принимать участие в разрешении вопросов о том, кому именно принадлежат затонувшие суда, но до сих пор в ЮНЕСКО никто с таким вопросом не обращался.

Страна, которой изначально принадлежало затонувшее судно, может объявить себя владельцем его обломков, даже если оно затонуло сотни лет тому назад.

Были случаи, когда одна страна передавала право собственности на затонувшее судно другой, если та собиралась поднять его со дна моря и отправить в музей.

Но вопрос о правах собственности затрудняется конкретным расположением судна на дне моря, если оно оказалось в территориальных водах другого государства.

Согласно международному праву, у каждой страны — эксклюзивный суверенитет над своими прибрежными водами, и, как говорит Роберт Макинтош, страна может делать все что угодно в своих собственных водах, в том числе и устанавливать право собственности над тем, что лежит на дне моря.

Это право не распространяется на суда, затонувшие в международных водах.

Кроме того, существует понятие «суверенного иммунитета». Это относится к военным и другим государственным кораблям, не занимающимися коммерческой деятельностью и на которые не распространяется юрисдикция других государств, отмечает Роберт Макинтош.

Именно исходя из этого принципа суд в штате Флорида в 2009 году принял решение, что частная компания Odyssey Marine Exploration должна вернуть Испании найденные ею полмиллиона золотых и серебряных монет на борту затопленного британцами в 1804 году испанского корабля «Нуэстра-Сеньора-де-лас-Мерседес».

Нидерландский галеон. С картины XVII века. Commons.wikimedia.org

Odyssey Marine Exploration утверждала, что обнаружила корабль в международных водах и, соответственно, сокровища принадлежат ей. Суд постановил, что на груз этого корабля распространяется принцип суверенного иммунитета, и, соответственно, 17 тонн монет должны быть возвращены испанской казне, так как власти Испании никогда не отказывались от своего права собственности над этим фрегатом.

Иногда возникают разногласия в связи с происхождением затонувшего груза.

Так, в том же судебном деле по вопросу о грузе «Нуэстра-Сеньора-де-лас-Мерседес» власти Перу требовали вернуть сокровища в Лиму, так как золото и серебро были добыты на перуанских шахтах, а монеты отчеканены в Перу.

Суд постановил, что Перу в то время входило в состав Испанской империи и не было независимым государством.

Источник: https://news.tut.by/culture/595539.html

Брошенные суда в нейтральных водах

Брошенные суда в нейтральных водах

Заметьте: достаточно родиться на корабле, вовсе не обязательно куда-то плыть, даже в нейтральные воды. С начала 90-х отечественные Остапы Бендеры пытаются заполучить какую-никакую посудину под «звездно-полосатым» флагом, чтобы (естественно, за немалые деньги) устроить эдакий плавучий роддом.

Но что-то не выходит пока. Вообще, можно много чего придумать. Например, в той же Голландии официально разрешены к употреблению около 20 легких наркотиков.

Кто мешает устроить для желающих оторваться морскую прогулку в нейтральных водах под флагом королевства Нидерланды? Лишь бы платили за билет.

Можно еще вспомнить австралийского, с позволения сказать, врача Филипа Ницке, которого сами австралийцы прозвали Доктор Смерть.

Тот давно вынашивает планы обустроить «корабль смерти» под «либеральным флагом» страны, в которой эвтаназия не запрещена, и всё в тех же нейтральных водах устраивать узаконенные самоубийства.

Хроники и

За очень короткое время в район прибыли пограничные катера типа “Соболь”, ПСКР “Дон”, катера типа “Мангуст”и малый патрульный корабль “Суздалец”. Практически сразу россияне повели себя крайне агрессивно, идя на встречных курсах и пытаясь таранить наши корабли.

В итоге пограничный корабль “Дон” совершил таран нашего рейдового буксира, был поврежден основной двигатель корабля, обшивка и леерное ограждение, потерян спасательный плотик. Судя по некоторым данным, имело место не намеренный таран, а просто капитан российского судна не смог управиться со своим “корытом”.

“Дон” получил незначительные повреждения, однако был возвращен в порт. Мало того, “Дон” при развороте протаранил и собственное пограничное судно “Изумруд”, которое получило пробоину размером 1х1 м.

Собственно сам 300-тонный буксир “Яни Капу” построен в 1974 г.

У побережья гайаны найдены крупнейшие в истории сокровища

Кроме того, исследователи обнаружили на затонувшем корабле олово — несколько тысяч тонн — и примерно столько же меди в слитках — правда, эти товары в отличие от золота и драгоценных камней за 60 с лишним лет пребывания на морском дне свою ценность потеряли.

Условно судно названо «Голубой барон». «И всем приходится гадать — что за корабль и куда шел. Вроде бы назвали номер подлодки, которая его потопила, — U87.

Но история всех подводных лодок нацистской Германии известна буквально до минуты и, по данным специалистов, эта должна была идти севернее.

Тяжкое преступление в нейтральных водах

Этот предлог не выдерживает никакой критики, и даже если бы предположение, лежащее в его основе, подтвердилось, это не оправдало бы преступления международного масштаба.

Израиль может справиться с угрозой ракетных обстрелов мирными средствами. Здесь имеет важное значение предыстория данного случая.

Осада Газы, в том числе военно-морская блокада, явилась частью этого наказания и резко усилилась в июне 2007 г. после того, как ХАМАС установило контроль над территорией Палестины. Силовое противостояние, которое обычно описывается как военный переворот, совершенный ХАМАС, было

По законам какого государства будут судить человека без гражданства за убийство другого человека без гражданства в нейтральных водах?

Из статьи 12 названной Конвенции следует, что каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, поскольку капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров:a) оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель,b) следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать.Вывод: Капитаны судов несут обязанность по оказанию помощи в открытом море.

Cтатья 15 Конвенции говорит о следующем:Любое из перечисленных ниже действий является пиратством:1) любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленныйa) в открытом море против

Не проплыть мимо

На учете восьми администраций морских портов — 144 судна. Больше всего брошенных судов в акватории реки Лена (294) и Обь-Иртышском бассейне — 368, в одном месте затоплено сразу 14 судов.Обстановочные бригады регулярно исследуют водные пути на предмет затонувших и бесхозных судов.

При обнаружении такого объекта специалисты приступают к поиску владельца, который обязан поднять из воды и утилизировать свое имущество, если оно представляет опасность для водного движения.

Расположение их известно и нанесено на судоходные карты, чтобы капитаны могли их обойти в случае отклонения от основного курса (практически все суда лежат не на основном пути следования).Некоторые плавсредства затоплены недалеко от судового хода.

Пока это основной способ предотвратить возможное столкновение,

Согласно статье 18 Конвенции 1982 года под проходом через территориальное море “понимается плавание через территориальное море с целью:
  1. б) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у такого портового сооружения”.
  2. а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;

Таким образом, Конвенцией 1982 года предусмотрены два вида прохода через территориальное море: без захода во внутренние воды и порты и с заходом во внутренние воды и порты.

Далее, согласно статье 18 следует, что проход иностранного судна является мирный, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

Такой проход должен совершаться в соответствии с Конвенцией 1982 года и другими портами международного права. Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

Неупокоенные: Самые известные корабли-призраки

Вы можете подумать, что это очередная морская байка, но на самом деле это выдержка из полицейского отчёта о пропаже без вести трёх членов экипажа яхты-катамарана KZ-II в апреле 2007 года.

Полагаем, теперь мы вас заинтриговали? В этом материале мы собрали самые известные и загадочные истории о кораблях, которые в разное время обнаруживались в море при самых мистических обстоятельствах: без экипажа на борту или с мёртвыми морякам, умершими по неустановленной причине, или в качестве призраков, напоминающих о трагических событиях прошлого.

Это была роскошная яхта, построенная в 1931 году в Лос-Анджелесе для кинорежиссера Роланда Веста. Во время Второй мировой войны MV Joyita снабдили оборудованием, и она работала в качестве патрульного судна у побережья Гавайев до конца войны.3 октября 1955 года MV Joyita отправилась в плавание из Самоа к острову Токелау – расстояние примерно 270 морских миль.

§ 5. Международное морское право

Руководствуясь этим принципом, военные корабли должны строго уважать установленные государствами морские границы, ширину территориальных вод, правила плавания в них.

Военные корабли одного государства не могут навязывать свою волю кораблям другого государства; 3) принцип равноправия государств.

В силу принципа суверенного равенства и равноправия государств любые действия в лице его правомочных органов или представителей пользуются иммунитетом.

Основываясь на этом принципе, военные корабли всех флагов как специальные органы своих государств обладают иммунитетом, они равноправны и в их законную деятельность недопустимо никакое вмешательство каких-либо органов или властей других государств; 4) принцип ненападения.

Источник: http://KonsulAN.ru/broshennye-suda-v-nejtralnyh-vodah-34341/

Угроза из-под воды: как российские порты решают проблему затонувших судов

Брошенные суда в нейтральных водах

МОСКВА, 2 июля. /ТАСС/. Большое количество затонувших судов в российской акватории стало реальной угрозой как отечественному судоходству, так и экологии, рассказал ТАСС министр природных ресурсов РФ Сергей Донской.

«В настоящее время [проблема] стоит довольно остро, и не только на территории Арктической зоны, но и на территории всей России.

Затопленные суда мешают судоходству, создают опасность возникновения чрезвычайных экологических ситуаций.

Кроме того, загрязняются акватории водных объектов, велика вероятность того, что на затонувших судах еще остались нефтепродукты, которые могут нанести существенный ущерб экологическим системам Арктики», — сказал Донской.

По словам экспертов, в советское время, а потом и в 1990-е и начале 2000-х годов ситуацию с затопленными кораблями практически не отслеживали.

В некоторых акваториях «утопленники» исчисляются единицами и не представляют особой опасности, но есть территории, например, в Кольском заливе, где они уже мешают судоходству.

При этом единой федеральной программы по подъему утонувших плавсредств нет. Только в Мурманской области с прошлого года реализуется пилотный федеральный проект.

Сотни затопленных бортов

Полных данных о масштабе подводных свалок в России нет ни у одного ведомства. Сбор информации еще продолжается.

Как сообщили ТАСС в пресс-службе Минприроды, сейчас на территории Якутии только в акватории Ленского бассейна выявлено более 250 единиц затопленных судов, их частей и прочего металлолома.

На территории Ненецкого автономного округа в поселке Амдерма — 17 затонувших и полузатонувших барж. В Кольском заливе Мурманской области обнаружено 102 брошенных под водой объекта.

В числе «лидеров» и Ямало-Ненецкий автономный округ.

По закону поднимать затопленные корабли должны их собственники за свой счет, но установить владельцев удается далеко не всегда. Пока в России не разработана единая федеральная программа по ликвидации подводных свалок, регионы пытаются самостоятельно оценить ситуацию и подсчитать, сколько средств понадобится на уборку.

По предварительным оценкам, на территории Ямало- Ненецкого автономного округа для выполнения работ по подъему затонувших плавсредств и иного имущества потребуется более 780 млн руб.

На работы по подъему затонувших объектов и ликвидации накопленного вреда на территории поселка Амдерма в Ненецком автономном округе необходимо около 910 млн руб. Якутии на подъем и утилизацию затонувших судов необходимо финансирование в размере более 8 млрд руб.

Однако из федерального бюджета деньги на эти цели выделены пока лишь Мурманской области в рамках пилотного проекта — 50 млн рублей.

Регионы оценивают масштаб проблемы

Несмотря на то, что источники финансирования работ по подъему судов в большинстве регионов еще не определены, местные власти проводят обследование акваторий и оценивают размер проблемы.

В 2016 году департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа провел обследование всей береговой полосы и прибрежной акватории реки Печоры в границах Нарьян-Мара и поселка Искателей, в результате было выявлено 93 брошенных судна.

В 33 случаях собственники плавсредств были установлены, в 19 случаях их не сумели найти, остальные объекты по конструктивным особенностям не подлежат восстановлению и признаны металлоломом.

«На сегодняшний день работники департамента ведут активную работу с собственниками плавсредств, четыре судна уже утилизированы», — рассказали в ведомстве.

Работа по утилизации брошенных судов проводится профильным ведомством в рамках приоритетного проекта «Чистая страна».

Что касается бюджетных средств, в этом году на очистку береговой полосы озера Качгорт в Нарьян- Маре из окружной казны будет направлено 1,2 млн рублей.

По условиям контракта предстоит утилизировать 20 плавсредств, не подлежащих восстановлению и расположенных в границах береговой полосы и акватории озера Качгорт.

«Проведение данных работ позволит полностью очистить водоем, а также восстановить его эстетическое и экологическое состояние. Работы должны быть выполнены не позднее октября 2017 года», — рассказали в профильном департаменте.

Уступили место яхтам

Интересный опыт очистки акватории есть в Петропавловске-Камчатском.

Затонувшее в 2013 году рыболовецкое судно «Снегирево» подняли со дна Авачинской бухты в ходе строительства международного яхтенного порта.

Освободившееся место позволит разместить уже в этом году плавучие понтоны для швартовки почти 40 маломерных судов, сообщил ТАСС генеральный директор Корпорации развития Камчатки Николай Пегин.

Международный яхтенный порт располагается в историческом центре Петропавловска-Камчатского. Он будет рассчитан на одновременную стоянку 150 яхт, катамаранов и маломерных катеров. Здесь же расположатся гостиницы, рестораны и прогулочная зона. Рядом с яхтенным портом уже в этом году планируется построить пирс для приема круизных лайнеров.

«Увенчавшиеся успехом работы позволили решить одновременно несколько задач. Упрощается навигационная обстановка, получены дополнительные швартовочные места, в которых ощущается дефицит», — сообщил Пегин.

Что касается поднятого судна «Снегирево», то оно не подлежит восстановлению и будет утилизировано. «Очистка бухты продолжится. На очереди подъем еще одного рыболовного судна и понтона», — сказал собеседник агентства.

Уникальный проект в Кольском заливе

Что касается федеральных проектов по подъему судов, то пока в стране реализуется один такой проект. Пилотной площадкой для него Минприроды выбрало Кольский залив в Мурманской области — единственный на севере России незамерзающий из-за теплого течения Гольфстрим судоходный залив.

На его берегах расположены Мурманск с рыбным и торговым портом, главная база Северного флота Североморск и другие базы ВМФ, а также судоремонтные заводы Минобороны.

Поэтому помимо экологической опасности затонувшие суда вызывают тревогу и с точки зрения судоходства, которое в Кольском заливе осуществляется круглый год.

Как сообщали ТАСС в региональном Минприроды, проект по ликвидации накопленного экологического ущерба, связанного с размещением несанкционированных свалок судов вдоль побережья Кольского залива, начали разрабатывать весной 2016 года. На сегодняшний день программа очистки Кольского залива является уникальным проектом, единственным не только в Арктической зоне, но и в Российской Федерации в целом.

Работы по очистке залива от затонувших и брошенных судов начнутся летом текущего года.

В ходе подготовительных работ Минприроды области и ФГУП «РосРАО» (федеральное государственное предприятие по обращению с радиоактивными отходами) проанализировали состояние акватории Кольского залива, был составлен реестр затопленного и затонувшего имущества, в который вошли 102 объекта — суда, сооружения, металлолом и отходы.

В целом свалки затонувших судов и других конструкций на дне Кольского залива, согласно данным проведенного мониторинга, занимают более 3 тыс. гектаров.

Среди затопленных судов есть и особо опасные, на которые находится большое количество топлива. Согласно расчетам, на подготовку и подъем одного объекта требуется около 52 недель.

Сколько продлятся работы по очистке залива, пока не уточняется.

Будет ли продолжен проект в других регионах, в Минприроды РФ пока не знают.

«Для того, чтобы начать выполнять работы по подъему затонувших судов, необходимо предварительно провести инвентаризацию затонувших объектов и разработать программу очистки акватории с учетом определения наиболее высокой экологической и навигационной опасности затопленных объектов, климатических и иных особенностей для каждого из отдельных регионов. Далее необходимо определить возможность и технологию подъема для каждого затонувшего объекта с учетом его технических, географических характеристик, с учетом наличия необходимых технических средств», — сказали в ведомстве.

Там добавили, что проекты по подъему затонувших судов могут реализовываться не только в морских акваториях, но и в речных.

«Однозначно сказать, где в последующем будут осуществляться такие работы, в настоящее время не представляется возможным, так как необходимо продолжать уточнение и сбор информации от субъектов РФ о наличии на их территориях таких объектов накопленного вреда окружающей среде», — сказали в Минприроды.

Затонувшие суда опасны не везде

Стоит отметить, что далеко не всем портам мешают затонувшие плавсредства. Например, в Архангельской области специалисты не видят в них угрозы, сообщили ТАСС в региональном управлении Росприроднадзора.

«На текущий момент острой проблемы с затопленными судами нет.

Вопрос поднимался, но в основном это брошенные лодки и катера, экологической угрозы нет», — сказал заместитель руководителя управления Александр Горних.

В администрации морских портов Приморья и Восточной Арктики ТАСС также сообщили, что затопленные в акваториях суда угрозы не представляют. «Общее число [объектов] затонувшего имущества в морских портах ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» составляет 18 единиц. Затонувшие объекты не представляют угрозы для безопасности мореплавания и окружающей среды», — сказали в администрации.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/4381284

Россия, преследуя и атакуя корабли ВМС, нарушила сразу несколько своих же законов

Брошенные суда в нейтральных водах

25 ноября Российская Федерация захватила два бронекатера и рейдовый буксир ВМС Украины в международных водах Черного моря вместе с экипажем. InfoResist решил проанализировать с точки зрения законодательства РФ обоснованность действий ФСБ по захвату украинских кораблей.

Президент РФ Владимир Путин, 2003 год, Киев, после подписания Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива:

«Перед Россией, на мой взгляд, здесь три основные задачи. Первое: обеспечить свободный проход российских и украинских торговых и военных судов через Керченский пролив. Создать такие условия, чтобы свободный проход был обеспечен. Это первая задача»

Чтобы доказать законность преследования, задержания кораблей ВМС и захвата военных в международных (нейтральных) водах, нужно доказать факт нарушения украинскими кораблями границы или законов России.

Примечание. Анализ законности действий России в атаке на Украину проводится лишь на основе хронологии ФСБ, чтобы показать, как Россия нагло нарушила свое же законодательство. Более того в своем объяснении ФСБ РФ ссылается на статьи законов, которые прямо противоречат их же заявлениям. Хронология конфликта может отличаться от данных Киева.

Нарушение №1 — заявка на прохождение Керченского пролива

ФСБ 24 ноября в 22:23 решила уведомить корабли ВМС о том, что они обязаны подать заявку на прохождение Керченского пролива за 48, 24 и 4 часа, ссылаясь на правила прохождения Керченского пролива.

25 ноября в 05:45 бронекатер МБАК «Бердянск» уведомил Россию (пост наблюдения на мысе Такиль) о праве прохода согласно Договора между РФ и Украиной о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива.

В 06:30 утра командир сторожевого катера РФ уведомил корабельную группу ВМС о том, что им запрещен проход, так как они не подали заявку на проход в Керченском проливе.

Россия в этих требованиях ссылается на приказ Минтранспорта от 21 октября 2015 г. № 313, который регламентирует правила плавания судов в Керченском проливе.

Но украинские корабли не подпадают под действие этого приказа, а проход регламентируется Договором об Азовском море. Этот же Договор определяет и правила прохождения Керченского пролива.

Согласно нему, все суда и военные корабли пользуются полной свободой судоходства.

Техническое соглашение, подписанное в 2007 году двумя странами, говорит же о том, что все суда при осуществлении прохода через Керченский пролив должны поставить в известность капитана порта Керчь.

По данным InfoResist, украинские моряки предупредили капитана порта о своих намерениях (перед этим был предупрежден погранпост РФ на мысе Такиль). Капитан обозначил номер якорной стоянки (471, к югу от Керченского пролива) для ожидания конвоя.

Также капитан добавил, что корабельную группу проведут по принятию политического решения. Во время следующего сеанса связи капитан сообщил, что действует по указанию военных и пограничных кораблей. Там же российские корабли и заблокировали украинские корабли.

Блокирование длилось более восьми часов.

Отметим, информацию о том, что украинская корабельная группа связывалась с портом Керчь, косвенно подтверждает ФСБ, сообщая о блокировании украинских кораблей именно на месте стоянки 471.

Нарушение №2 — право на ограничение прохода

ФСБ заявляет, что в 07:10 корабельная группа военно-морских сил нарушила границу Российский Федерации в Керченском проливе и имела право ограничивать проход. Спецслужба ссылается на пункт 3, статья 25, Конвенции ООН по морскому праву и свой же закон № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (п. 2 ст. 12).

Открываем Конвенцию ООН и видим, что прибрежное государство может временно приостанавливать право мирного прохода судов. Это правило начинает действие только после должного его опубликования.

Требование Конвенции ООН о заблаговременном оповещении об ограничении прохода прописано и в законе, на который ссылается ФСБ, мотивируя нарушение пересечения границы.

Во втором пункте статьи 12 Закона 155-ФЗ говорится о том, что «в интересах безопасности может быть временно приостановлено право мирного прохода». Такое решение вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в «Извещениях мореплавателям».

«Извещения» регулярно публикует Минобороны России на своем сайте.

Чтобы понять, были ли ограничения на мирный проход, открываем еженедельный бюллетень Извещений №46/18.

Там действительно есть извещение об учениях в районе Керченского пролива. Но прямого запрета на проход нет, там лишь уведомляется о временной опасности.

Там же указывается время прохождения учений — с 5 утра до 5 вечера с 30 октября по 30 ноября, во все дни, кроме воскресенья.

Отметим, что именно в воскресенье корабли ВМС зашли в пролив — то есть тогда, когда это ограничение не действовало.

Если проход запрещен в определенном месте, то в Извещении об этом указывается прямо. Так, например, сообщается о стрельбах в Румынии:

На море не действует сухопутное понятие нарушения границы. В Статьях 17 и 18 Конвенции ООН говорится как раз обратное — любое судно (в том числе военное) имеет право на «мирный проход» через территориальное море другого государства, причем без предварительного предупреждения.

Стоит отметить, что, согласно Договору России и Украины, Керченский пролив является водами совместного использования и переход по нему не может являться нарушением чьих либо границ.

Нарушение №3 — законность агрессии

Акт агрессии и таран Россия обосновывает Статьей 30 Конвенции ООН. Там говорится, что если военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства и игнорирует обращения, то прибрежное государство вправе потребовать от него немедленно покинуть территориальное море. Речи об открытии огня, выдавливании из территориальных вод или блокировании прохода, в этой Статье не идет.

Нарушение №4 — право «мирного прохода»

ФСБ пишет, что в 08:35 бронекатера ВМС были приведены в боевую готовность и направили артустановки в сторону российских кораблей. Чем, по мнению ФСБ, и нарушили право «мирного прохода» и ссылается на статью 19 Конвенции.

Право иностранного судна считается нарушающим мир, если происходит угроза или применение силы.

Нарушение «мирного прохода» опровергает видео и фотоматериалы, опубликованные самой же ФСБ.

На видео очевидцев также отчетливо видно, что украинские бронекатера не направляли артиллерийские установки в сторону российских кораблей.

Нарушение №5 — применение оружия

По заявлению ФСБ с 10:35 по 18:30 украинские корабли были блокированы российскими кораблями. В 18:30 они снялись с дрейфа и начали движение на выход из «территориального моря». Россияне сделали предупреждение кораблям ВМС снова ссылаясь на Статью 12 закона 155-ФЗ. Руководствуясь этой же статьей они объясняют и законность преследования корабельной группы ВМС.

Напомним, Россия не выполнила законные требования для запрета на «мирный проход» (см. Нарушение №2), а значит Украина не должны была подчиняться их требованиям. В этой ситуации ФСБ и лично Путин назвали Керченский пролив их территориальными водами, не смотря на то, что он является внутренними водами двух стран.

Действия по открытию огня ФСБ обосновывает выполнением постановления Правительства РФ №80, которое утверждает правила применения оружия на границе.

В самом первом пункте этих правил сказано, что они регламентирует порядок применения оружия при осуществлении защиты и охраны границы в пределах приграничной территории, охраны внутренних морских вод, территориального моря. В этих правилах ничего не сказано о применении оружия за пределами указанных зон (ранее было доказано, что Россия применила оружие по украинским кораблям в международных водах), а также о применении оружия против военных кораблей.

Более того, согласно Статье 19 закона РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» федеральные органы могут требовать от иностранного военного судна покинуть территориальное море и даже внутренние морские воды. Если же это требование было проигнорировано, то спор должен быть решен исключительно дипломатическим путем. Огонь разрешается открывать лишь тогда, когда иностранное военное судно открыло огонь первым.

Этот же Закон описывает и действия в прилежащей зоне (морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница, которая находится на расстоянии 24 морских миль).

Статья 30 закона «О границе РФ» разрешает преследовать и задерживать судно-нарушитель за пределами территориальных вод до тех пор, пока они не зайдут в воды другого государства. В случае успешной погони это судно задерживается и доставляется в ближайший порт РФ.

В то же время статья 23 Закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» гласит, что в прилежащих водах разрешено задержание всех судов, кроме военных.

Вывод

Как видим Россия нарушила ряд собственных законов (не говоря уже о международных) в отношении кораблей ВМС Украины.

Обстрел кораблей с использованием вертолетов и самолетов в нейтральных водах, раненые украинских военнослужащих, переброска на корабли спецназа с последующим захватов корабельной группой подпадает под статью 221 УК РФ «О пиратстве» и согласно Резолюцией ГА ООН №3314 от 14 декабря 1974 г. квалифицируется как акт международной агрессии.

А последние заявления Путина, Лаврова и Захаровой, и вовсе говорят о том, что Россия в открытую признает факт аннексии Керченского пролива.

Источник: https://InfoResist.org/rossiya-presleduya-i-atakuya-korabli-vms-narushila-srazu-neskolko-svoih-zhe-zakonov-razbor-inforesist/

Россия захватила украинские корабли и обвинила экипаж в нарушении морских границ. Они действительно что-то нарушили? (Спойлер: похоже, что нет)

Брошенные суда в нейтральных водах

25 ноября украинские военные катера «Бердянск» и «Никополь» и рейдовый буксир «Яны Капу» попытались пройти из Одессы в Мариуполь в Азовском море. Россия обвинила украинских моряков, что те дважды, с разницей в 12 часов, нарушили границы российского у берегов Крыма.

Во второй раз корабли были обстреляны и захвачены; более 20 моряков задержаны, трое из них получили ранения. Украина в свою очередь обвинила Россию в нарушении права на свободное судоходство и акте агрессии.

«Медуза» разобралась, как Россия и Украина делят морские границы и были ли у ФСБ основания преследовать чужие корабли.

Первый инцидент. Право на мирный проход

Коротко. По закону, корабли имеют право проходить через прибрежную зону другой страны, если ее власти не ввели специальный запрет. ФСБ утверждает, что предупреждала украинские корабли о запрете, но документы этого не подтверждают.

Если 25 ноября никаких запретов не было, украинские корабли могли заходить в 12-мильную зону у Крыма, и пограничники не должны были их за это задерживать.

По сообщению пресс-службы ФСБ, три украинских корабля два раза нарушили границы России с разницей в 12 часов.

Сначала они «около 7:00 [25 ноября]… в нарушение статей 19 и 21 Конвенции ООН по морскому праву пересекли государственную границу РФ, неправомерно зашли во временно закрытую акваторию территориального моря Российской Федерации».

«Территориальное море» — это полоса у берега государства шириной в несколько миль (в случае с Россией — 12 морских миль, или 22,2 километра); внешняя граница территориального моря является государственной границей.

Однако правила пересечения морской границы отличаются от правил, которые действуют на суше. Согласно статьям 17 и 18 Конвенции ООН по морскому праву, любое судно имеет право на «мирный проход» через территориальное море другого государства, причем без предварительного предупреждения.

Статьи 19 и 21, на которые ссылается Россия, как раз содержат правила мирного прохода.

Главное — судно должно следовать «непрерывно и быстро», не заходить в порты и не вставать на якорь, не вести рыбную ловлю, не проводить учения с применением оружия и не должно совершать «любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства».

Украинские военно-морские силы (ВМС) настаивают, что корабли осуществляли «мирный проход» без нарушений. По версии ФСБ, корабли были замечены вечером 24 ноября вне территориального моря у мыса Меганом рядом с Коктебелем.

Корабли ВМС Украины, по версии ФСБ, сообщили, что не планируют идти в пролив. Утром 25 ноября командиры кораблей изменили показания, сообщив, что планируют проследовать через пролив в Азовское море.

Тогда российский катер пограничной охраны «Дон» совершил «навал» (таран) украинского буксира «Яны Капу».

ФСБ утверждает, что еще вечером 24 ноября российский сторожевой корабль сообщил украинским экипажам о закрытии района в территориальном море на подходе к Керченскому проливу со стороны Черного моря.

Прибрежное государство действительно может временно приостанавливать «мирные проходы» через часть своего территориального моря, но такое решение вступает в силу только после его «должного опубликования».

В «Извещениях для мореплавателей», где Минобороны России публикует свои предупреждения, есть упоминание о ежедневных артиллерийских и ракетных стрельбах с 5 утра и до 5 вечера с 30 октября по 30 ноября и именно в том районе, где ФСБ пыталась остановить украинские корабли.

Однако эти стрельбы проводятся во все дни, кроме воскресений. Еще одни стрельбы в том же районе, согласно «Извещениям», закончились в субботу.

Второй инцидент. Право на преследование в нейтральных водах

Коротко. По российскому закону, пограничники имели право преследовать украинские корабли и за пределами территориального моря страны. Но только в том случае, если те действительно что-то нарушили.

Как сообщает ФСБ, корабли ВМС Украины после первого столкновения продолжили свой путь к Керченскому проливу. Через 12 часов после утреннего инцидента, они были блокированы на якорной стоянке у входа в Керченский пролив.

Украинское Минобороны опубликовало аудиозапись, как оно утверждает, радиопереговоров между российскими и украинскими моряками (подтверждений подлинности записи министерство не привело). На записи предполагаемый член экипажа одного из украинских кораблей сообщил, что он вышел в Черное море из Керченского пролива и покинул 12-мильную зону.

В следующем фрагменте записи российский моряк спрашивает, сколько на корабле раненых, а украинец просит помощи и называет свои географические координаты: 44.510 [северной широты] и 36.234 [восточной долготы]. Эта точка находится за пределами Керченского пролива и примерно в 23 километрах от побережья Крыма, то есть за пределами территориального моря.

Те же координаты приводит и ФСБ, рассказывая о месте обстрела украинских кораблей.

Если украинские корабли действительно нарушили какие-то правила внутри территориального моря, то пограничники, согласно статье 30 российского закона о госгранице, имели право преследовать их и после выхода в нейтральные воды — до тех пор пока они не зайдут в воды другого государства. По закону, если погоня увенчается успехом, судно должно быть задержано и доставлено в ближайший российский порт.

Поправка. В первой версии текста мы неправильно указали точку, в которой произошел второй инцидент. Карту мы тоже поправили. Редакция приносит извинения читателям.

Право на свободное судоходство и проход через Керченский пролив

Коротко. Главный вопрос — предупреждала ли Украина заранее о том, что ее корабли следуют в Керченский пролив. Без такого предупреждения они не имели права на проход. Киев уверяет, что направил уведомление вовремя, Москва — что такого извещения не было вовсе.

Между Россией и Украиной с декабря 2003 года действует договор об Азовском море. Он же регулирует правила использования Керченского пролива.

По договору, который, в отличие от большинства соглашений между странами, не был денонсирован Киевом, море и пролив являются «историческими внутренними водами России и Украины». Это значит, что торговые суда и военные корабли пользуются тут полной свободой судоходства.

Военные суда других стран должны спрашивать разрешение на проход у обеих сторон; и Россия, и Украина могут проводить инспекции судов в море и в проливе.

Но кроме общего межгосударственного договора действует и техническое соглашение о правилах прохода через Керченский пролив, заключенное между Россией и Украиной в 2007 году. По нему любое судно, следующее через пролив, должно сообщать об этом капитану порта Керчь.

Дело в том, что проход крупных судов возможен только по Керчь-Еникальскому каналу глубиной в восемь метров, который был отрыт на дне пролива в XIX веке. Для прохода по каналу суда обязаны нанимать в порту Керчи лоцмана; услуга стоит от 500 до 9000 долларов.

До фактического перехода Крыма под власть России в 2014 году все решения о проходе принимал украинский капитан порта, теперь тем же занимается россиянин.

Украина, несмотря на то что не признает присоединение Крыма, следует указаниям российской администрации порта Керчь — иначе она не смогла бы обеспечить грузооборот Мариуполя и Бердянска — своих крупных портов на Азовском море.

Украина утверждает, что отправила уведомление о проходе кораблей и что диспетчерская служба порта «отказалась обеспечить право свободы судоходства, гарантированное международными соглашениями». Россия отрицает, что получила уведомление до утра 25 ноября.

Присутствие украинских военных кораблей в Керченском проливе и в Азовском море явно не нравится Москве.

25 ноября министр иностранных дел России Сергей Лавров напомнил, что официальные лица Украины неоднократно «обещали начать приготовления, чтобы взорвать [построенный Россией] Керченский мост». Однако официально Россия не запрещала украинским кораблям проход через Керченский пролив.

К примеру, в сентябре 2018 года два военных корабля Украины успешно совершили переход из Одессы в Мариуполь, не заходя в территориальное море Крыма и подав заявку на проход Керчь-Еникальского канала.

После того как Крым перешел под власть России, в Черном и Азовском море неоднократно возникали кризисы между военными двух стран.

Так, весной 2017 года ФСБ обвинила украинские военные корабли в обстреле российской нефтяной платформы «Черноморнефтегаза» в Черном море; до присоединения Крыма «Черноморнефтегаз» принадлежал Украине.

В январе-феврале того же года Украина заявила, что с нефтяных платформ был обстрелян украинский военный самолет и военное водолазное судно ВМС Украины.

Внимание. Мы обновили этот текст уже после публикации, потому что ФСБ опубликовала сообщение, где подробно изложила свою версию событий.

Дмитрий Кузнец

При участии Дениса Дмитриева. Карту нарисовала Настя Григорьева

Источник: https://meduza.io/feature/2018/11/26/rossiya-zahvatila-ukrainskie-korabli-i-obvinila-ekipazh-v-narushenii-morskih-granits-oni-deystvitelno-chto-to-narushili-spoyler-pohozhe-chto-net

Действуют ли какие нибудь законы в нейтральных водах?

Нейтральные воды — они потому и нейтральные, что там не действуют законы какой-то конкретной страны, но на каждом судне и военном корабле действуют законы страны, флаг которой несёт корабль! Корабль в море — это не только транспортное средство или орудие промысла. Судно в нейтральных водах — это еще и часть государства со всеми законами, обязательными к исполнению, — всё зависит от флага, который над ним полощется. Тут могут возникать различные юридические коллизии, которыми ловкие люди охотно пользуются.

И, как представляется, в будущем подобные штуки сильно осложнят (или упростят, это как посмотреть) жизнь сухопутным людям.Есть в Нидерландах такая дамская организация, называется «Женщины на волнах» (Women on Waves).

Ее участницы выступают за право женщины самой решать, делать ли ей аборт. Дамы имеют в своем распоряжении судно «Лангнорт» — под голландским, разумеется, флагом, — на котором созданы условия для проведения абортов.

Ноу-хау: Загонять торговые суда из нейтральных вод на таможню военными кораблями

Лавры знаменитых пиратов прошлого не дают покоя правящей элите Украины.

А может это просто жадность, не важно.

Но как заведено в этой стране, там подошли к решению вопроса масштабно.

Можно сказать даже глобально, по сравнению с блестящей операцией.Итак, 4 июля 2020 года, на историческом заседании правительства, «воюющей» страны победившего здравый смысл «достоинства», премьер-министр Володя Гройсман (бывший директор колхозного рынка из Винницы), разразился речью, которая, без сомнения, войдет в анналы истории.

Этот отъявленный «государственник и хозяйственник», формы лица которого уже не умещаются в телевизорах граждан, рассказал, что он, оказывается, еще и непримиримый борец с контрабандой. До слез, просто.

Излучая неописуемый оптимизм и необузданный «патриотизм» (и не надо всё это путать с международным правом), он, облизнув пухлые губы, пригрозил торговцам военным вмешательством.

Его

Правило прохода кораблей в нейтральных водах

В отдельных морских районах свобода мореплавания регулируется национальным законодательствам прибрежных государств. На этих ограничениях и правовой регламентации военного мореплавания следует остановиться отдельно, особенно в связи с принятием Конвенции ООН по морскому праву в 1982 году.

Так, например, во внутренних и территориальных водах прибрежных государств — свобода иностранного военного мореплавания, как таковая отсутствует.

Признавая право мирного прохода иностранных военных кораблей через территориальные воды, национальные законы и правила многих государств содержат весьма существенные ограничения, которые должны осуществляться иностранными военными кораблями осуществляющими мирный проход.

Юридическая основа этих ограничений была заложена в Конвенции 1958 года “О территориальном море и прилежащей зоне”. Но если в Конвенции 1958 года только в самой общей форме говорилось о проходе

Законы в нейтральных водах

Внутренние воды — это реки, озера, каналы и водные пути внутри страны. Территориальные воды — это прилегающее к государству водное пространство на расстоянии трех морских миль (5,5 км) от побережья страны (в старину это расстояние измерялось самой дальнобойной пушкой, размещённой на суше).

У некоторых стран это расстояние может доходить до 12 морских миль. Международные воды (они же нейтральные воды) — это всё, что находится за пределами территориальных вод.

Во внутренних или территориальных водах какой-либо страны вы подчиняетесь местным законам.Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, ни одна страна не может владеть водным пространством в открытом море.

Источник: http://PravaMoskva.ru/broshennye-suda-v-nejtralnyh-vodah-32769/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.